МАССОВАЯ КУЛЬТУРА : ПОЗИТИВ И НЕГАТИВ
Внедрение наукоемких технологий и автоматизация производства во второй половине XX в. сократили рабочий день и рабочую неделю. У огромных масс людей высвободилось лишнее время. Но куда его девать? Основы традиционной культуры, предписывающей человеку, чем и как заниматься на досуге, к тому времени были уже разрушены. Образовался культурный вакуум, куда хлынули предприниматели, почуявшие возможность получить немалые барыши на удовлетворении досуговых потребностей людей. Рождение индустрии массовой культуры — это феномен исключительно XX в., точнее его второй половины.
335
Для массовой культуры сложились необходимые и достаточные предпосылки, а именно огромный спрос (миллионы жителей промышленно развитых стран с высоким и относительно высоким доходом), избыточное предложение со стороны отраслей промышленности, специализирующихся на досуговом бизнесе, авторский корпус создателей произведений массовой культуры (рок-певцы и рок-группы, композиторы, ориентированные на легкую и эстрадную музыку, режиссеры телесериалов, триллеров, «мыльных опер», ужастиков, комиксов и т.п., шоумены, продюсеры и др.).
Примитивным вкусам населения потрафить было несложно: культмассовая продукция изготовлялась быстро, незатейливо и была поставлена на поток. Не нужно ставить пьесы, кинофильмы или писать сочинения, заставляющие читателя или зрителя задумываться, размышлять. Массы требовали развлекательного действа, позволяющего отвлечься от однообразных буден, растущей преступности и угрозы термоядерной войны, бесконечных политических интриг, повышения налогов и сокращения социальных дотаций, от поточного труда и бюрократизированных отношений на работе. И они были правы, поскольку все, что толкало их к масскультовому зрелищу, примитивному и бездуховному, было еще более бесчеловечным, а порой и откровенно циничным. Так что массовую культуру породило массовое общество — со всеми его институтами, механизмами и противоречиями. Массовая культура выполняла рекреационную функцию, позволяя забыться, отвлечься, уйти от ужасов социальной действительности.
|
|
Врезка
В . Ф . Лобас
Массовая культура на Украине
Культура современной Украины конца XX в. вполне «мозаична» (термин А. Моля) на каждом из основных ее уровней (подсистем). На технологическом уровне мы сохраняем земледельческие ориентации во всех сферах жизни. Готовность городского населения совместить «балконное земледелие» с «дачным производством», призывы возродить «казацкую республику», садить деревья-символы и создавать «рун-веру» из одного гнезда представлений. На соционормативном уровне возрожден натуральный обмен в виде бартера между предприятиями и в виде продуктовых подарков между друзьями и родственниками. «Культура бедности» восстанавливается и усовершенствуется. Обмен рецептами дешевой пищи, натуральных лекарств и бытовых приспособлений становится неотъемлемой частью современного бытия трудящихся.
|
|
На символическом уровне культуры возрождаются старые земледельческие мифы и создаются новые рыночно-космические. Геометрически растет количество различных и все более экзотических конфессий наряду с массовым «крестоно-шением». Технократическая научная фантастика уступает место мистической «фэнтези» со сред-
невековыми персонажами и проблемами. Мифология и магия становятся властителями воображения молодежи.
Вся эта «духовная» продукция издается или предлагается (переводится) на русском языке. Это есть некий городской фольклор периода индустриального и постиндустриального развития человече-
ства в момент кризиса первого и неясности перспектив второго. Для нашей страны именно русский язык есть наиболее полное воплощение индустриальной культуры времени ее расцвета, а сейчас он фиксирует момент ее упадка. Но вербальные носители информации, ориентированные, главным образом, на левое полушарие мозга, отступают под натиском визуальных теле-видео-компъютер-ных организаторов сознания, ориентированных на правое, образное полушарие мозга.
|
|
336
Массовая культура выполняла и продолжает выполнять важную психотерапевтическую функцию, обеспечивая миллиарды людей зарядом положительных эмоций. В целом массовая культура жизнелюбива, она за редким исключением чурается по-настоящему неприятных или удручающих сюжетов, ее произведения завершаются обычно счастливым концом. Ее аудиторию составляет среднестатистический обыватель, не отягощенный философскими рассуждениями и мало задумывающаяся над кардинальными, но и не утративший жизненного оптимизма и в массе своей добросердечный.
