Кадры с использованием стробоскопического эффекта



Начальные сцены картины мы снимали ранним солнечным утром, чтобы максимально использовать все богатство палитры естественного света. Хотелось такое же освещение применить и в павильонном комплексе – в декорации квартиры Тани, интересно спланированной и построенной художником Леонидом Перцевым. Изобразительная драматургия в этих сценах строилась на особых световых эффектах. Первые лучи утреннего солнца, едва проникая через узкие просветы полузакрытых темных штор на окнах, высвечивали из глубоких теней квартиры семейные фотографии. Это помогало передать реальность происходящего действия, создать ощущение таинственности, добиться особой пластической выразительности актерских образов в этом ограниченном пространстве.

Мы с А. Кончаловским на съемках фильма

Рабочие моменты съемки фильма

Сцена, где Таня взволнованно говорит матери о своей любви к Сергею, снята у зеркала. Кадр начинается с небольшого отъезда камеры от крупного плана Тани, рядом стоит мать, из глубины к ним подходит бабушка. Чтобы выразить интимное, задушевное настроение обитателей этого дома, где царят добро, любовь и тепло, хотелось с помощью освещения передать необычное состояние раннего утра. При установке света в этой декорации "солнечный" луч дугового прожектора КПД-90 (его также называют "метровым") был направлен на белую поверхность кафельной печи, расположенной за кадром рядом с актерами. На эффекте отраженного (рефлексного) света солнечных лучей была снята вся сцена. Этот мощный прожектор, несмотря на свою громоздкость, отличается жемчужной прозрачностью излучения и способен создавать удивительно тонкие световые эффекты. Ценность этого прожектора – в краях его светового луча, напоминающих еле уловимую радугу переливающегося солнечного спектра. К сожалению, сегодня эти приборы постепенно заменяются новыми, которые работают на мощных металлогалогенных лампах дневного света. Они, конечно, удобны, но не дают желаемого эффекта дугового света.

Сцена у зеркала с бабушкой и матерью. Эффект рефлексного освещения

Пластическое решение следующей сцены в той же декорации также строилось на освещении. В кадре на общем плане через ванную комнату мы видим, как Таня, разговаривая с матерью, раздевается и начинает принимать душ. Казалось бы, простая бытовая сцена, но для нее следовало найти точный характер света, передающий настроение и всю полноту чувств Тани. Любовь создает напряжение – равновесие нарушается. В освещении это должно было выразиться определенными взаимоотношениями света и тени – в уходе от натурализма. Из глубины соседней комнаты, в полутьме, через наполовину зашторенное окно пробиваются резкие пронзительные лучи солнца и прямо падают на Таню, четко обрисовывая контуры ее обнаженного тела. Чтобы создать динамику света и движение форм, необходимо было усилить контрастность изображения. Для этого все пространство за кадром затянули черным бархатом. Свет берет верх над тенью. Сильная передержка в экспозиции (диафрагма 2,8 вместо 11) приводит изображение к кризисному состоянию – крайним полярным соотношениям света и тени. Чрезмерно высокая плотность негатива в светах нарушает его структуру и эмульсия начинает затекать за границы кадра (вплоть до перфорации) на фоне чистой подложки в тенях. В позитиве это негативное пространство становится носителем темноты (провалы в теневой части кадра), важным элементом изобразительной драматургии фильма. Эффект солнечных лучей, так же как и в предыдущей сцене, создавался одним "метровым" прожектором. За окном в декорации поставить его было невозможно (оказался бы в кадре), пришлось перенести прожектор на леса, сверху направить на зеркало, а затем, отраженным лучом, – в сторону Тани. Минимальная проработка пространства в глубине декорации возникала за счет рефлексов от основного источника света. Контраст, противопоставление – основа основ построения изображения. Эффект яркого солнечного света нельзя воспроизвести искусственно только за счет интенсивности источника – необходимо всегда иметь рядом что-то темное. Тогда на фоне приглушенной темноты ослепительный свет будет поистине прекрасным.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!