Ожидаемые результаты и способы их проверки
Санкт-Петербург
2019 г.(февраль)- Турция
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Актерское мастерство » является модифицированной программой от программ «Актерское мастерство» и «Режиссура» кафедры режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов (долгое время возглавляемой) Н. а. России, лауреатом премии имени К. С. Станиславского в области театральной педагогики, профессором З. Я. Корогодским в соответствии с областью дополнительного образования. Программа составлена – Зиновьев В.А.. Почетный работник образования, член-корр. МАОН, пед.стаж с 1981 года.
Целью программы «Актерское мастерство » является развитие собственных актерских навыков, умение настроить актера для выполнения режиссерских задач на съемочной площадке в предлагаемых обстоятельствах , умение совершить «режиссерский показ» для верного воплощения приспособлений, мизансцен и живого существования актера перед камерой.
Основные задачи предмета:
· Познакомить с основами актерского искусства русской школы драматического искусства – «школы переживания» и продолжающих вариаций на эту тему- Михаила Чехова, Н.В. Демидова, Е.Б. Вахтангова, также с упражнениями используемыми в становлении актеров западной школы у Иваны Чаббак и в сборнике « Американская школа» в частности Ли Страсберга и элементы динамических техник Ошо. Также с некоторыми тезисами Роберта Макки из его книги- «История на миллион долларов». Это человек прошедший и актерскую и режиссерскую школу- методический родственник.
|
|
· Развить навык свободного существования и действия , подлинности восприятия и оценок
· Помочь развитию творческого мышления и воображения;
· Обучить основам словесного действия
В процессе обучения формируются такие способности, как:
ü лидерские качества, умение создавать увлекающую творческую атмосферу;
ü педагогический и режиссерский контроль творческого процесса, умение анализировать и направлять процесс собственного творческого роста
построение межличностного общения в коллективе.
Срок реализации программы: 16 занятий по 3 часа( 48часов)
Четыре основы метода (системы) К.С. Станиславского
1-Этика –создание и поддержание атмосферы необходимой для доверительной работы и творческого . погруженного существования на площадке.
2-Внешняя техника-развитие речи ( голосо-речевой тренинг), чтение (съемка) Летописи занятия, Картина, Скульптура, Телом передать состояние, Сообщить какую то информацию на «тарабарском» языке , Волна- разные вариации- от взгляда, рук до использования всего тела и звуков
|
|
3-Внутренняя техника ( психотехника) – Осознавание и называние всех ощущений тела )сенсорной системы) Молчание- осознавание и называние всего, что возникает в молчании, Поймать- осознать особенное самочувствие- радость-печаль-апатия-восторг-тоска-равнодушие….. начать называть… потом на камеру
4-Методика- знакомство с программой, рассказывание рефератов по основным методикам – от Станиславского до театра Кабуки, составление упражнений тренинга, проведение туалето-тренинга
Этапы освоения с актерскими практиками.
1-Погружение в творчество. Знакомство с основными этапами воспитания современного актера. Рассказ об основах методики чередуется с упражнениями туалето-тренинга.
Режиссер встречи. Зачин
Летопись – сценарий- раскадровка встречи
Знакомство- Имена-«волна», имена-«шляпа», Поздороваться с каждым, «Обнимашки», «Дай-на» в разных предлагаемых обстоятельствах
Визитка-Запись на камеру
Стихи в подарок
Интересный факт. Случай, происшествие из своей жизни
Осознавание и запись на телефон(камеру) своего настроения сейчас!Ощущения-мысли-эмоции- размышления о жизни- СЕЙЧАС!!!
|
|
2- Развитие навыков свободного самочувствия в ситуации публичности. Освоение «питчинга»
Этюды на ПФД.(воображаемый предмет)
Эквиваленты и метафоры
«Икебана»
Чтение (пересказ) прозы в предлагаемых обстоятельствах .
Кинонаблюдение.
Озвучание-дубляж
Организация этюда в отрывке из прозы.
Основным видом учебной деятельности на данном этапе является творческий туалет и тренинг, режиссерская практика в зачине, актерская практика в этюдных пробах, познавание профессиональной этики.
3-. Познание себя в предлагаемых обстоятельствах.
Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации. Понимание и освоение мизансцен и приспособлений перед камерой.
Основным видом учебной деятельности являются подготовительные, настраивающие тренинги, одиночные и парные этюды, разбор и организация кинонаблюдения для съемок (раскадровка), написание сценария по выбранному отрывку ( прозаическому или драматическому) и организация этюда по нему.
.
