Полюбил березку мой лесной народ



       Сразу оговорюсь, что в заголовок этой публикации внесено строки из стихотворения Степана Семеновича Торбокова «Белая береза».

       Но прежде, некоторые подробности о самом Торбокове. Автор этих строк познакомился с ним в самом начале шестидесятых годов прошлого столетия, когда работал в районной газете «Звезда», бывшего Кузедеевского района. Нередко к нам в редакцию приходил из Тайлепа Степан Семенович. Причем не с пустыми руками, а с целой пачкой своих рукописей со стихами. Большая часть из них потом помещалась на страницах «Звездочки», как мы иногда называли свою газету. Помнится, один из сотрудников газеты, Валентин Бармин, наш газетный поэт, особенно радовался приходам С.С. Торбокова. Он уже был известным поэтом всей Кемеровской области. Его стихи в переводе Г. Сысолятина и М. Небогатова постоянно появлялись на страницах многих изданий Кемеровской области и Красноярского края. Что скрывать, для нас, начинающих журналистов районной газеты, Степан Семенович был непререкаемым авторитетом. Что же касается Валентина, то он прямо-таки благоговел перед именем Степана Семеновича, особенно после того, как узнал, что готовятся к изданию два сборника его стихов «Белая берёза» и «Пихточка», которые увидели свет в 1960 году. Их выходу в свет Валентин посвятил специальную публикацию «Двери его поэзии распахнулись», которую поместил на страницах «Звездочки».

       Что же касается меня, то я с большим удовольствием читал и перечитывал стихи Степана Семеновича. Некоторые из них тогда настолько прочно вошли в мою память, что помнятся до сих пор. Особенно «Белая береза», появление которой в наших краях поэт связывал с приходом в Горную Шорию русских. Именно они, якобы изгнали поработителей джундаров, которые эксплуатировали местных шорцев. Вот как это выразил в своих стихах поэт:

Сгинули джундары

Под метельный вой…

Хороша берёза

Летом и зимой.

Хороша легенда

Про её приход.

Полюбил берёзу

Мой лесной народ.

       Но не только стихами памятны для меня мои встречи с Торбоковым. Закончив в Красноярске учительские курсы, а затем и географический факультет Томского университета, Степан Семенович многие годы учительствовал в Кузедеевском районе. Был учителем, завучем, директором школ в тех самых селах, дела жителей которых я, как журналист, должен был освещать на страницах своей газеты. И Степан Семенович при этом помогал мне деловыми советами и консультациями. Большое ему спасибо за то содействие.

       Сегодня его среди нас нет, но остались в памяти стихи, которые он писал в минуты вдохновения. Вот несколько строк из одного из них:

Был у нас кайчи –

Певец народа.

Старые легенды говорят:

«Запоёт – и вторит вся природа,

Лес и горы подпевают в лад.

…Как хотел бы я,

Стихи слагая,

Походить на славного кайчи.

       Думается, что это пожелание Степана Семеновича стало реальностью в полной мере.

                                                                  Цыряпкин А.,

журналист

                                                                                         14 ноября 2006 г.

Хранитель времени

Люблю тебя, мой край родной…

Был у нас кайчи,

Певец народа,

Старые легенды говорят:

Запоёт –

И вторит вся природа,

Лес и горы

Подпевают в лад

(«Был у нас кайчи…»)

           

Степан Семенович Торбоков родился 24 декабря 1900 года в улусе Тагдыг-аал (в пер. «горный поселок», ныне г.Осинниики) в семье охотника. Учился Степан в родном улусе до 1912 г. в церковноприходской школе. Нужда рано заставила его взяться за труд не по возрасту тяжелый. Мальчиком исходил он вместе с отцом родные леса и горы, неделями не бывал в родном улусе и уже тогда он задавал себе вопрос: отчего так тяжко живется бедноте?

В 23 года С.Торбоков заявил о себе во всеуслышание своей лирикой. И хотя, по его мнению, стихи были плохи и неказисты, они полюбились шорскому народу, ведь в них была воспета их родная природа, их чувства и быт.

Степан Семенович обладал редчайшей памятью и благодаря этому природному дару, сохранил десятки тысяч стихотворных строк шорских эпических песен. Сын Валерий вспоминал: «С детства помню, как сельчане приходили к нему и просили его в очередной раз сводить их в старину – мир богатырей, чудес и подвигов. Отец сопровождал сказания каем, очень красивой музыкой».

В 1956 г.С.Торбоков стал записывать все известные ему произведения, переводя свои записи на русский язык. Эта работа равна гражданскому подвигу.

И когда закрываешь любой из сборников С.С.Торбокова, еще долго остается в тебе что-то невыразимо хорошее, то самое, чему у него можно учиться – гуманизм, искренность, душевная мудрость.

 

…Упадет столетняя сосна,

Но оставит прежде семена.

До черты дойдет и жизнь певца,

Но бессмертна песня – нет конца!

(«Упадет береза отшумев»)

 

 

Эта фотография хранится у Н.П. Сенько - руководителя кружка "Кружевница".

Наталье Петровне повезло - ей довелось видеть и слышать С.С. Торбокова. Было это ровно тридцать лет назад. Вместе с одноклассниками и учительницей истории школы 32 она побывала в посёлке Тайлеп, где жил и работал учителем Торбоков. До сих пор помнит она эту встречу, его голос, его рассказ и напевную речь под шорский народный инструмент кай-комус.

