Место государства в политической системе общества



Государство занимает центральное место в политической системе, что предопределяется его целью, задачами, социальным предназначением и функциями – быть главным орудием осуществления политической деятельности, направленной на организацию всей общественной жизни. Государство – это такая форма организации политической власти, которая необходима социально-неоднородному обществу для разрешения возникающих в нем конфликтов, преодоления противоречий и достижения, в конечном счете, мира и порядка. Для выполнения всего этого государство обладает всеми необходимыми свойствами и атрибутами, которые не присущи ни одному другому субъекту политической системы.

В силу этого государство является центральным звеном политической системы, оно призвано не только выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но создавать необходимые условия для реального обеспечения принципов организации и деятельности политической системы современного общества. Тем более что оно наделено в этой связи широкими полномочиями.

Важнейшими из них в России являются:

1. – право устанавливать правовой режим организации и деятельности других субъектов политической системы;

2. – осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

3. – привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы. Примером этому может служить деятельность Общественной палаты, работа различных общественных советов при министерствах;

4. – осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;

5.  – приостанавливать или прекращать их деятельность в судебном порядке при наличии законных оснований.

В рамках политической системы основным инструментом воздействия на разнообразные стороны социальной жизни служит политическая власть, авторитетное влияние, которые к тому же всегда используют силу организации. В качестве носителей политической власти могут выступать не только государство, но и партии, союзы, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на основе определенных принципов. Организационно-правовые формы субъектов политической системы (кроме государства), перечисляются в статье 7 федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях”:

· общественные организации;

· общественные движения;

· общественные учреждения;

· органы общественной самодеятельности;

· политические общественные объединения.

В современных развитых государствах выработкой стратегического курса развития общества занимаются партии. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни, заключается:

- в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;

- в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;

- в снятии ее внутренних противоречий.

Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Поэтому их деятельность служит мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения.                                         Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекаются все большее число людей.

Макс Вебер выделял в развитии партий как субъектов политической деятельности три периода:

- в ХVI-ХVIII вв. в Европе партии – это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;

-  в ХVIII1-ХIХ вв. – это уже политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни;

- в ХIХ-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Их типы зависят от характера основной политической ориентации, способа выражения и представления особого интереса той или иной социальной группы на уровне всеобщего интереса, проблем социальной целостности.

Официальной датой рождения партий считается 1832 год, когда был принят английский закон ReformAct, допускавший образование политических организаций. Пройдя длительный путь своего формирования и развития, эти политические общественные объединения приобрели разные ориентации и организационные формы. В современной политической жизни они могут быть:

- классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские);

- национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.);

- проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.);

- государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства.                                                                 Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;

- формирующимися вокруг популярной харизматической политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

-  так называемыми «гротескными партиями», вроде «партии любителей пива», видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан; не претендуя на власть, и весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой , но сплоченный состав.

В зависимости от участия партий в управлении государством различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и внепарламентские партии, отрицающие парламентские формы политической борьбы, ставящие своей задачей насильственное преобразование общественного строя, захват власти вооруженным путем.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие  партии, которые уже получили и осуществляют власть (например, «Единая Россия» в нашей стране). Партия осуществляет ее главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты. В некоторых государствах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая партия пришла к власти. В других государствах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также попадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: составлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, т.е. с помощью нормальной парламентской процедуры.

 Наряду с правящими имеют место оппозиционные партии. Так, в условиях России пишут, например, о конструктивной оппозиции, т.е. о партиях, которые находятся в оппозиции, но в целом ряде случаев проводят одну линию с правящей партией. В качестве таких партий в России можно назвать, например, «Яблоко» или «Либерально-демократическую партию России». В то же время имеются и партии, которые не идут ни на какое сотрудничество с правящей партией, правительством. Это так называемая непримиримая оппозиция. К ним относится, в частности, «Парнас».

В политическом движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Участник движения не имеет строгих обязательств перед организацией, членом которой он себя считает, здесь более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей.

Как считают некоторые исследователи, доминирующая тенденция в развитии политической активности в современных условиях – предпочтение движениям перед партиями, где действует та или иная система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологическая проблема, борьба за мир, демократизацию общества).

Господство в деятельности организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы отдельных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных).

Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике тайные общества и организации. Типичным примером служат масоны в Европе или «триады» на Востоке. Для политических организаций такого рода характерна строгая конспирация, выражающаяся в тщательном сокрытии целей от посторонних и низших категорий собственных участников, жёсткая иерархичность построения, строгая дозировка информации о структуре и деятельности организации для разных категорий ее членов.

В России принят федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». В нем в соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Предметом регулирования Федерального закона «О политических партиях» являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 этого закона право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

В статье 3 закона дается дефиниция, определение понятия политической партии и характеризуется ее структура:

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

 

политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 указанного Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

 Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

 Некоторые исследователи в последнее время отдают предпочтение не политическим партиям, а общественно-политическим движениям как доминирующей тенденции в развитии современных политических процессов. Таковы в России молодежное движение «Наши», «Активный гражданин», Летняя образовательная программа ВДНХ и другие. Многие важные политические проблемы решаются за счет инициативных усилий именно таких движений (экологическая проблема, борьба за мир, демократизацию общества). В политическом движении, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Участник движения не имеет строгих обязательств перед организацией, членом которой он себя считает, здесь более широк выбор форм собственного участия или поддержки деятельности движения и его целей.

Господство в деятельности политических общественных организации частных интересов, нарастающий их разрыв с интересами социальной целостности или противопоставление им ведут к возникновению групп давления. Это различные лоббистские группы и организации, представляющие в государственных, правительственных органах интересы отдельных групп (промышленных, финансовых, профсоюзных, религиозных). Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике тайные общества и организации. Типичным примером служат масоны в Европе или «триады» на Востоке.  Для политических организаций такого рода характерна строгая конспирация, выражающаяся в тщательном сокрытии целей от посторонних и низших категорий собственных участников, жёсткая иерархичность построения, строгая дозировка информации о структуре и деятельности организации для разных категорий ее членов.

В рамках политической системы государство взаимодействует не только с партиями, но с профсоюзными и другими общественными организациями. Профессиональные союзы появились на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профессиональных союзов также драматична и многопланова. Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение. Диапазон здесь велик, на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которые в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам правотворческие функции в сфере трудовых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 8 декабря 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», составляющий правовую основу взаимоотношений государства и профессиональных союзов в нашей стране.

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.п.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труда, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни ит.п.                                                                                                  Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам.

В современных индустриально развитых странах объединения предпринимателей имеют разные формы: экономические союзы и ассоциации, союзы работодателей, сельскохозяйственные, ремесленные и торгово-промышленные палаты, лоббистские организации. Государство стремится детально регламентировать их деятельность.

Отношения между государством и организациями предпринимателей имеют двусторонний характер. Государство создает необходимые условия для нормальной деятельности экономических союзов, оказывает им политическую помощь, участвует в построении и развитии структуры экономических связей. Со своей стороны организации предпринимателей, стремясь подчинить себе государственный аппарат и максимально использовать государственные ресурсы в своих целях, оказывают экономическое давление на государственные органы, финансируют избирательные компании, средства массовой информации, различные научно- исследовательские и прогностические программы, участвуют в работе правительственных и неправительственных консультативных органов, выработке различных правительственных решений, лоббируют законопроекты и другие акты в парламенте и правительстве. Организации предпринимателей участвуют в создании и финансировании политических партий, вырабатывают единую политику в отношении профсоюзов.

Особого внимания заслуживают взаимоотношения в политической жизни государства и церкви. Церковь – религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между членами и подразделениями религиозного объединения, для поддержания связи со светскими организациями. В традиционных обществах церковь, как правило, являлась опорой существующего политического режима, оказывая огромное влияние на все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную.

В период буржуазных революций и далее в процессе становления современной государственности, обычно провозглашается требование отделения церкви от государства и от всей политической жизни.

В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государства светские, теократические, клерикальные.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня является Ватикан. Впрочем в ХХI веке это весьма редкий случай. Положение государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах жизни общества, но прежде всего – в политике.                                                                                                                   Как правило, все руководящие государственные должности могут занимать лишь лица, исповедующие государственную религию, глава государства дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда – регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции.                                                                                                    Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение государственной церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Промежуточный вариант между светским и теократическим государством – это клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, около трех десятков исламских государств). Церковь представляет свои интересы в различных органах государства. В Великобритании, например, представители высшего духовенства заседают в палате лордов. В Италии в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий статус католической религии в качестве единственной государственной, однако позиции католицизма там очень сильны. Вообще влияние религиозных общин и церкви на политическую жизнь зависит, прежде всего, от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима. В демократических государствах, как правило, признается равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены.

