I. Борьба за религиозную свободу 21 страница



 Окрепнув, новое государство стало немедленно расширять свою деятельность. Устройство постоянной армии, организация финансов, забота о суде, обеспечение безопасных сообщений, покровительство торговле и промышленности - все это было и средством и следствием усиления абсолютизма.

 Сначала короли в союзе с городами и на их средства смиряют феодалов, а потом при помощи своих войск, предводимых бывшими владетельными сеньорами, отнимают у городов привилегии, которые стали, по условиям времени, излишними. После этого государи должны были с неодобрением смотреть на то, что в пределах их владений, среди подчиненного им населения имеется класс, чрезвычайно богатый и не признающий его власти. Это было духовенство, связанное непосредственно с папою. Государей духовенство восстановило против себя своею независимостью, полуразоренное дворянство смотрело с завистью на его богатства, горожане и крестьяне возмущались безнравственностью и бездельем духовного класса, особенно монахов.

 Это единство интересов и чувств, обнаружившееся к XVI веку, давало надежду на возможность свержения авторитета католической церкви при помощи новой силы - светской государственной власти, хотя бы ценою безусловного подчинения этой власти.

 II. Гуманисты XV и начала XVI столетий, как Николай Кузанский, Эразм, надеялись, что реформа церкви произойдет сама собою, что папство или собор сами примут меры к очищению от всего, что возбуждало справедливое негодование. Но ожидаемая реформа не приходила.

 Тогда реформа стала производиться путем протеста, опирающегося на силу государства. Весь XVI и половина XVII веков представляют собою ожесточенную борьбу за свободу совести и убеждения, насколько они стеснялись авторитетом церкви. В первую половину XVI века реформация идет сверху, при помощи государей, во второй половине она принимает характер народный. В каких-нибудь четверть века Реформация, начавшись в Германии и Швейцарии, охватила всю Западную Европу и с континента перекинулась в Англию и Скандинавию. В половине XVI столетия успех реформации заставляет католицизм напрячь все свои силы для сохранения авторитета. На помощь католической реакции выступает новый орден иезуитов, в Риме учреждается высший инквизиционный суд, организуется строгая духовная цензура, наконец созывается Тридентский Собор (1545 - 1564), обновивший католицизм выработкою твердых основ. В ХVII веке в сердце Европы разыгралась страшная тридцатилетняя война между католиками и лютеранами, которая привела обе стороны к полному истощению и ослабила вообще интерес к религиозным вопросам.

 Основная мысль этого времени - освобождение от церковного авторитета, как цель, и усиление государственной власти, как средство, не могла быть неприятна светским государям.

 Государи должны были сознавать, какую выгоду можно было им извлечь из реформации. Во-первых, с отречением от католицизма было связано освобождение от власти папы, стеснявшей могущественных королей. Во-вторых, местное духовенство должно было подчиниться власти государей взамен власти пап. Правда, первоначально реформация имела в виду свободный выбор священников самими верующими, но Лютер принужден был отступить от своего первоначального взгляда и предоставить князьям назначение духовных лиц, превратившихся тем самым в должностных лиц. В-третьих, отрицание монашества повело к секуляризации их огромных недвижимых имуществ, которые перешли к государям и тем, кому государи пожелали уделить часть их. В-четвертых, с падением авторитета пап в глазах подданных усилился авторитет светской власти.

 Государи овладевают реформационным движением настолько, что оно, начавшись в народной массе, как протест совести против давящего мысль и убеждение авторитета католицизма, превратилось в дело князей, королей. Правда, датский король Фридрих I заявил, что "вера свободна" и что "король не может заставить кого бы то ни было верить так или иначе", а польский король Стефан Баторий говорил, что "он король над народом, но не над его совестью". Однако это были их личные взгляды, не более. Господство над религиозною совестью перешло от церкви к светской власти, что и выразилось в принципе: cujns regio, ejus religio. Обязанность подданных держаться тех религиозных убеждений, которые признавал их государь, была совсем не согласна с идеей реформации. На Вормском сейме 1521 года Лютер отстаивал права каждого человека на свободу совести, доказывая, что в человеке есть сторона, в которую не может вмешиваться никакая посторонняя сила. Но логика событий неумолима. Свержение католического ига при помощи королей и князей должно было привести к безусловному подчинению светской власти. Сам Лютер принужден был содействовать этому делу и подавлять своим влиянием все, что противилось абсолютизму. Позднее, во время католической реакции, иезуиты, чтобы противодействовать протестантизму, должны были усиленно выдвигать идею монархизма.

 Только там, где не было государей, идея реформации проявилась в полной чистоте. Это произошло в Швейцарии и особенно в Голландии. Мы увидим, как благо приятно отразилось это обстоятельство на философии.

