Типы письма. Тип современного русского письма
Типы письма:
Ø пиктография (рисунки, изображения)
Ø идеография (иероглифы)
Ø фонография (делится на слоговое и буквенно-звуковое письмо)
Эта классификация признана неудовлетворительной, т. к. базируется на разных основаниях (+ не отражена характерная сторона письма - связь с речью).
Советский ученый В. А. Истрин разработал новую классификацию, построенную на соотношении знаков письма и обозначаемых ими элементов или единиц языка и речи.
Выделяется 5 основных типов письма в зависимости от того, какая единица речи передаётся простейшим знаком письма:
1. Целое высказывание - фразография
2. Слово - логография
3. Морфема - морфемография
4. Слог - силлабография
5. Фонема - фонемография/фонография (=буквенно-звуковое письмо)
Фонемография делится на:
Ø Консонантное письмо (буквы только для согласных)
Ø Вокализованное фонемографическое письмо (буквы для гласных и согласных)
Современное русское письмо - буквенно-звуковое, алфавитное письмо. Простейший элемент (буква) служит знаком простейшего элемента речи (фонема).
Нарушения:
Ø Буквы е, ё, ю, я в некоторых положениях обозначают не отдельный звук, а целый слог. В положении после ь такое значение имеет буква и.
Ø Буквы ь и ъ не имеют собственного звукового значения
Таким образом, буквенно-звуковой тип в современном русском письме нарушается 7-ю буквами из 33-х.
Билет 5
Структура языка. Языковые уровни, языковые дисциплины языковые единицы. Различие единиц высшего и нижнего уровней
|
|
Языковые уровни | Языковые единицы | Языковые дисциплины |
Синтаксический | Словосочетание Предложение Текст | Синтаксис Стилистика |
Лексический | Слово (лексема) | Лексикология Лексикография Морфология |
Морфемный | Морфема | Морфемика Словообразование |
Морфонологический (вне уровней) | Морфонема | Морфонология |
Фонетический / звуковой | Звук / фонема Слог Ударение Интонация | Фонетика Орфоэпия |
Морфонема - часть морфемы, различающаяся фонемным составом.
Например: рука/ручка (k//č), бег/бежать (g//ž), вóды/вода (o//a), сдать/сделать (z//z’).
Единицы высшего уровня (морфемный, лексический, синтаксический) - двуплановые (содержание + форма).
Единицы низшего уровня (фонетический) - одноплановые (форма).
Единицы более низкого уровня - строительный материал для единиц более высокого уровня.
Потенциальная связь фонемы со значением(Щерба):
Если в каком-то случае своего употребления фонема связана со значением непосредственно, то во всех других случаях её употребления можно говорить о потенциальной связи фонемы со значением.
|
|
Билет 6
Нормативность как отличительная черта литературного языка. Виды языковых норм. Причины их изменения. Объективная и нормативная точки зрения на язык
Самым существенным отличием литературного наречия от народных является стремление говорящего нормировать свою речь. Существование языкового идеала у говорящих - главная отличительная черта литературного наречия с момента его возникновения, черта, создающая это наречие и поддерживающая его.
Черты литературно-языкового идеала:
1. Консерватизм, ссылка на традицию, неподвижность норм (объединяет народ во времени)
2. Наличие нормы, зафиксированной в письменном виде (кодифицированной)
Парадокс Балли: язык может функционировать, только если он статичен, и может жить, только если он может изменяться.
3. Идеал всегда местный (объединяет территориально). Литературное наречие задерживает дифференциацию языков
4. В литературном наречии все всегда и везде говорят в той или иной степени непонятно. Затруднённое понимание есть необходимый спутник литературно-культурного говорения
Виды норм:
Ø орфоэпические
Ø стилистические
Ø грамматические: морфологические и синтаксические
|
|
Ø орфографические и пунктуационные
Ø каллиграфические
Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.
Объективная точка зрения на язык - такая, при которой эмоциональное и волевое отношение к предмету совершенно отсутствуют, присутствует только познавательное отношение.
Для лингвиста нет правильного или неправильного, он ни одного факта не осудит, а лишь изучит. Современные наречия и говоры - потомки более древних наречий, а литературное наречие - лишь одно из этих областных наречий, обособившееся в своей истории, испытавшее более сложную эволюцию, зажившее неестественной жизнью.
Нормативная точка зрения на язык - убеждение в существовании общеобязательной нормы и её необходимости для существования языка.
Для литературного наречия наивный нормативизм - единственно-жизненное отношение, а выведенный из объективной точки зрения “не разобрать слова” - смертный приговор.
Для культурного общения нужен язык нормируемый.
Нормативная и объективная точки зрения не только мирятся, но и требуют друг друга.
Билет 7
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1582; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!