ПОЭТЫ КОНЦА 19 – НАЧ. 20 ВВ. БУНИН, БЛОК, БАЛЬМОНТ, ЕСЕНИН, ЧЕРНЫЙ (обзор).



 

Новые литературные течения принесли детям сравнительно немного классических творений (среди них и стихотворения Есенина, Саши Черного). При этом и в этих произведениях то или иное течение проявилось неотчетливо, будто поэты сами чувствовали, что язык модернизма не может быть понятен ребенку.

 

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Никогда еще картина литературного мира не была столь пёстрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества.

 

Детство стало одной из ведущих тем литературы. Человек-книга, в которую записана история мира. Только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Человек-ребенок, книга для ребенка. Многие писатели перешли от разработки традиционной темы детства к созданию литературы для детей, к критике детских изданий.

 

Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка».

 

И.А.Бунин. Его рассказы и стихотворения посвящены России и русской душе. Тема детства также была в его поле зрения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом», «Стихи и рассказы», «Полевые цветы». Одним из источников вдохновения был для Бунина мощно бьющий родник детских воспоминаний: (стихотворение «При свече»)

Сердцем помню только детство:

Все другое - не мое.

Он всегда набрасывал картины совершенно реальные, которые, однако, поражают гармонией красок, звуков и запахов, поэтому при чтении читатель переносится в тот давно минувший день и т.д.

Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орловским поместьем - его родовым гнездом. Детство Б. было овеяно духом ХIХ века с его устоявшейся культурой. Дом хранил домашние ценности культуры. В стихотворении «Летняя ночь » передана атмосфера поместья, его теневая сторона, связанная со страшными местами и семейными рассказами.

Тема материнства, связанная с мотивами природы и христианства, звучит в стихотворениях «Мать», «Матери», «На пути из Назарета», «Помню-долгий, зимний вечер…». Своему маленькому сыну Б. посвятил колыбельную «На глазки синие, прелестные…». «Все снится: дочь есть у меня…» - так начинается «взрослое» стихотворение «Дочь».

 

К.Д.Бальмонт. Его отношение к детским книгам было самое трепетное. Он написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей 4х-летней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки». Это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в кот. возродилась традиция детских стихов Жуковского (мальчик-с-пальчик). Легкомыслие сюжетов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях- Наряды феи, Прогулка феи, Находка феи, Забавы феи. Жизнь-череда мимолетностей. Зло не существует в фейном мире- есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Фея-муза поэта, детский мир- мир его вдохновения. Естественное право ребенка и поэта на радость, красоту и бессмертие.

Б. называли «Паганини русского стиха», восторгаясь музыкальностью его речи. Многие из «взрослых» стихов Б. можно предлагать детям с самого раннего возраста.

А.А.Блок. Главная тема его поэзии - Родина, древняя, современная и будущая. Б. вслушивался в музыку революции, пытался угадать ход истории: детям предстоит войти в более тесное общение с народом, столкнуться с невежеством, жестокостью, нужно учиться технике - железный век как-никак; сентиментальность по отношению к детям - великий грех, ибо может развить в них бездеятельность, неприспособленность к жизни. Они станут несчастными безвольными людьми («Записные книжки»).

Спор о жестокости в народной сказке - фальсификаторы отфильтровывали жестокое, Блок против - нужно открывать детям глаза на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.

Б. начал писать с 5-7 лет, увлекался журналистикой. Впоследствии рецензировал детские издания -главные критерии: 1) близость к народному творчеству 2) близость к детскому мировосприятию. Неясно, писал ли Б. именно для детей: он отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, устранял темные места + детские стихи помещал и в издания для взрослых.

Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Пасха и Рождество - важнейшие праздники. Каждое стих-е выражает лирическое состояние, характерное для данного времени года.

В этих стихах нет ничего символистского. Есть типичные для Б. приемы: черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Спокойствие чувств+реализм описаний. Лирический герой живет в золотом веке.

Сборник «Сказки» - драма перехода в железный век; мотивы русской мифологии, стихи трагического накала нужны детям в начале тревожных и мятежных дней.

Б. не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии для него едины. + тема поэтизации детской смерти.

 

Саша Черный. Много писал на рубеже веков. Сборник «Детский остров». Нет любовной лирики, но много детской. Есть «Живая азбука».