4-Практическое освоение Действенного анализа и словесного действия на площадке перед камерой
Основным видом учебной деятельности являются подготовительные, настраивающие тренинги, организация и сьемка отрывка по своему сценарию на литературной основе, организация и съемка кинонаблюдения.
|
|
Формы работы: практические групповые занятия , самостоятельная работа между встречами- подготовка этюдов, съемка икебан, фотонаблюдений и фотоисторий, съемка отрывков по прозе и кинонаблюдениям.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В конце этапа обучающийся должен:
- владеть навыками погруженного действия ( в упражнениях тренинга – «Переход», Оценка в кадре, Этюд на ПФД, Событийное существование в кадре выраженное приспособлениями и оценкой, Оправданная работа с реквизитом в этюде- листок, очки, телефон, стакан, книга и так далее);
- владеть навыками импровизационного самочувствия (сыграть ремарку из сценария, пьесы, прозы)
- иметь этюдную зарисовку по упражнению «ВидеоНаблюдение» , Притча, Знакомая работа на ПФД или другим заданиям.
участвовать (быть автором) в одиночном или парном этюде (без текста);
- владеть навыками импровизационного самочувствия в условиях съемочной площадки- упражнение » кастинг»
- выбрать отрывок (роль , которую хотелось бы сыграть) из прозаического или драматического произведения, из киноотрывка.
-
- сыграть в этом отрывке с партнером ( партнерами)
- владеть навыками словесного действия;
-
- участвовать (быть автором) в этюде на основе литературного материала;
-
- владеть методикой работы над ролью ( ролевая тетрадь и режиссерский сценарий своего экзаменационного отрывка)
-
- участвовать (быть автором) в творческом сюрпризе, зачине,
-
- понимать и уметь рассказать о 4-х основах системы К.С. Станиславского (этика, внешняя техника, внутренняя техника, методика)
-
- владеть методикой событийно-действенного вскрытия авторского материала;( в кино или прозе)
-
- участвовать в съемках учебной работы в качестве актера, оператора, помощника режиссера, художника, осветителя, звукооператора или рабочего на площадке в зависимости от учебной необходимости.
-
- участвовать в выпускном творческом вечере мастерской.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
1) Контрольные уроки:
2) Экзамен ( организация творческого выпускного вечера группы и видеопоказ снятых отрывков))
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название темы | Количество часов | ||
теоретич . | практ . | всего | ||
1-ый этап обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 |
Раздел I. Творческий туалет и тренинг Навыки рабочего самочувствия Четыре основы системы К.С. Станиславского( этика, внешняя техника, внутреняя техника, методика) Творческая документация( Дневник. Летопись, картотека наблюдений, киноотрывков, «икебана», видеотека наблюдений, уроков и отрывков) | ||||
2 | Раздел III. Наблюдения Наблюдения за животными( рыбы, насекомые, птицы) Наблюдения и зарисовки за людьми Наблюдения за событийными ситуациями Кинонаблюдения | 1 | 5 | 6 |
3. | Раздел IV. Этюдная работа Одиночные этюды без текста на память физических действий и ощущений (этюды на знакомое дело) ПФД Одиночное молчание в кадре Этюд с реквизитом Парные этюды «Молча вдвоем» Этюды по Притчам Этюды на литературной основе Этюды по киноотрывкам Этюды по стихам и прозе в предлагаемых обстоятельствах | 2 | 16 | 18 |
|
| Количество часов | ||
теор . | практ . | всего | ||
2. | Раздел I. Тренинг психотехники «Гимнастика чувств»-упражнения туалето-тренинга Взаимодействие Кинолента видений Действие в событии Темпо-ритмический тренинг Тренинг импровизационного самочувствия «Метафора и эквивалент» | 2 | 8 | 10 |
3. | Раздел II. Культура речи. Структура голосо-речевого тренинга. Основы словесного действия | |||
4. | Раздел III. Этюдная работа Этюды по сценарию на основе кинонаблюдений Этюды по сценарию на основе прозаического отрывка Этюды по сценарию на основе драматического отрывка | 8 | 32 | 40 |
6. | Раздел IV. Метод действенного анализа. «Разведка умом» – вскрытие событий и построение событийного ряда , определение сверхзадачи и сквозного действия. «Разведка действием» – этюды по событиям, поиск и фиксация мизансцен и приспособлений | |||
7. | Раздел IV. Съемки отрывков Питчинг . Кастинг. | |||
8. | Контрольные уроки. Экзамен. Сьемка отрывка | - | 4 | 4 |
ИТОГО: (общее количество часов) | 48 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Творческий туалет и тренинг
Цель творческого туалета и тренинга – раскрепостить творческую природу , приучить к подлинной работе органов чувств в публичных ситуациях и на съемочной площадке.
Тренинг является волевой, сознательной практикой самовоспитания, что есть единственное условие успешного учебного процесса. Разбудить и настроить природу можно только в тренинге и соответствующей творческой атмосфере.
Творческий туалет - это ряд упражнений и игр, направленных на настройку и развитие всех органов чувств - слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса.
Осознавание и применение всех органов чувств для достижения цели во взаимодействии с партнером в предлагаемых обстоятельствах на съемочной площадке – основная методическая задача творческого туалета и тренинга.
Игры и упражнения творческого туалета и тренинга позволяют почувствовать свои индивидуальные особенности, свою эмоциональность
Коллективная игра позволяет развивать групповую динамику; чувство ансамбля и импровизационность, профессиональную этику как основу становления творческого коллектива.
