Творчество Ч. Метьюрина, X . Уолпола, А. Рэдклиф. Влияние готического романа на европейскую, русскую и американскую литературы.
Метьюрин (1782-1824), Радклиф (1764-1823), Льюис (1775-1818)
Влияние готического романа невероятно огромно, отсылает к средневековой культуре, готика – философско-религиозный контекст, мотивы греховности человека, ответственности поколений за преступления предков, особое отношение к женщине как к дьявольскому сосуду, очень сложному существу, в котором дикие элементы с величайшим трудом синтезируются с элементами разума. Женщина иррациональна, существо второго сорта, отдалялась от дел государственного уровня.
Мотивировка инцеста, чтобы показать непостижимую природу человека. Он биологичен, естественен, не управляется разумом.
Байрон Джордж Гордон(1788-1824)
Творчество делится на 3 периода:
-лондонский
-швейцарский
-итальянский
лондонский: всегда был чрезвычайно интересен как личность.
Отличался яркой, экстравагантной внешностью. Был немного хром на одну ногу(сатана, мистика).
«Мировая скорбь»-его фраза, символ.
Влияние Байрона не менее огромно, чем у Гофмана, но оно разное.
Гофман поражал всех богатством сюжета, красотой формы, а Байрон- созданием нового типа героя.
Поиск самого себя- доведен Байроном до совершенства. Перешел к жанру поэмы, который и прославил его. «Паломничество Чайльд - Гарольда»(1812)-2 части.
Именно в них Б. впервые представляет читателя и нового героя, выходца из высших слоев общества. Но его не удовлетворяет светская жизнь. Разные этапы.
|
|
«я» давало возможность раскрыть внутренний мир, его рефлексию. Б. стал ассоциироваться со своим героем. Поэтому, когда вышли еще 2 части, Б. сказал, что созданное им биографическое произведение- не обязательно он сам.
Фрагментарность и наличие вставных конструкций характерна для его произведений, особенно для восточных поэм. Б. описывает только яркие впечатления. Использует принцип несовпадения фабулы с сюжетом.( как в герое нашего времени).
3 особенность-точка зрения в поэме настолько плавно переходила, что читатель не мог точно сказать, от какого лица идет повествование. Переходящая точка зрения.
Написано спенсеровой строфой, кот представляет собой 9 строк с рифмовкой. Следующие поэмы напишет героическим ямбом.
Яркий образ англ. Романтич . героя - неудовлетворенность жизнью.
Он из знатного рода, но нет гармонии. Он отправляется в Испанию, Португалию, Албанию, Грецию.(экзотические страны). Ищет какое-то дело, ищет себя. нравится созерцать внешний мир, анализировать его. Кроме того, мотив отношения к Англии. Б. был разочарован в этом обществе, консервативности, в закрытом образе жизни. И воспринимал другие страны, как антитезу. Ощущение осталось двойственным.
|
|
Кроме этой работы, Б. начинает работу над другими произведениями, создает цикл восточных поэм. Самые яркие: «Лара», «Корсар», «Гяур».(чужой)
Использует в низ впервые модель: в центре- романтический герой, молодой человек, который обладает набором незаурядных качеств. Имеет определенные комплексы: невостребованности, экзальтации, стремления уйти в свой собственный мир, тип индивидуалиста, эгоцентриста.(отличается от эгоиста тем, что более глобальный характер, т.е. я- в центре всего)
В этих произведениях ощущается знаменитое для Б. чувство мировой скорби: мир несовершенен, человек не находит себя ни в дружбе, ни в любви, ни в обществе. Корсар часто присоединяется к таким же, как он. Но это личность с глубоким внутренним содержанием. Причины, по кот. Герой не находит места: превосходство над ними, усталость от высшего света, гордыня. Ощущение, что его место выше и но живет не в своем мире. Не проявляет себя и в любви. Любовь (обыкновенно женщины светской) рассматривается как низшая. Нет духовной любви и в поиске ее герой отправл-ся в путешествие. В этом экзотич. Пространстве появляется экзотич. Женщина, которая красиво, искренне влюбляется в героя. Но он, гонимый жаждой еще более высокого. Либо недостаточно любит героиню, либо пренебрегает любовью. Человек- жертва, палач собственной жизни, он понимает все, только когда теряет любовь. Героиня либо умирает, либо ее убивают.
|
|
В «Корсаре» героя зовут Конрад. У него есть возлюбленная Медора. Отношения двойственные. С одн. стороны - любовь, с другой -несчастье М., она ничего о нем не знала. Этот закрытий внутренний мир и есть трагический ключ. Пережившие трагедию, они больше не могут верить. Конрад хочет спасти гарем от Сида- Паши.(ДАЛЬШЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ). Женщина, убившая мужчину-позор, и нельзя ждать любви, как благодарности.
3 страдающих героя: Медора, наложница, Конрад. Он везде ощущает одиночество. М. умирает - драмат. конец. После этого он исчезает, никто его больше не видел.
Символы: утесы, горы, замки. Высокий дух, гордыня, непримиримость. Море- противопоставлено глубина, стихия чувства, любви, яркость и изменчивость жизни.
Столкновение Запада и Востока. З. живет разумом, В.- чувствами.
В двух оставшихся поэмах нет мистицизма.
Далее Б. в Швейцарии.(«Сон», «Прометей»(исключит. Личность, между Богами и людьми.) Его поступок рассматр-ся с разных точек зрения: многоборчество.
«Шильонский узник»(1816-17)
|
|
Дописывает «Паломничество…», пишет Манфреда, Каина. Создаются как драмы, но не столько предназначены для театра, как для чтения. Усиливается пессимистическое начало. Манфред чувствует себя богоборцем. Возлюбленная ушла в мир иной. Он хотел властвовать, подняться до Бога. Он просит о смерти и успокоении, смерть ему обещается, но без успокоения.
Каин же посвящен мифологической библейской фигуре. Он более абстрактно-философичен. Бунт Каина против Бога, т.е виновным он не всецело является. Почти нет сюжета, интриги тем более. Локальное повествование.
Но основная работа- 3 период. Именно в Венеции завершается работа над Гарольдом.
Работа над его романом в стихах «Дон Жуан». Сам называл свое произведение поэмой. Но очень развита сюжетная канва, 2 ключевые тенденции: путешествие и мотив поиска любви. Много иронического в нем. Лиро-эпическая поэма. После «Д.Ж.» в России появляется Евгений Онегин и стали считать, что Д.Ж. – роман в стихах. Б. делает своего героя непохожим ни на одного из предшественников. На начальном этапе он просто мальчик, женщины его преследуют. Трагического финала нет.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!