 

С.А. Есенин. Крестьянский поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах преобладает крестьянско-христианское мироощущение = одушевление всего живого + соединение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи Е. вошли в круг детского чтения. (1910-1918): «Береза», «С добрым утром», «Черемуха», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима - аукает»… Ведущий лирический мотив - умиленное созерцание жизни. Природа+человек = покой, взаимосогласие. Шел от традиции народной песенной лирики. Источник образов - народная поэтичная речь (+инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения). «Сказка о пастушонке Пете…» - отклик на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе.

Особая тема - маленькие сироты и беспризорники. Сиротка, Побирушка (безвинные слезы, скромные притязания, неправедный мир+празднично-веселый). Русь бесприютная. Сочувствие+понимание соц.последствий. Поэзия Есенина - классика для всех возрастов.

 

 

ПРИШВИН И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Природоведческая сказка сочетает в себе все основные признаки природоведческой литературы и устного народного творчества. От природоведческой литературы ей достались: познавательная направленность, научность (знакомство с важными законами природы), представленная в занимательной доступной форме. От сказки – вымысел, основанный на уникальных чудесах природы, басенный, притчевый смысл сказок о животных, прием антропоморфизма, который  выражаемся в том, что животные говорят и действуют, как люди.

 

Природоведческое содержание, перенесенное в сказку, позволяет ребенку глубже прочувствовать свое родство с миром природы. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю изучать, беречь и защищать её. Сочетание занимательного, познавательного и художественного в сказочном творчестве М.М. Пришвина соответствует особенностям детского восприятия и направлено на воспитание уважения к природе.

 

Сказки М.М. Пришвина отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. В произведениях М.М. Пришвина мы встречаемся с жанром сказки-были. Быль - рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности. Сочетание были и небыли и есть сказка. Для Пришвина сказка - это способ понимания смысла жизни.

В сказках-былях Пришвин использует традиционные сказовые элементы, позволяющие выразить обобщающий смысл сказки (добро побеждает зло). Писатель отражает жизнь в форме сказки. М.М. Пришвин придавал большое значение данному жанру в своем творчестве.

 

Сказки Пришвина можно поделить на несколько групп: сказки - путешествия («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Светлое озеро»); автобиографические - роман-сказка «Кащеева цепь», «Государева дорога», повесть - сказка «Корабельная роща» (сюжетно продолжает произведение «Кладовая солнца».

 

Первый рассказ писателя — «Сашок» — был напечатан в детском журнале «Родник», когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство неповторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека. А широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц», в которой отразились впечатления от поездки по северу России в составе этнографической экспедиции. За эту книгу Пришвин был награжден серебряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом. Тогда же писатель ощутил свое призвание — быть выразителем «души природы»; в природе он видел вечный источник радости и творческих сил человека.

Особенности личности и таланта Пришвина — оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей.

 

Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художественном творчестве «Журавлиная родина» — «Ребята и утята». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка переводит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шапками», чтобы поймать. И столь же прост вывод — обращение рассказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело — вырастить своих детей! Писатель наполняет рассказ атмосферой радости бытия. Дети, отпустив утят, сами становятся добрее и чище.

 

Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Он признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался прежде всего к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и детей, и взрослых. Писатель находил особую интонацию, манеру общения с детьми разного возраста. Для маленьких читателей он считал главным условием «простоту».

Но простота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю. Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

 

Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листов гриб («Силач»); шепчет лес («Шепот в лесу»). Говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки («Ярик»), от орла («Орлиное гнездо») и от других неприятелей («Ребята и утята», «Пиковая дама»). С улыбкой поведает художник о том, как звери-родители заботятся о своем потомстве, учат его («Курица на столбах», «Борец и Плакса», «Первая стойка»). Художника радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность («Синий лапоть», «Нерль», «Изобретатель»).

 

Пришвинская миниатюра может состоять всего из одной строчки: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешек».

 

«Современную правдивую сказку» (сказку, в которой сохранена и «правда очерка») М.М. Пришвин претворяет в одном из самых лучших своих произведений «Кладовая солнца». Человек раскрывается через природу, через свое отношение к ней. Для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь.

Здесь есть все черты жанра сказки: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло. В «Кладовой солнца» события происходят в настоящем и прошлом времени: повествование прерывается воспоминаниями о прошлом. В сказке Пришвина много описаний пейзажа. В его произведении мы находим как элементы сказки, так и элементы вполне реалистического жанра «были». 

Пришвин считал, что величайшее достижение человеческих усилий — ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым — природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее.

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!