 Однако нельзя сказать, чтобы и в остальной Западной Европе реформация осталась без результата для идеи, во имя которой предпринята была борьба. Вместо одного католицизма, отныне стали друг против друга, на равных правах, два мировоззрения, католическое и протестантское. Правда, протестантизм во многом отступил от своих исходных начал, индивидуальной свободы и личного религиозного убеждения, даже сошелся с католицизмом в установлении новых авторитетов, в устранении свободного определения религии. Правда, кальвинизм по своей нетерпимости мало, чем уступал католицизму. Но уже самый факт совместного их существования будил мысль, вызывая ее на сравнение и критику, а может быть - и на сомнение. Да и сам католицизм вынужден был приспособляться к новым условиям. Вместо нищенствующих монахов, выпущенных в XII столетии для проповеди аскетизма, выступает на борьбу орден иезуитов, заявивший, что умерщвление тела бесполезно и вредно. Благодаря принципу, в силу которого подданные должны были исповедывать веру своего государя, открывалась возможность каждому, переменою места жительства, приспособить свою жизнь к своим убеждениям. Все движение в основании своем имело веру в разум, способный свергнуть слепой авторитет. Хотя Лютер впоследствии называл разум "блудницею дьявола", а Кальвин предпочитал "невежество верующего дерзости мудрствующего", но и тот и другой предприняли борьбу, опираясь на разум, не позволивший им принять на веру, без критики, все, чему учила католическая церковь. А такие реформаторы, как Цвингли, Сервет, Социн стояли решительно на рационалистической точке зрения. Не то важно, чем заменяли протестанты католицизм, а то, что они осмелились рассуждениями подорвать основы его авторитета. Может быть, кальвинистский режим был даже тяжелее католического, но он отвечал личному убеждению, был только что выработан, а не просто усвоен по традиции. Наконец, следует иметь в виду, что реформация, связанная с усилением государственной власти, привела к тому, что вопросы политические получили перевес над вероисповедными. Правительство Франции, руководимое кардиналом Ришелье, осаждает внутри страны протестантскую крепость Ла Рошель и в то же время оказывает в Германии содействие протестантам в их борьбе против католиков. После страшного взаимного ожесточения, пролития потоков крови и разорения городов и деревень, католики и протестанты должны были прийти к сознанию, что каждая вера имеет равное право на существование, т. е. прийти к веротерпимости, столь несогласной с мировоззрением средних веков.

 III. В экономических условиях жизни западноевропейских народов к XVI столетию обнаруживается резкое изменение по сравнению с феодальным периодом. Главною причиною переворота является нарождение капитализма.

 Первоначально капитал возникает в итальянских республиках, как средство их посреднической деятельности в торговле между Западной Европой и Востоком. Открытие новых стран, - Америки, Западной Африки, нахождение морского пути в Индию дало сильный толчок накоплению капитала. Центр торговли переместился с юга Европы на крайний запад, к Голландии и Англии, как наиболее способным поддерживать морскую торговлю на Атлантическом океане. Испания и Португалия, хотя и были поставлены, благодаря открытию новых стран, в наиболее выгодное положение, но так как они ограничились ролью потребителей, то экономическое значение их было блестяще, но непродолжительно.

 Прилив золота и серебра в одни страны Европы произвел переоценку и передвижение экономических благ и во всех прочих странах. Так как, благодаря увеличению количества денег, цены возвысились особенно на Пиренейском полуострове, то товары потянулись в это место через всю Европу. Увеличилось число посредников и торговых центров. Торговля создала такие капиталы, каких прежде не видали. Соответственно тому росла роскошь в среде торгового класса. Когда королева Иоанна Безумная, вместе с мужем, посетила города Брюгге и Гент, горожане встречали и угощали их так роскошно, что растерявшаяся Иоанна сказала: "Я думала здесь я одна королева, а их здесь больше шестисот". Естественно, торговля тяготилась тою опекою, какую проявляла церковь в отношении хозяйственной жизни верующих, проповедью монахов против роскоши, препятствиями, какие ставились торговле и обращению капиталов учением о проценте, установлением многочисленных нерабочих дней.

 Рост торговли и капитала отразился немедленно на производстве. Отдаленность рынков сбыта от места производства сделала излишней работу на заказ, столь характерную для цеховой системы. Производитель перестал встречаться с потребителем, - каждый из них имел дело с посредником или с целым рядом их. Так как товар стал передвигаться на большее расстояние и в большей массе, то ремесленное производство должно было уступить капиталистическому и, прежде всего, в форме мануфактуры. Удар, нанесенный цеховой системе, сильнее всего отразился на слабейших элементах. Чтобы поддержать свое положение, мастера старались придать капиталистический характер ремесленному производству. Увеличивается число рабочих, занятых в мастерской, но зато делаются всевозможные затруднения для того, чтобы подмастерья не могли сделаться самостоятельными хозяевами. Между мастерами и подмастерьями создается общественная граница, неизвестная ранее, когда те и другие объединялись в одной семье, вместе работали, вместе обедали.

