Творчество вологодских писателей



С. Багров «В золотых очках», А. Медведская «Катя», В. Елесин «По грибы», В. Белов «Мамина дочка», «Катюшин дождик», «Однажды весной», А. Ольхон «Младший брат тигра», М. Фарутин «Сова и ястреб», «Иван-чай и болиголов», И. Полуянов «Без парашюта», «Баня», «Удачник», «Кривляка», Т. Гогулина «Удивительные встречи на лесной опушке» (отрывки), В. Гарновский «Весенняя музыка», «Лесные праздники».

        Программа 2-го класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Продолжается формирование грамотных представлений о фольклорных жанрах, в том числе сказках Вологодского края, и произведениях авторской литературы. Учащиеся прогнозируют содержание произведения по заглавию и иллюстрации, воспроизводят самостоятельно прочитанное произведение по вопросам, инсценируют, составляют рекламу произведений писателей - вологжан о большой и «малой» Родине, о жизни и делах детей и взрослых, о животных и растениях, о природе родного края в разные времена года.

Обучающиеся знакомятся с доступными их восприятию художественными приёмами: олицетворением, сравнением и контрастом, анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

       Итогом второго года обучениядолжно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Класс (68 часов)

Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история. Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин, В. Хлебов. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ). Поэзия.Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор). Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость мировосприятие их авторов (а не тематическое сходство).

Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!