Преобладающая ориентация на развлекательность и отсутствие глубоких философских идей делают массовую культуру доступной широким слоям населения. К удивлению, в руках современной демократической мысли оказалось самое эффективное орудие влияния на умы и сердца людей, оно довольно примитивно и вульгарно, но оно демократично. Таким орудие массовой пропаганды было и во времена античной демократии. Когда Сократ бродил по улицам Афин и беседовал с любопытными, вряд ли он общался с народными массами на непонятном языке философских абстракций. А все массовые действа античных трагиков и авторов комедий, проходившие в переполненных амфите-
|
|
«Массовой культурой» обычно называют именно этот продукт духовного производства, достигший наиболее полного соответствия с конвейерной (технологической) и рыночной (соционормативной) подсистемами культуры США. Поэтому термины «мас-совизация» и «американизация» часто отождествляют европейские исследователи, стремящиеся защитить свою национальную самобытность. В Украине ситуация имеет иной вид. Здесь национальные идеологи ратуют за американизацию в политике, экономике, быту и слегка сопротивляются американизации на языковом уровне. Итог довольно парадоксальный. Создается новый криминально-американизированный жаргон, в котором «разборки» уживаются с «импичментом», а «беспредел» с «киллерами». Реальные же технологические и соционормативные подсистемы культуры не имеют ничего общего с «американским образом жизни», рекламируемым в качестве эталона «цивилизованности». Повсеместно наблюдается деградация индустриальной цивилизации, замена промышленности ремеслом, машинного труда в сельском хозяйстве ручным, товарно-денежных отношений натуральным обменом. Лишь в сфере духовного производства на остатках электрификации утверждается американская визуальная массовая культура, потеснив латиноамериканскую. Но это утверждение отнюдь не триумфально. Зритель ищет отечественную тематику и тер-
минологию, узнаваемые пейзажи и родной юмор. Но украинские производители видеопродукции не отвечают на запрос потребителя. А русские телепрограммы, особенно игровые, и видеопродукция успешно конкурируют с американской продукцией. Особенно показательны в этом отношении видеофильмы. Термин «русские» в киосках видеокассет стал классификационным наряду с терминами «боевики», «мелодрамы» и т.п. Таким образом, и вербальная, и визуальная духовная продукция, произведенная в России и в Украине на русском языке прочно удерживает позиции в составе массовой культуры Украины. Уже несколько десятков лет культурологи Европы критикуют массовую культуру за примитивный уровень, рыночные ориентации, оболванивающий эффект. Оценки «китч», «примитив», «литература толкучки» типичны. Но в последние годы защитники элитарного искусства все чаще начали замечать, что элитарная литература не несет общественно важной информации. А развлекательная продукция типа «Крестного отца» Марио Пьюзо оказывается довольно точным и глубоким анализом западного общества. И может быть, что успех такой литературы обусловлен именно ее познавательной, а не развлекательной стороной. Сокращено по источнику : Лобас В . Ф . Феномен русской культуры в составе массовой культуры Украины (www.niurr.gov.ua)
337
атрах, были понятны, просты и жизненно актуальны. Это сегодня язык античной комедии кажется возвышенно-прекрасным в силу непонятности или непривычности ее слога и стиля современному сверхмобильному россиянину или американцу. Но язык Аристофана в некоторых местах излишне откровенен и даже вульгарен. Даже так называемая «совковая литература» советского периода куда более сложна и по-своему возвышенна.
