Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как высшая форма отражения действительности



Вопрос о том, что такое сознание, предполагает решение целого ряда проблем. Рассматривая этот вопрос, необходимо выяснить, как появилось сознание, какова его природа, как сознание связано с материей, почему материя первична, а сознание вторично, производно.

Человек давно пытался понять, каким образом возникают мысли и имеется ли взаимосвязь между духовным и телесным. Однако, не имея достаточных знаний, первобытные люди приходили к выводу, что сознание – это свойство «души», которая может существовать отдельно от тела. Подобные взгляды появлялись у них при попытке объяснить такие явления, как, например, сновидения или болезни. Первобытные люди думали, будто сновидения возникают потому, что во сне «душа» покидает тело, а болезни – это результат того, что в человека вселяется «злой дух».

В древних легендах и мифах многих народов описан мир злых и добрых «духов», призраков и богов. Да и в настоящее время многие люди ещё верят в существование бога или независимой от тела «души», в её вечность. Извращённое представление о том, будто сознание – это результат проявления какого-то особого, нематериального начала, «души», навязывается людям идеалистической философией и религией.

Идеалисты и по сей день отрицают, что сознание является свойством человеческого мозга и не может существовать отдельно от мозга. Некоторые современные буржуазные учёные, находясь во власти идеалистических предрассудков, утверждают, что человек мог возникнуть лишь в результате вмешательства какой-то внешней силы, духовного начала.

Материалисты всегда отвергали домыслы о сверхъестественной природе сознания и на основе данных науки доказывали, что мыслит не какой-то безликий разум, а человек, на органы чувств которого воздействуют предметы и явления окружающего мира. Однако домарксистские материалисты не смогли глубоко раскрыть природу сознания и его существенные особенности. Многие из них не понимали качественного отличия живой материи от неживой, биологической формы движения от социальной. Это порождало ошибочные представления о всеобщей одушевлённости материи (гилозоизм) или же стремление объяснить сознание человека исключительно его биологическими особенностями, не учитывая обусловленности сознания конкретно-историческими общественными отношениями.

Подобный философский подход, обусловленный главным образом недостаточным уровнем развития науки, приводил также к отрицанию различий между процессом мышления и физиологической деятельностью организма. Так называемые вульгарные материалисты считали, что сознание является особой разновидностью материи и что мысль выделяется мозгом почти так же, как желчь выделяется печенью. Представители вульгарного материализма крайне упрощённо понимали деятельность мозга и утверждали, что мысль как продукт мозга представляет собой особого рода вещество. Правильно подмечая связь сознания с физиологическими процессами, происходящими в мозгу, они допускали грубую ошибку, отождествляя психическое с физиологическим, мысль с веществом. Между тем у буржуазных учёных ещё и сейчас можно встретить аналогичные попытки механистического отождествления психической деятельности с биохимическими или другими процессами. Взгляды вульгарных материалистов являются неверными, так как они игнорируют доказанное наукой качественное различие между материей и сознанием, что неизбежно приводит к смешению материализма с идеализмом.

Рассматривая вопрос о сущности сознания, диалектический материализм выступает как против идеализма и религии, так и против вульгарного материализма. Марксистско-ленинская философия исходит из того, что сознание является свойством высокоорганизованной материи и возникло на определённой ступени развития живой природы.

 

Предпосылки возникновения сознания

Способность мозга отражать действительность с помощью идеальных образов возникла в процессе исторического развития материи и качественно отличается от реакции неживых тел на внешние воздействия. Эта реакция тоже является своего рода отражением окружающей действительности. Однако не всякое отражение можно назвать сознанием. Отражение – это объективное свойство, присущее всей материи. Оно проявляется во взаимодействии материальных объектов и представляет собой способность одного объекта запечатлевать, фиксировать воздействие других. При этом характер отражения зависит от особенностей объектов и способа их взаимодействия. Поэтому, прежде чем говорить о сознании как способности мозга отражать явления внешнего мира, коснёмся вопросов о различных видах отражения в природе, о предыстории человеческого сознания и о некоторых особенностях психики животных.

В неживой природе отражение происходит по законам механики, физики, химии. Неживые тела под воздействием внешних факторов изменяют свою структуру, разрушаются или преобразуются в новые формы. Так, например, камень под воздействием температурных колебаний, воды, ветра разрушается, превращаясь в песок и пыль. Металл при определённых условиях подвергается окислению.