 Класс подмастериев почувствовал себя выбитым, без всякой вины с своей стороны, из прежнего социального положения. Чем более старались мастера приблизиться к крупным предпринимателям, тем ниже опускались их рабочие, тем шире и глубже становилась пропасть. В городах создался пролетариат.

 Мануфактура потребовала значительное число рабочих рук, притом наемных, которые бы не связывали предпринимателя ничем, кроме договора. Спрос на рабочие руки мог быть удовлетворен только за счет деревни. Угнетаемые помещиками, крестьяне бросают землю, чтобы бежать в город, где их поглощала мануфактура. В сельском хозяйстве почувствовался недостаток рабочих рук.

 Между тем повышение цен вследствие прилива благородных металлов отразилось весьма неблагоприятно на соотношении цен продуктов сельского хозяйства и мануфактуры. Это побуждало помещиков переводить натуральные повинности на денежный оброк, а размер последнего постепенно увеличивать. Потребность в деньгах заставляла вырубать леса массою, которыми крестьяне пользовались для своих надобностей. Мануфактура предъявила большой спрос на шерсть. Скотоводство оказалось выгоднее земледелия. Помещики, не стесняясь, сгоняли с земель крестьян, огораживали поля и загоняли туда многочисленные стада овец, лишали крестьян выгонов, пахотной земли, а нередко и жилища. Крестьяне, покидая насиженные места, принуждены были бродить в поисках куска хлеба.

 Торговая и промышленная деятельность стала пользоваться особенным покровительством королей в виду того, что только она и могла доставить средства для удовлетворения вновь возникших потребностей новой государственной жизни. Здесь сходились интересы торгового класса и королей в вопросе о свержении церковной опеки.

 В результате, экономический переворот, происшедший в Европе в XIV - XVI вв. содействовал обогащению казны, а следовательно, и усилению государственной власти, выдвинул торговый класс, заставил дворянство напрячь все свои силы, чтобы не уступить буржуазии в общественном значении, и всею своею тяжестью лег на бедное городское и сельское население.

 IV. Ввиду этих обстоятельств нет ничего удивительного, что одновременно с религиозным выдвинулся и социальный вопрос. Горючего материала накопилось много, и вспышки проявлялись не раз. Реформация дала особенно сильный толчок. Мысль, выбитая из векового спокойствия, бросалась из религиозной в другие сферы, и, прежде всего, конечно, в сферу особенно близкую каждому - экономическую. Возвращение к идеалам христианства первых веков не могло не натолкнуть недовольных на идеи коммунизма и сословного равенства.

 Движение мелкого дворянства, образовавшегося из рыцарей, было вызвано беспомощностью этого класса. Благодаря изменившейся технике войны, рыцари принуждены были уступить место простой пехоте (ландскнехтам). Они стали не нужны как военная сила. Но и экономическое положение их, как мелких помещиков, было также затруднительно благодаря новым хозяйственным условиям. Им оставалось, в хозяйственном отношении, прижимать крестьян, чтобы усиленными оброками удержаться на прежнем уровне. Где это не помогало, рыцари обращались к разбою. Такие известные рыцари, как Гец фон Берлихенген или Франц фон Зякинген, были очень не прочь пограбить купеческие караваны. Этими вымогательствами и насилиями они вызвали негодование крестьянского и городского сословий, В политическом отношении им приходилось отказаться от прежнего влияния, которое сосредоточивалось в руках крупных феодалов или королей. Попытки отстоять свое положение вооруженною рукою не привели ни к чему.

 Однако они легко примирившись с новым положением вещей, даже с потерею самостоятельности. Чувствуя себя не в силах бороться с промышленным классом на экономической почве, феодальное дворянство примкнуло ко двору и в своей близости к источнику власти почерпнуло опору для продолжения борьбы. Дворяне заняли видные административные посты, отвечавшие их честолюбию. С другой стороны они нашли себе удовлетворение в тех имуществах, которыми государи охотно делились с приближенными по отнятии их у церквей и монастырей.

 Вследствие того же изменения в характере хозяйства и усиленных оброков обострился и крестьянский вопрос. "У бедняков оценивают даже мозг в костях", говорится в одном памфлете, появившемся в Германии около 1520 года. "Мы, бедные, должны платить им налоги, проценты, оброки, и бедняк не должен ничего иметь у себя дома - ни хлеба, ни соли, ни сала - со своими женами и ребятишками. Где же остановятся они, эти люди, со своими ленами и вотчинным правом? Будь, прокляты их позорная жизнь и их грабительское право! Говорят, Бог дал им такую власть, но где же это написано? Да их власть не от Бога, а от самого дьявола, и сами они - слуги сатаны".

