Кадры из фильма. Е. Киндинов в роли Сергея, И. Купченко в роли Люды



В "Романсе о влюбленных" цвет выделялся по-разному. В сиянии света и тени трудно было уловить конкретный цвет – свет как бы сливался с цветом – воздух делал свое дело. При пересветке иногда отдельные цветовые пятна оставались на фоне светлой поверхности (как в акварельной живописи, когда бумага проступает сквозь краску). Надо помнить, что в сумерках и ночью цвет плохо читается. Но в любом случае цвет управляется и регулируется освещением, делается более подвижным, свободным от формы, пространственным.

Кончаловский никогда не вставлял в картину кадры, которые у меня не получались, понимая, что мой риск является нашим совместным решением. Но зато брал на себя ответственность за включенное в фильм изображение, отстаивал перед ОТК лаборатории и копировальной фабрики все "непроходимые" кадры и доказывал, что так было задумано.

Во время работы над "Романсом..." у меня, наконец, появилась возможность полностью "вырваться на свободу" и экспериментировать в различных направлениях.

 

"Сибириада"

В кино не всегда удается работать с одним и тем же режиссером. Окончив очередной фильм, режиссер ждет следующую постановку довольно долго, и оператору чтобы не простаивать, приходится работать на других картинах. Мне повезло: "Романс о влюбленных" и последующий фильм – "Сибириаду" я делал с Кончаловским. Но эта работа была диаметрально противоположной по характеру и тематике.

Четырехсерийная эпопея, задуманная Кончаловским, была разбита на шесть глав: "Афанасий. Начало века", "Анастасия. Годы двадцатые", "Николай, сын Афанасия. Годы тридцатые", "Тая. Годы сороковые", "Алексей, сын Николая. Годы шестидесятые", "Филипп. Годы шестидесятые".

В сценарии были заложены элементы условности – происходящее должно было выходить за рамки реальности. Фильм строился на метафорах и символах: затерянная в болотах деревня – это сама страна; образ "Чертовой гривы", где находят газ, пронизан тьмой, чувством неизвестности, страхом; "Афонина дорога" мыслилась как дорога в будущее... Во многом символичны и метафоричны были и образы героев этой эпопеи.

В картине переплетаются человеческие судьбы и исторические события нескольких десятилетий (20-60-е годы). Характеры, страсти, глубинные отношения – все это требовало точных решений при создании портретных образов, атмосферы действия.

Основные события разворачивались в сибирской тайге, в деревушке Елань, расположившейся на краю болот. Изображение должно было нести огромную нагрузку, так как драматургия строилась на полярных темах: детство и старость, любовь и смерть, покой и страсти. Эти темы сплетались одна с другой, обрастая подробностями. Реалистический показ жизни граничил с элементами символики, аллегории.

Как и "Романс о влюбленных", "Сибириаду" снимали в универсальном формате кадра с последующим переводом на широкий формат (70 мм). Поскольку это был госзаказ, финансовые и технические условия обеспечивались, что означало последнюю для того времени модель камеры "Аррифлекс БЛ-2", необходимые светосильные объективы с действующим отверстием 1,4 (это были первые экспериментальные образцы, появившиеся в Европе, Кончаловский сам ездил за ними в Западную Германию), пленку "Кодак". Две американские штативные панорамные головки были куплены прямо на международной фотокиновыставке. Так что жаловаться было не на что. "Снимать будем быстро и в любых условиях. Все есть. Теперь дело за тобой", – подвел итог всем техническим приготовлениям Кончаловский.

При написании сценария возникла идея показать Сибирь 2000-го года, ее фантастическое будущее. В связи с этой задумкой группу мосфильмовских специалистов, куда вошел и я, командировали в Голливуд для ознакомления с новинками техники и кинопроизводства.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!