Великое произведение мировой литературы «Преступление и наказание» Ф. Достоевского тоже, по всей видимости, представляет шаг навстречу массовой культуре — долой от выспренного языка и «высокого штиля» классики XVIII в. Достоевский работает с журнальными хрониками, полицейскими
репортажами, с повседневным «трэ-шем», используя его почти в сыром виде с минимальной «художественной» обработкой. Оказывается, что использование «низкого» материала бытового сознания способствует становлению новой литературной формы. И современная зарубежная литература сближается с простым нарративом, с бытовым «рассказыванием историй»29. Известны критические нападки Л. Толстого на высокую поэзию Шекспира, его стремление к опрощению языка, сюжетов и мотивации поступков в литературе.
Отечественные фильмы, формально принадлежащие к жанру массовой культуры и ориентированные не на узкий круг интеллектуалов, а на миллионы простых людей, такие как «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» или «Гараж», по содержательным критериям массового искусства — примитивизму, вульгарности, стандартизации средств выражения, как раз к ней не относятся. По своим художественным достоинствам и той правде, с какой выражаются реальные отношения людей, гуманистические ценности и глубина философских обобщений, они принадлежат к шедеврам высокого искусства.
Появление массовой культуры в XX в., возможно, будет оценено критиками грядущих эпох как величайшая культурная революция в истории человечества. Античность греков и римлян не знала зажатости и аскетизма в изложении, показе или рассказе о тех темах, которые в действительности интересовали массы людей, не тех, что им придумывали философы под именем вечных проблем человеческого бытия или высокой духовности, а самые насущные и повседневные: с кем можно и с кем нельзя заниматься сексом, с какого возраста это можно делать, откуда берутся дети, почему я не могу убить своего отца, который жестоко издевается над моей матерью, и множество других.
Затем наступили «темные века» средневековья, когда христианская церковь, надо сказать, порядком уставшая от грехов и похоти своей паствы, решила призвать ее к порядку, одуматься, стать на путь истинный — разумеется, истину, какой она сама ее понимала. В течение тысячелетия — с V по XV в. — европейцы проходили тяжелую школу религиозной аскезы, сми-
29 Иванов А. В защиту спецэффектов (www.guelman.ru).
338
рения плоти, укрощения чувственности. Она уже была почти укрощена, но художники итальянского Возрождения вновь, как и во времена античности, вызволили ее из подполья. Правда, придали ей изящную форму и уточненный вид. Но от этого она стала еще более привлекательной и соблазнительной. Картины Веронезе и Рафаэля — это победа античности, свершившаяся через два тысячелетия.
Однако праздник плоти длился недолго. Последовала эпоха Реформации, Контрреформации, Просвещения и Нового времени, когда народные массы призывали одуматься, увлечься науками и образованием, но не предаваться беспутству и тайным страстям. И лишь в начале XX столетия модернисты и авангардисты — от футуристов, дадаистов до сюрреалистов и какафо-нистов — вызволили абсурдное подсознательное человека из подполья, показав, что самые обычные вещи — стул, чайник или меховое манто, — будучи деформированы, препарированы или еще как-либо искажены, могут стать объектом высокого искусства. Близилась эра массовой культуры, приход которой подстегнули две мировые войны, унесшие жизни 50 млн человек и разрушившие всю прежнюю инфраструктуру европейского искусства. Возможно, ее приход затянулся бы до сего дня, если бы местом своего рождения она выбрала разоренную войнами Европу. Но массовая культура родилась в сытой и благополучной Америке. Лишь одна страна тогда осмелилась продемонстрировать человечеству его «светлое будущее» — мирное, богатое и развлекающееся.
Появление массовой культуры можно приравнять ко второму приходу Ренессанса — пусть в иных формах, с иными красками и звуками. Но главное — освобождение запрятанного в глубины подсознания мира чувственности — состоялось. Конечно, далеко не в самых приглядных тонах проходит сегодня парад эмоций, сексуальности, интима. Вседозволенность и раз-решенность стали главными принципами философии массовой культуры. Молодежный авангард 1950—1960-х гг. — движение битников и хиппи — явился первым контркультурным вызовом традиционной морали и провозвестником массовой культуры. Проповедников контркультуры во всех странах отличали шокирующая манера мышления и общения, культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым тусовкам и даже оргиям, нередко с применением наркотиков («наркотическая культура»), организация разного рода молодежных «коммун» и «коллективных семей» с открытыми, «беспорядочно-упорядоченными» интимными связями, интерес к оккультизму и религиозной мистике Востока, помноженным на «сексуально-революционную» «мистику тела» и многое другое. Собственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и другие традиционные ценности, воспитанные за тысячу лет христианством, были провозглашены ненужным предрассудком.