 Во время крестьянского восстания, вспыхнувшего в Германии в 1523 - 1525 гг., среди различных программ, выдвинулись "XII статей", в которых выставлялись требования личной свободы, ограничений барщины и оброков, свободной охоты, рыбной ловли, рубки леса на дрова и строения, определенности уголовных кар. Связь требований с реформацией выразилась в исключительном положении: если будет доказано, что какое-либо требование несогласно с Библией, оно теряет силу. Это были умеренные требования, рассчитанные только на возвращение прежнего положения вещей, следовательно, носили реакционный характер. Но в увлечении движения крайние недовольные элементы желали коренного перестроения, с устранением сословности и частной собственности. Таково было направление анабаптистов.

 Социальное движение в эту эпоху не могло иметь успеха в виду крайней противоположности интересов. Крестьяне были недовольны рыцарями, рыцари - князьями, князья - императором; города оказались в оппозиции и рыцарям и крестьянам. При таком несогласии весь выигрыш должен был быть на стороне самого сильного элемента. Таким всюду оказались короли, а в Германии - князья. Все социальное движение только усилило их положение.

 Социальное движение не могло рассчитывать на помощь реформации. Оно не спаслось бы само и потопило бы вместе с собою и религиозную реформу. И эта опасность была сознана Лютером и его единомышленниками. Никто другой, как сам Лютер, ополчился против рыцарского и крестьянского движения, никто иной, как сам реформатор призывал князей подавить попытки нарушить сложившийся общественный строй. Он сам говорил: "Я, Мартин Лютер, во время восстания убил всех крестьян, ибо я приговорил убить их; кровь их на мне. Но я указываю на Господа Бога нашего, Он повелел мне говорить так". Жертвуя социальными вопросами, Лютер обеспечивал успех религиозного дела. Его проповедь, влиявшая успокоительно, еще более склоняла обладателей государственной силы на сторону реформационного движения.

 Еще не настала очередь социального вопроса. Прежде чем приступить к его разрешению, надо было позаботиться об усилении государственной власти.

 V. Возрождение классических образцов и потрясение церковного авторитета, сопровождавшееся религиозными войнами, влияя на ум и чувство, дали сильный толчок литературе и искусству. Рассматриваемый период, XVI и XVII века, дает ряд блестящих имен, прославившихся в той или другой области.

 Литература этой эпохи обнаруживает совершенно иное направление, чем литература средних веков. Первым отличающим ее признаком является светскость мысли. Религиозные вопросы мало интересуют ее. Относительно такого крупного писателя, как Шекспир, до сих пор остается неизвестным, куда клонятся его симпатии, - в сторону католицизма или протестантизма. Литература отделяется от теологии.

 Авторы новых литературных произведений уже не монахи. Их интересует весь здешний мир, со всеми его радостями и огорчениями, страстями и слабостями. Литература чуждается аскетизма и даже, освободившись от вековых оков, бросается в противоположную крайность. Рабле настойчиво проводит основной взгляд: каждый человек вправе быть человеком, как создала его природа. По мнению Монтеня, все дело в том, чтобы уметь честно наслаждаться своим бытием. "Я люблю жизнь,- говорит он, - и пользуюсь ею в таком виде, в каком Богу угодно было даровать ее нам". Страстный порыв религиозного чувства сменяется тонким умом и изящными чувствами. Обнаруживается то доверие к светской науке, как руководительнице жизни, которое было так чуждо средневековому мировоззрению. У Рабле Гаргантюа радуется изобретению книгопечатания, благодаря которому его сын Пантагрюэль воспользуется "небесной манной доброй науки". Церковные драмы, мистерии сменяются пьесами светского содержания.

 Второе, что замечается в литературе этого периода, - это ее придворный характер. Если светскость литературы стоит в прямой связи с религиозным движением, то придворность ее обусловливается новыми политическими условиями. Королевская власть, для поднятия своего престижа, стала окружать себя роскошью и блеском. Поэзия являлась одним из средств обставить пышно двор. Французские короли заимствовали этот прием от итальянских государей, которые соперничали друг с другом в числе и известности окружавших их писателей. Во Франции это явление достигает высшей степени и отсюда, путем подражания, передается по всей Европе. Поэты, стоящие у подножья престола, не только увеличивают блеск двора на удивление всего парода и на зависть другим, но и могут воздвигнуть государю нерукотворный памятник. В стихах, приписываемых Карлу IX, король обращается к Ронсару: "Мы оба с тобою носим короны, но я, король, получаю корону, ты же, поэт, даешь ее" *(348).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!