Взаимоотношения между обществом и личностью



Социологи до К. Маркса и Ф. Энгельса, будучи идеалистами и метафизиками, не могли правильно решить вопрос о взаимоотношении общества и личности. Многие из них утверждали, что между личностью и обществом всегда была и будет вражда. Ряд современных буржуазных социологов, считая существующие при капитализме непримиримые классовые противоречия свойственными всему человечеству, изображают человека одиночкой, живущим во враждебном мире. Человек, по их мнению, должен бежать от общественных проблем в мир личных переживаний.

Марксизм-ленинизм, подходя к изучению социальной, политической и духовной структуры общества конкретно-исторически, решает вопрос о взаимоотношении общества и личности, учитывая специфику каждого этапа исторического развития. Согласно марксистской теории, личность не может существовать вне общества. Сущность человека, писал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», – это совокупность всех общественных отношений. Следовательно, нет личности «вообще», существует лишь личность определённого, конкретного общества. Каждый человек есть дитя своего времени.

Взаимоотношения личности и общества в различных общественно-экономических формациях складываются по-разному. В антагонистических формациях на отношения общества и личности накладывает отпечаток частная собственность, являющаяся непреодолимым препятствием для свободного развития личности. Экономическое неравенство обусловливает здесь неравенство социальное, политическое и духовное. Так было в условиях рабовладельческого и феодального строя. Так обстоит дело и при капитализме, хотя многие буржуазные идеологи и утверждают, что в буржуазном обществе будто бы существует полная свобода личности и её гармония с обществом.

Конечно, ликвидация в результате буржуазных революций феодальной зависимости, крепостного права, формальное провозглашение буржуазией свободы личности и равенства между членами общества являются по сравнению с феодализмом шагом вперёд. Однако это не означает устранения при капитализме антагонизма между общественными и личными интересами. Ведь свобода в буржуазном обществе есть, с одной стороны, свобода предпринимательской деятельности для капиталистов, а с другой – свобода для трудящихся продавать свою рабочую силу, чтобы не умереть с голоду. С обострением противоречий капитализма углубляется и противоположность между личностью и обществом. Монополистический капитал обращает достижения научно-технического прогресса против трудящихся, порождает миллионы «лишних людей», физически и нравственно уродует человека, прививая ему черты индивидуализма и крайнего эгоизма.

При социализме и коммунизме вопрос о взаимоотношении общества и личности решается совершенно иначе. Социализм подрывает основы экономического неравенства и тем самым создаёт новые отношения между личностью и обществом. Социалистический строй предполагает общее владение средствами производства и общий труд на благо общества. Общественная собственность на средства производства, производственные отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, социалистический принцип распределения по труду, забота общества о человеке и его потребностях являются основой сочетания при социализме общественных и личных интересов.

Идеологи буржуазии извращённо представляют взаимоотношения между личностью и коллективом в социалистическом обществе. Они заявляют, будто коллектив при социализме подавляет личность, обедняет её духовный мир, что личность якобы растворяется в коллективе, а её интересы приносятся в жертву коллективу. Но это беспочвенные утверждения. В условиях социализма общество и личность не противостоят друг другу, как это имеет место в эксплуататорских обществах. Наоборот, и личность, и общество в равной степени заинтересованы при социализме в одном – в построении коммунизма. Эта единая цель служит надёжным основанием как для сочетания общественных и личных интересов, так и для всестороннего развития личности.

Существующее при социализме экономическое, социальное, политическое и духовное единство общества не означает, конечно, что здесь не могут возникать противоречия между личностью и обществом. В наших условиях может случиться так, что во имя общественных интересов человек должен временно поступиться своими личными интересами. Так было, например, в период создания материально-технической базы социализма, когда советские люди сознательно шли на известные материальные жертвы.

При социализме возможны и такие противоречия между личностью и обществом, когда человек не хочет подчиняться законам, установленным в интересах всего общества, не хочет трудиться, нарушает правила социалистического общежития. Преодоление таких противоречий происходит при участии всего народа под руководством коммунистической партии путём правильного сочетания методов убеждения и методов принуждения.

Переход к коммунизму приведёт к возникновению качественно новых отношений между обществом и личностью. Общество предоставит все возможности для всестороннего гармоничного развития личности и удовлетворения её материальных и духовных потребностей. В свою очередь человек будет выполнять свои обязанности перед обществом не по принуждению, а по органической внутренней потребности.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!