ХУД. ОСОБЕННОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАССКАЗА ОСЕЕВОЙ «БАБКА». ПЛАТОНОВ О «СЖАТОЙ РЕАЛИСТИЧ. СИЛЕ» РАССКАЗА



 

Платонов посвятил творчеству Осеевой статью «Размышления читателя», в которой подчеркивал, что рассказ «Бабка» (1939) — «драгоценность, и в отношении глубины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного уменья, доводящего до читателя чувство и мысль автора».

С большой точностью и проницательностью описаны в рассказе отношения бабки и ее внука. Внук лучше понимает и ценит свою бабушку, чем его мать и отец, и в то же время на ребенке есть уже черные тени его родителей.

«Не здороваться» - от отца.

Рассказ написан с огромной сжатой реалистической силой, и фраза в рассказе В. Осеевой нигде не делает никаких собственных «красивых телодвижений», но каждое слово автора служит конечному смыслу и назначению темы, неся на себе работу, а не игру.

 

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ В 20-30-Е гг 20в

 

Научно-художественная книга для детей в России ХХ века создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой традицией. С другой - в развитии лучших традиций этого жанра, заложенных К. Ушинским, Л. Толстым, А. Чеховым, Д. Маминым - Сибиряком. В 20-е годы разработкой этого жанра занялись многие ученые и писатели: Б. Житков, М. Пришвин, А. Арсеньев, В. Дурова, В. Бианки и др.

Б. С. Житков был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, инженером, капитаном научно-исследовательского судна, преподавателем физики и черчения. Его произведения для детей дают большой познавательный материал по физике, химии, географии, устройству различных приборов. Композиция его произведений отличается последовательностью в разработке сюжета͵ развязка конфликта в них энергична, неожиданна, часто присутствует ситуация выбора. Произведения Житкова предназначены читателям разного возраста. Особое место в его творчестве занимают рассказы о животных: «Про слона», «Про обезъянку», «Мангуста» и др.

В них показаны повадки животных, описано, как они выглядят, чем питаются и т.д. В 1936 году он написал книгу для детей 3-4 лет «Что я видел». Это энциклопедия для маленьких написана от имени Алеши Почемучки. Во многом это новаторское произведение.

В. Бианки – писатель, ученый - биолог, один из создателей научно-художественной литературы для детей. Научная проблематика произведений В. Бианки. Раскрытие закономерностей природы. Жанровое разнообразие его произведений для детей: сказки, рассказы, повести, газеты и т. д. Природоведческая сказка (ʼʼЛесные домишкиʼʼ, ʼʼпервая охотаʼʼ, ʼʼЧей нос лучше?ʼʼ, ʼʼХвостыʼʼ и др.). Достоверность наблюдений. Антропоморфизм в создании образов животных, птиц. Ясность и точность языка. Рассказы ʼʼСиничкин календарьʼʼ, ʼʼПо следамʼʼ, ʼʼЗеленый прудʼʼ и др.

Воспитание наблюдательности и пытливого отношения детей к природе. Охрана природы. Повести ʼʼМышонок Пикʼʼ, ʼʼНа великом морском путиʼʼ и др. Сказочные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. ʼʼЛесная газетаʼʼ - художественная энциклопедия природы.

Е. И. Чарушин – писатель и художник-анималист. Животные и детеныши животных – основные персонажи его рассказов. Слияние текста и иллюстраций. Короткий рассказ - основной жанр творчества Чарушина: ʼʼМедвежатаʼʼ, ʼʼВолчишкоʼʼ и др. Тонкость наблюдений над животными, эмоциональность, юмор.

 

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ ГАЙДАРА «СУДЬБА БАРАБАНЩИКА

 

Повесть была закончена в конце 1937 или в начале 1938 года. В 1937 году в «Автобиографии» А. Гайдар пишет: «Сейчас я заканчиваю повесть «Судьба барабанщика». Эта книга не о войне, но о делах суровых и опасных не меньше, чем сама война».

В течение всего 1938 года Гайдар готовил повесть к отдельному изданию. Книга вышла в Детиздате в июле 1939 года. В 1940 году Гайдар включил повесть в сборник «Мои товарищи» («Советский писатель», 1940). Новизна повести, остроконфликтный сюжет и необычное решение темы явились причиной того, что повесть была настороженно встречена некоторой частью критики. И все же большинство выступивших в печати одобрительно отозвалось об этом произведении.

«Судьба барабанщика» вызвала взволнованный отклик у детей; юные читатели верно поняли глубокий замысел автора, правдиво рассказавшего о суровой и трудной судьбе маленького барабанщика пионерского отряда. Прежде чем появилось отдельное издание повести, Гайдар написал по ней киносценарий. Киносценарий этот опубликован не был, и фильм по нему не ставился.

Именно судьба барабанщика – главная мысль автора, которую он хотел передать юным читателям. Человек не выбирает родителей и их окружение, но может бороться с трудностями, если ему хватит мужества. Можно подчиниться обстоятельствам или строить свою судьбу самому. Именно силе духа учат детей книги такого автора, как Аркадий Гайдар.

«Судьба барабанщика» - одна из книг, которые он написал для своего сына Тимура. Сделал это автор, чтобы рассказать ребенку о том, каким должен быть человек, о плохих и хороших поступках. Для детей «Судьба барабанщика» - повесть об их страхах и сомнениях. Все подростки боятся одиночества и совершают ошибки, пытаясь преодолеть его.

В основе сюжета — острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному.

Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения — теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в советском подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем советским народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный… Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я».

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести — распрямление барабанщика — решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность. В повести нашли новое развитие темы коммунистического воспитания и борьбы с врагами родной страны.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!