В живых организмах отражение осуществляется в качественно иных формах. Здесь под воздействием внешних и внутренних факторов происходит специфический обмен веществ. В основе биологического взаимодействия организма со средой лежат многочисленные строго согласованные реакции, которые обеспечивают управление жизненными процессами, питание, самообновление, размножение и развитие. Изменчивость, наследственность и естественный отбор – вот основные факторы приспособления живых организмов к окружающей среде. Под влиянием этих факторов совершенствовалась и способность живого к отражению.

Формы отражения у живых организмов различны. Они зависят как от их строения, так и от характера их взаимодействия со средой. Прежде всего каждый организм обладает способностью реагировать избирательным образом на свет, влагу, химические вещества и т. д. Эта форма отражения, свойственная живой природе, называется раздражимостью. Раздражимость представляет собой физиологическое явление и присуща всем живым организмам, начиная с самых примитивных.

На основе раздражимости и в результате её развития возникает качественно новая, психическая форма отражения – ощущение. Зачатки этой формы отражения имеют уже простейшие организмы. Дальнейшее развитие способности ощущения связано с усложнением строения организмов, появлением органов, специализирующихся на восприятии определённых раздражений, а также с возникновением и развитием нервной системы. У высших животных, обладающих центральной нервной системой, ощущения являются результатом деятельности, мозга.

Способность ощущения – следствие активного приспособления живых организмов к условиям существования. У животных в процессе эволюции создались органы, с помощью которых они ориентируются в окружающем мире, получают информацию о жизненно важных качествах, свойствах вещей. Ощущения выполняют эту роль благодаря тому, что они представляют собой образы явлений внешнего мира, их модель. Но это не физическая модель, она не материальна, не вещественна. Ощущения – это идеальная форма отражения. Источником ощущений служит материальный мир.

Таким образом, отношение между ощущением и внешним объектом, предметом есть отношение идеального и материального. Первичным здесь является то, что отражается, – материальный объект, а вторичным – его идеальная форма, ощущение, образ. Если нет предмета, нет и его образа.

Все психические процессы, происходящие в мозгу, в конечном счёте, определяются воздействием материальных раздражителей. Эти раздражители действуют на органы чувств – анализаторы. Есть анализаторы зрительные, слуховые, вкусовые и т. д. Каждый из них имеет свой воспринимающий аппарат (рецептор) и проводник, который передаёт возбуждение в кору головного мозга. Так, например, глаз, воспринимая посредством сетчатки световые раздражения (электромагнитные колебания), превращает их в электрические импульсы, биотоки, которые передаются затем в головной мозг. Получая от анализаторов эти импульсы, мозг перерабатывает их и посылает к исполнительным органам животного. Акт нервной системы, посредством которого устанавливается связь деятельного органа с внешним раздражителем в процессе ответного действия организма на воздействие этого раздражителя, И. П. Павлов называл рефлексом.

Высшие животные с развитой нервной системой обладают сложным механизмом рефлексов. Рефлексы бывают безусловными и условными. Безусловные рефлексы приобретаются животными в процессе эволюции данного вида и представляют собой врождённые, закреплённые наследственностью связи организма со средой. Наиболее сложные безусловные рефлексы называются инстинктами. Условные рефлексы вырабатываются в процессе индивидуальной жизни организма и отражают постоянно меняющиеся окружающие условия. Наличие условных рефлексов позволяет животным приспосабливаться к изменяющейся среде, к различным жизненным ситуациям. Благодаря рефлекторной деятельности животные получают возможность реагировать на те раздражения, которые имеют для них биологическое значение.

И. П. Павлов отмечал, что для животных действительность сигнализируется почти исключительно раздражениями и следами их в больших полушариях мозга, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов. Это – первая сигнальная система, она является общей для животных и человека. Первая сигнальная система человека, писал И. П. Павлов, – это то, что мы имеем в себе как ощущения и представления об окружающей нас внешней среде, природной и социальной, исключая слово.

Разумеется, ощущения и восприятия животных и человека, имея между собой много общего, качественно отличаются друг от друга. У животных на основе ощущений могут возникать представления и целостные образы вещей, ситуаций и даже отношений между ними. Но животные воспринимают и оценивают прежде всего те свойства предметов, которые удовлетворяют их биологические потребности. Ощущения, представления, с помощью которых животные ориентируются в окружающей среде, не осознаются ими. В отличие от этого человеку как социальному существу свойственно сознание – самая высокая форма отражения действительности.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!