Внешний вид «детей цветов» — грязные, оборванные, обалдевшие от наркотиков, пропагандируемые ценности и идеалы, равно как и вызывающие формы их поведения, в том числе свобода любви и секса, возможно, и породили в обществе негативное мнение о молодежной массовой культуре.
339
Но какого ребенка еще может родить мать, если ей запрещали это делать несколько тысяч лет? Да и окружающие были не подготовлены к встрече с младенцем. За 50 лет нельзя сформировать новую культуру в совершенных формах. Вспомним, что высокая культура выращивалась человечеством многие тысячелетия — начиная с первых наскальных бизонов. Народной культуре, возникшей, кстати сказать, на той же самой мифологическо-ма-гической почве, не меньше лет. Ныне это солидные дамы, с усмешкой встречающие неловкие шаги младенца.
Надо только помнить, что хиппи и молодежные революции 1968 г. перевернули политический и культурный мейнстрим в западном полушарии.
Хиппи стали первым поколением американской молодежи, ценностные ориентации которого лежали далеко от бизнеса, денег, карьеры и делового успеха. Движение хиппи потрясло и перевернуло весь мир. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно порвали с укладом жизни своих родителей. Все это получило общее название рок-культура. Ее стержнем послужил социальный протест, принимавший самые разные формы и направления и выражавший себя в недовольстве своими родителями, правительством, властями, законами, политической системой. Впервые в истории молодежная музыка перестала быть по преимуществу развлекательным жанром и взяла на себя несвойственную ей функцию социального протеста.
Стремление молодежного авангарда адекватно выразить на музыкальном языке не только свои эмоции и настроения, но гораздо более богатую палитру своих чувств, идей и даже теорий привели к концептуальному усложнению музыкальных форм. Начиналась совершенно новая культурная эпоха — постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентации, уважается чужое мнение, главным признаются веротерпимость и плюрализм, высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность.
В Советском Союзе термин «массовая культура» в 1960—1980-е гг. звучал как обвинение или приговор писателя в буржуазности, разрыве с идейными основами социалистического реализма и марксистско-ленинской философии. Советскому человеку, по мнению чиновников от культуры, должны быть чужды принципы массовой культуры — продукта тлетворного загнивания Запада. Для них она всегда была чем-то постыдно-второстепенным. Этот термин использовался для идеологического шельмования В. Высоцкого, группы «Машина времени», певицы А. Пугачевой. Но простые граждане тянулись к массовому чтиву. Для них массовая культура носила печать какого-то протеста официозу, некий ореол андерграундности, нонконформизма.
340
ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ
Массовая культура — порождение исключительно западной цивилизации, которая была совершенно незнакома ни одной восточной цивилизации, но которая активно проникает в нее, захватывает и перестраивает ее. И этот процесс получил название вестернизации. Западным феноменом массовая культура является потому, что только в Западной Европе и США возник в свое время классический капитализм, а на его вершине — уже в XX в. — массовое производство и массовое потребление.
Понятие массового потребления характеризуется в работах западных философов и социологов как вид коммерческой культуры. И это неудивительно, ведь продукты данной культуры выступают в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой культуры. Как неотъемлемой частью массовой культуры стали нынешние понятия «раскрутка артиста» и «брэнд» — торговое имя.
