Музыкальные» новеллы Гофмана.



В 1808 году Гофман приезжает в Бамберг, где остается на пять лет. Там он служил капельмейстером, т.к. прежде всего считал себя музыкантом. Впечатления от жизни там были изложены в романе «Житейские воззрения кота Мура». Здесь же познакомился с двумя известными психологами – Маркусом и Шпейером. Они привили интерес к магнетизму, месмеризму, он очень заинтересовался теорией сновидений и сомнамбулизмом. Сам Гофман говорил, что в общении с ними испытал интерес к аномалии психики.

Здесь же в 1809 появляется его первая новелла – одна из «музыкальных» - «Кавалер Глюк». Появляются статьи и эссе, посвященные музыке. Сам написал и поставил оперу «Ундина».

В целом у Гофмана три сборника новелл.

1. «Фантазии в манере Колло» 1814-15 гг.

2. «Ночные произведения» (этюды, рассказы) 1816-17 гг.

3. «Серапионовы братья» 1819-21 гг.

Также два романа – «Житейские воззрения кота Мура» 1819-21 гг. и «Эликсиры сатаны» 1815-16 гг.

Первый сборник – «Фантазии в манере Колло» - альтернатива роману закрытого типа, символ бесконечного. Имел обрамляющую часть, которая намекает на сущность, мотивы, но тексты очень самодостаточны.

Фантазия тогда была музыкальным термином, это жанр, характеризующийся свободой настроения, поэтому музыка – главная тема этого сборника. Также фантазия – собственно игра, воображение, творчество духа.

Мир Жака Колло соединяет гиперболизацию и гротеск; это повседневность, преображенная фантазией, странно знакомый мир, где конечное, т.е. материальное, разрушается импровизацией как бесконечным.

Этот сборник включает 8 произведений. Лучшие – «Песочный человек», «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и мышиный король».

 

Двоемирие в известных произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек». Своеобразие элементов вторичной условности.

Самое важное в произведениях Гофмана – оппозиция конечного (бытовой мир) и бесконечного (мир художников, воображения), к которому относится и природный мир.

Основной конфликт – философско-психологический.

Понятия Бога не появляется, его нет как и дьявола. Гофман не воссоздает традиционную христианскую модель. Некая положительная фигура и отрицательная – архивариус Линдгорст и старая Лиза (ведьма).

Самая низшая позиция – столкновение людей, живущих в реальной жизни – Ансельм и Вероника. Ансельму помогают Линдгорст и его дочь, Веронике – Лиза.

Философские конфликты значимы, но появляется социальная сатира.

«Крошка Цахес» - и вошебный даритель, и волшебный предмет, главный герой – очень маленький человек, урод, социальный изгой. Иррациональное зло – завоевать мир, власть, через все принципы. И обретает возможность этого добиться с помощью волшебного гребня доброй феи. Люди видят в нем то лучшее, что хотели бы, и создают себе идола. Человек приобретает власть и удаляет всех, кто его к власти привел.

«Песочный человек».

Эта новелла также имеет черты литературной сказки, в большей степени отличается оригинальностью.

Главное действующее лицо – Натаниэль. Его подруга детства Клара.

Определенный треугольник – вокруг Натаниэля два женских образа. Клара – больше как друг, в ней духовная красота, очень преданно любит его, но она ему кажется в некот степени земной, слишком простой.

Что лучше – польза без красоты или красота без пользы?

Олимпия – типично гофмановский мотив куклы, а кукла – внешнее подобие живого, лишенное жизни. Любовь к кукле приводит к сумасшествию, самоубийству.

Двойничество – и Клара, и Олимпия – двойники Натаниэля. Клара – живое, светлое, Олимпия – темное, иррациональное начало, тяготение к абсолютному совершенству.

От Гофмана идет интерес к игрушкам – механическим ларчикам, поющим птичкам и т.п. С др стороны они приобретают зловещий оттенок, поэтому они всегда антитеза живым людям.

Стекляшечки – подзорные трубы, стекла очков, зеркала. Зеркала и все, что отражает – переход в иной мир, преломленная, искаженная реальность.

 

Божественное и дьявольское в романе Гофмана «Эликсиры сатаны». Принципы создания фантомов-двойников. Готические мотивы в романе.

«Эликсиры сатаны» 1815-16 гг. написаны в основном под влиянием классической английской готики – удаленный замок, вокруг особый природный контекст, который иногда дополнял атмосферу тайны, иногда – альтернатива спасения; мотив тайны часто связан с мотивом родового проклятия; много мотивов Средневековья; много размышлений о сакральной природе живописи.

Текст очень психоналитически трактован Гофманом. Каждый имеет внутри двух двойников – совесть и Зло.

Много фантастического гротеска; Гофман интересно работает со временем, оно практически циклическое, т.е. движется по кругу. Стираются границы между жизнью и смертью, миры проницаемы.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!