В условиях авторитарных и тоталитарных режимов проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью.

1. Религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им. Например, большинство фашистских, коммунистических режимов подчиняли себе наиболее влиятельную церковь и преследовали небольшие религиозные общины, множественность которых затрудняла полицейский контроль за их деятельностью.

2. Религия и церковь приобретают государственный характер (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.).

3. Религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти.

Так, в ряде стран Латинской Америки католическая церковь включилась в борьбу против диктаторских режимов.    

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. В этом случае церковь обычно не является элементом политической системы общества. Впрочем, в некоторых светских государствах не произошло окончательное устранение церкви от политики. В ФРГ, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся совместные акции на муниципальном уровне.

Следует учитывать и то обстоятельство, что церковь может оказывать влияние на принятие политических решений не только непосредственно, но и опосредованно, через религиозно ориентированные политические, профсоюзные, молодежные, женские и другие организации.

Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты. При этом большинство светских государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. из признания права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Такой же позиции придерживается и международное сообщество. В статье 18 Международного пакта о гражданских и политических права записано:

«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать свою религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц».

В России до 1917 года православная церковь была государственной.

Во времена существования СССР свобода совести принималась прежде всего как право не исповедовать никакой религии, в моде был «воинствующий атеизм».

Сейчас в соответствие со ст. 14 Конституции РФ:

« 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Опять же в соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) : «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Эти положения Конституции РФ нашли свое отражение и развитие в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Таким образом де-юре, т.е. по закону Российская Федерация – светское государство, в котором религиозные организации не имеют права участвовать в политической деятельности, церковь не является субъектом политической системы. Однако де-факто, то есть фактически мы наблюдаем несколько иную картину. Почти официальной традицией последних лет в нашей стране стало демонстративное появление первых лиц государства в православных храмах на Рождество и Пасху.

В соответствии с п.7 ст.4 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Согласно Трудовому Кодексу РФ, общенациональным праздником стало православное Рождество. Священнослужители появились в воинских частях. Церковь помогает в решении многих важных духовных проблем общества.

Наконец, довольно существенную роль в политической системе общества играют средства массовой информации (СМИ). О важности СМИ говорит уже сам по себе факт принятия Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Это иногда дает повод некоторым ученым даже называть СМИ четвертой ветвью власти. Конечно, это явное преувеличение. Хотя бы потому, что СМИ редко бывают самостоятельными в финансовом и идеологическом отношениях. Реально за ними стоят другие субъекты политической системы: государство, партии, крупный бизнес, профсоюзы, церковь. Поэтому независимость СМИ весьма и весьма условна. Но было бы неверным и недооценивать значение СМИ для решения политических проблем, связанных с функционированием государственности. Это обусловливается информационными и идеологическими функциями СМИ, их исключительными возможностями влиять на общественное мнение, формировать его, что и делает их весьма эффективным участником политической жизни. К сожалению, сегодня к СМИ высказываются совершенно справедливые претензии. В том числе связанные с освещением событий в сфере права. В частности, складывается убеждение, что жизнь можно построить на пиаре. Какое-то время политическим «пиаром» у нас заменяли все – идеологию нации, культуру спорт, политику как таковую. Это большое заблуждение, главная опасность и беда нашей жизни – важные ее составляющие, которые требуют к себе внимания и серьезного отношения, заменяются риторикой. Не говоря уже о наших телевизионных передачах, сериалах, которые прямо таки зомбируют граждан, население. Какую передачу не включишь, везде убийства, с тщательным описанием жесточайших подробностей.

В юридической литературе в основном утвердилась точка зрения, в соответствии с которой элементами политической системы являются легальные, не запрещенные законом организации. Вместе с тем имеются и высказывания о том, что в политическую систему могут быть включены и преступные сообщества, например, мафия, террористические организации. Возможность такого включения обусловливается тем, что преступные сообщества, подчас, могут серьезным образом воздействовать на протекание политической жизни.  

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!