Элитарная культура лишена коммерческой жилки, она ориентирована на эксклюзивное потребление единичными и высокостатусными потребителями. Они самые богатые, и для массовой культуры — самые желательные покупатели. Но массовая культура производит серийную продукцию среднего качества для массового покупателя, на котором и делает прибыль благодаря большим объемам. Но это вовсе не значит, что она не заглядывается на агентов элитарной культуры. Они для нее — эталон подражания, ориентир на будущее и желанный покупатель. Потребитель элитарной культуры аристократичен и большой сноб. Он избирателен и любит приобретать то, чего нет у других. Но общая тенденция развития культуры такова: то, что сегодня считается недоступным массам, но высоко ценится экспертами, через 40— 50 лет становится желанным и понятным широким массам. Таким образом, элитарная культура выполняет функцию первопроходца, открывая для массовой культуры те тропы, по которым она вскоре пойдет. Элитарная культура нужна массовой не только как художественный ориентир или культурный инноватор, но и как великолепный хронометр маркетинга. Ведь материальное благосостояние среднего класса, во всяком случае в развитых странах, постоянно растет, а вместе с ними расширяются его возможности и растут культурные запросы. Коллекции художественных раритетов — картин Пикассо или ювелирных произведений Фаберже, раньше украшавшие аристократические салоны, — вскоре будут предметом повседневного спроса среднего класса. Надоевшая уже сегодня потребителям из низшего класса попса через какое-то время исчезнет из репертуара массовой культуры вовсе. Ее должно что-то заменить. Исчезнет или уменьшится в процентной доле и низший класс с его примитивным художественным вкусом. Рост матери-
341
ального благосостояния населения в культурологическом смысле означает переход от элитарной культуры к массовой либо существенные сдвиги второй в сторону первой.
Удачные находки, художественные приемы, идеи и ценности элитарного искусства через некоторое время теряют свой новаторский характер, перенимаются и тиражируются массовой культурой, повышая ее качество, а тем самым подтягивая художественные вкусы массового потребителя. Так элитарная культура идет в авангарде художественного прогресса, выполняя важную функцию социального локомотива для основной части населения. Развитие культуры предполагает не только сохранение лучших образцов
прошлого, но и создание нового, т.е. новаторство. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Признание не обязательно наступает при жизни творца. Бывает так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Нередко слава приходит через десятилетия или даже столетия — когда общество дозреет до этих идей и сделает их актуальными для себя. Не случайно говорят о том, что великий художник всегда опережает свое время.
Как бы то ни было, если творец создает произведение или делает открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена, гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечи космических полетов человечества К. Циолковского — блестящее свидетельство тому. Человеческую культуру продвигают не те, кто тиражирует известное, а те, кто открывает неведомое. Вот почему элитарная культура, к которой принадлежат и Циолковский и Ван Гог, всегда находится чуть или значительно впереди массовой культуры.
Элитарная культура более сложна по содержанию и трудна для восприятия неподготовленными людьми. К ней обычно относят кинофильмы Феллини и Тарковского, произведения Кафки, Воннегута, Томаса Манна, музыку Шнитке. Подобные произведения, которые входят в мировую сокровищницу и называются шедеврами искусства, рассчитаны на узкий круг знатоков и ценителей.
Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Картины Рубенса долгое время были уникальными не только по художественному качеству, но и по доступным для масс количеству экземпляров. Пока его полотна висят на стене, ими могут пользоваться многочисленные любители, поклонники, ценители, подражатели и ученики. В расцвете своей славы на Рубенса трудилась целая корпорация учеников, которыми он руководил, работу которых корректировал, а в заключении ставил свое имя — самый мощный в Европе тех лет торговый брэнд. Как только полотна Рубенса стали доступны с книжных прилавков, они превратились в часть массовой культуры. Дешевые репродукции мещане покупали для украшения своих комнат или
342
в подарок друзьям. Ценить и хвалить Рубенса стало традицией. Его произведения и художественные новации перестали быть уникальным образцом, хотя и не перестали быть шедевром. Размноженные в миллионах экземпляров они стали западноевропейской художественной традицией, знать и считаться с которой было признаком хорошего вкуса, воспитанности и принадлежности к «приличному обществу».
Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Под традициями понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
Однако новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство. Оно вносит свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!