Игра это неотъемлемая часть жизненного опыта, возможность самовыражения.
Игровые формы обучения являются средством активного развития фантазии, воображения, способностей к органичному и импровизированному действию в условиях ролевого вымысла. К тому же игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные и личностные отношения между людьми. Игра – эстетическая деятельность.
Цель творческого тренинга - активная, целенаправленная, организованная тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах (если бы я сейчас был каким-либо предметом, если бы я сейчас был каким-то животным, если бы я сейчас был в зимнем лесу, если бы сейчас пошел дождь и т.д.) Тренинг – это воспитание внутренней психотехники, а ее можно тренировать только при участии воображения. Воспитание связи воображения с элементами психотехники – наиболее трудная и тонкая задача педагогического процесса.
Игры и упражнения творческого туалета и тренинга развивают:
1) навыки рабочего самочувствия - организованность, коллективность, законченность действий, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции, корректировка внешней и внутренней культуры . В этот блок туалета и тренинга входят упражнения и развивающие игры типа
2) Шляпа- имена, ассоциации, фильмы, актеры, режиссеры, жанры, термины
3) «Пишущая машинка»,
4) «Переходы со стульями»,
5) Хождение со стульями под ритм. Остановка. Завершить действие - оправдать позу
6) «Геометрические фигуры из стульев»,
7) «Скульптор- художник в кадре»- выстроить, дать название или узнать из известных.
8) Групповая мизансцена- пристроиться к общей картинке. Дать название. Описать ситуацию
9) Репродукции
- «Волна»- жест -оценка –звук -слово- фраза.
«Мячики»
«Дворец –натюрморт –мизансцена -икебана» и т. д.
История в трех картинках-фото
ü
-творческие зрительные восприятия – наблюдательность, зоркость глаза. Упражнения:
«Свои пять пальцев»,
«Шпион»,
«Фотографы»,
«Предметы на букву»,
«Путь вслепую»,
«Событие на улице», «Событие в картине»,
«биография по портрету» ,
Видеонаблюдение и фотонаблюдения ( папараци) и т. д.
ü
-творческие слуховые восприятия и другие сенсорные умения – слуховую наблюдательность и память, тактильную, вкусовую , обонятельную память и внимание. Упражнения:
«Сонар» (слушать разное: класс, улицу, партнера…),
«Шумовой квадрат»,
«Видящие пальцы» (уловить осязательные отличия одной фактуры от другой),
«Узнай товарища» (найти различия в фактуре волос),
«Память пальцев»,
«Найти флакон»
«Каруселька» или «Сканер» по всем органам чувств, мыслям, эмоциям и т. д.
ü
-творческие навыки мышечного внимания – ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия, воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координация движений.
Упражнения:
«Память движений»,
«Гири»,топор, меч, нож.
«Чаши»,кастрюля, тарелка, стакан.
«Кошка»,
«Оправдание жеста»,
«Оправдание позы»,
« Монолог в движении»
« Монолог в плаче и смехе»
« Непрерывное говорение-наговор» (это очень сильная по воспитательным возможностям серия упражнений. Она на определенном этапе усложняется возможностью тренинга физического самочувствия – педагог изменяет по ходу работы обстоятельства – погоду, время года, дня и т. д.)
Выполнение таких упражнений бессмысленно без подключения всей творческой природы, без творческого воображения. Необходимо знать, зачем, почему и для чего я выполняю то или иное действие, в каких обстоятельствах, в каком событии.
навыки непрерывной киноленты видений и внутреннего текста – логическое мышление и непрерывность и последовательность процесса существования в определенных обстоятельствах, образное мышление
Упражнения: «Вспомнить утро», «Дорога», «Полукргу» , «Интерьер» и т. д.
творческие навыки физического самочувствия – аффективная память, память физических действий и ощущений. Уже в том, как сидят учащиеся, как слушают педагога и друг друга, смотрят на работу товарищей, получая соответствующие замечания или реагируя на замечания других – проявляется контроль за освобождением мышц и рациональной тратой энергии. Упражнения: «Душ» (принять воображаемый горячий, холодный душ), «Мороз» (оказаться на морозе в каком-то событии), «Баня». В этот цикл входят и упражнения на разное настроение: вспомнить, когда мне было радостно или печально – что тогда произошло, чем я был занят и т. д.
ü
навыки работы с воображаемым предметом. Начиная работу с воображаемым предметом главное ответить на вопрос: «С какой целью я этим занимаюсь?» И постараться максимально точно запомнить и воспроизвести – объем, вес, температуру, фактуру и запах предмета
Упражнения: «Бисер», «Вышивка», «Обед», «Лепка из глины» , работа со скотчем, с инструментом, столовыми приборами и т. д. Следующим этапом этого упражнения являются парные и групповые действия с воображаемыми предметами.
чувство темпа и ритма. Для упражнений на темпо-ритм особенно важно наличие музыкального сопровождения. Используются фонограммы, создающие различные атмосферы предлагаемых обстоятельств. Различные ритмы и т.д.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!