Еще шла Гражданская война, а Торбоков уже мечтал о новой судьбе: он выучится на учителя и будет учить детей своего маленького народа. Но этой мечте суждено было исполниться не сразу. В 27 лет он поступает на курсы ликвидации неграмотности в г.Мыски и. вернувшись, открывает ликбез у себя в улусе. А в 1930 году, после трехмесячных учительских курсов. С.С. Торбоков становится учителем в Тенеше. Привез немного учебников на русском языке и тетрадей. Писать приходилось и на газетах, однажды ходили в лес за берестой.

С теплотой и любовью говорил Торбоков о берёзе. Наверно, поэтому запало в душу впечатлительной девочке стихотворение "Раненная береза".

А ещё её поразила простота и обычность деревенского быта необыкновенного писателя и поэта: на нем не было строгого пиджака, белоснежной рубашки и галстука (как у других в телевизоре), и здесь же бегали куры и поросята -"прост, как правда",- говорит Наталья Петровна.

 

Чернышова Е.А.,

библиотекарь детского дома

«Проталинка», г.Осинники

 

 

Кайчи

 

Он родился на изломе двух столетий - в декабре 1900 года. Шорский улус Тагдагал (нынче г. Осинники), утопая в ослепи­тельной чистоты сугробах, стал малой родиной великого нацио­нального поэта Степана Торбокова. Казалось, ничто не предвещало младенцу завидной судьбы - ни забытая богом ок­раина государства, ни самая обыкновенная (значит, бедная и безграмотная) семья родителей, ни прочие обстоятельства.

Путь у подрастающих мальчишек был один - в тайгу. Сте­пан рано ступил на охотничью тропу вместе с отцом. На про­мысел уходили надолго, неважно когда - зимой ли, летом ли. Проходили месяцы, прежде чем с богатой добычей соболей, коз и маралов возвращались мужчи­ны к родному очагу.

Встречали их шумно, с радо­стью, устраивали праздник - той. Степан любил эти вечера под взлетающие в поднебесье языки пламени от костра, про­тяжные, полные скорби, но не лишенные надежды, народные напевы. Он и сам оказался хо­рошим певцом, благо в цепкой памяти напрочь оседали строчки шорского эпоса.

Дивная Томь, яростная Мрас-Су, пленительная Кондома, кра­савица-тайга нашептывали ему загадочные слова, выстраивали их в ладные рифмы - хоть чи­тай, хоть пой. И он попробовал  однажды - на привале, у ноч­ного костра, под ласкающий плеск воды и шелест осиновых листьев. Казалось, из самого сер­дца изливается благодать и воз­носится, и возносит.

Кай-комус - так называется незатейливый народный шорский инструмент, играющий на кото­ром почитался всеми без исклю­чения. Как редкое сокровище принял его однажды Степан, ле­гонько тронул трепетные струны, подмигнул братишке в люльке - и заструилась, полилась колы­бельная. Поди, посчитай, сколь­ко ребятишек потом засыпало под эту благодатную мелодию, так приглянувшуюся всем мате­рям Тагдагала.

Как ни красивы были реки, как ни сказочна тайга, как ни увлекателен охотничий промы­сел, решил Степан учиться. Еще до революции окончил церковно-приходскую школу - и стал еще более почитаемым челове­ком.

Огненное крыло гражданской войны по существу Осиновку не захватило, однако политические преобразования двадцатых годов не обошли стороной затерявше­еся в дебрях тайги село. Назна­чили Степана Торбокова уполномоченным сельского Совета - должность по тем временам высочайшая. Старался Торбоков. Дела шли на лад. Потребитель­скую кооперацию в Шории ор­ганизовал, Народным домом стал заведовать.

В конце двадцатых годов центр шорского движения все больше сосредотачивался в Мы­сках. Здесь и были открыты кур­сы по обучению «ликвидаторов неграмотности» из числа корен­ного населения. Степан Семено­вич снова угодил на учительскую скамью, а успешно окончив курсы, открыл ликбез в своем улусе.

Он искренне и страстно же­лал обучить грамоте как можно большее число односельчан, по­тому что осознавал: знания - это надежная путевка в жизнь. Вместе с тем понимал, что и самому недостает знаний. И учится, учится, учится. Сначала - на учительских курсах в Красноярске, а в 37 лет посту­пает в Томский государственный университет и в 1943 году окан­чивает его заочно.

Более трех десятков лет со­ставляет учительский стаж Торбокова. Работал он в улусе Тенеш, в Кинерках, Рябиновке и Тайлепе. Был учителем, заву­чем, директором.

И все эти годы писал стихи, собирал и записывал песни, ле­генды, сказки шорского народа. Из уст в уста передавали их из одного улуса в другой.         

В начале сороковых годов на стихи Степана Семенович обра­тили внимание большие поэты, начали их переводить на русский язык и публиковать к периоди­ческой печати. Первым перевод­чиком стихов был хакасский поэт А. Кильдичаков.

В 50-е годы собиратель шорского фольклора С.Торбоков начинает переписку и сотрудничество с литераторами из горного Алтая и Новосибирска.

В 60-е годы сосредоточили свое внимание на шорском са­мородке переводчики Г. Сысолятин из Абакана, М. Небогатое и В. Махалов из Кузбасса.

В эти же годы выходят в свет сразу три сборника стоков на­родного поэта Горной Шории: «Белая береза», «Техтака», «Стру­ны кай-комуса». Все газеты Куз­басса печатали его стихи, с коллективами редакций многих  газет он был знаком лично.

Поэта, сказочника, собирателя шорского фольклора и учителя Степана Семеновича Торбокова чтят и помнят современники. Тот, кто хоть однажды сопри­коснулся е его творчеством, несет в своем сердце светлый восторг от простых и задушевных стихов поэта. Память о нем не угаснет в наших сердцах.

Шатилова Т.,

преподаватель школы с.Тайлеп

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!