Тема 1. Происхождение и развитие первобытных форм религии
План
1.Причины возникновения религиозных представлений у первобытных людей.
2. Ранние виды религиозных представлений:
а)тотемизм;
б)анимизм;
в)фетишизм;
г)магия.
3.Развитие религиозных представлений в первобытном обществе:
а)политеизм;
б)шаманизм;
в)нагуализм.
5.Религия и мифология в первобытных этносах.
6.Роль религии в жизни первобытного общества.
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса важно охарактеризовать весь комплекс экономических, социальных, духовных причин, оказавших влияние на зарождение религиозных представлений у первобытного человека.
Второй вопрос целесообразно начать с определения разницы между развитыми формами религии и ранними религиозными представлениями. Затем следует детально остановиться на ранних формах религиозного сознания: тотемизме, фетишизме, анимизме и магии, определяя их особенности на основе разнообразного этнографического материала.
В третьем вопросе важно доказать, что религиозные представления первобытности развивались вместе с человеком и обществом. Далее необходимо рассмотреть новые формы первобытной религии: политеизм, шаманизм и нагуализм, установив их основные отличия от предшествовавших форм. В то же время следует учитывать, что тотемизм, фетишизм, анимизм и магия сохранились не только в эпоху позднеродовой общины, но и в протогосударствах и классовых обществах.
|
|
В четвертом вопросе нужно определить важнейшие отличия, а также сходство между религией и мифологией, попытаться установить природу мифологии, по поводу которой в историографии существуют различные точки зрения, определяющие мифологию как жанр фольклора, как первобытную «науку» или «философию».
В заключении семинарского занятия определяется роль и значение религии в жизни первобытного общества в разных сферах его деятельности.
Список литературы
1. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. M.-Л., 1966.
2. Арсеньев В.Р. Звери - боги - люди. - М., 1991.
3. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии. Л., 1987.
4. Буганова М.С. Как возникла религия. М., 1977.
5. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерк истории и религии. М., 1962.
6. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
7. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.
8. Крывелев И.А. История религии. М., 1975. Т.1.
9. Ларичев В.Е. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
10. Соколова З.Л. Культ животных в религиях. М., 1975.
11. ТокаревС.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
12. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1999.
|
|
13. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Любое издание.
14. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория. Л., 1974.
15. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2002.
16. Элиаде М. Архаические техники экстаза. М., 2000.
Тема 2. Система воспитания в первобытном обществе: генезис и развитие
План
1. Генезис системы воспитания в первобытном обществе.
2. Личность и социальные нормы в родовой общине.
3. Инициации и их роль в системе воспитания в первобытном обществе.
4. Этнография детства: традиционные методы воспитания у различных народов Земли в родовой и соседской общинах.
Методические рекомендации
При изучении первого вопроса необходимо реконструировать общие причины и тенденции в происхождении системы воспитания в первобытном обществе, несмотря на безусловную специфичность различных систем у различных этносов.
В следующем вопросе необходимо определить социальные нормы и их развитие на разных этапах родовой общины, которые оказывали решающее воздействие на формирование личности в первобытном коллективе. Здесь же следует установить соотношение личного и коллективного в первобытном социуме, выяснить, почему это соотношение было именно таким и менялось ли оно с развитием первобытного коллектива.
|
|
Третий вопрос изучает понятия инициации, их роль в системе воспитания, а также архаизмы инициаций в современном обществе.
В заключении рассматривается конкретный этнографический материал, посвященный различным методам и целям воспитания у определенных народов Земли. Здесь же определяется роль воспитания в развитии, как первобытных социумов, так и всего человечества в целом.
Список литературы
1. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
2. Битнер В.В. Кто мы и откуда... Энциклопедический путеводитель по истории, культуре и естествознанию. М., 1993.
3. Бринке Й. Окно в каменный век. М., 1975.
4. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1998.
5. История первобытного общества. Эпоха классообразования / Отв.ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.
6. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
7. Левин-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
8. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия - почитание старших (этнографический очерк) // Природа. 1986. №5.
9. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1999.
10. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.
11. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.
12. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. Сборник статей / Отв.ред. Н.А.Бутинов, И.С. Кон. М., 1992.
13. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Южной и Юго-Восточной Азии / Отв.ред. И.С.Кон, А.М.Решетов. М., 1988.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!