Одним из важнейших мероприятий Петра было создание общедоступного театра в Москве, к-ый должен был служить целям пропаганды петровских преобразований и воспитания зрителей.



Театральные зрелища, носившие придворный характер, были известны еще с 1672 г. И устраивались они при дворе царя Алексея Михайловича. Спектакли носили религиозный характер.

Новый театр должен был быть публичным, доступным широким слоям населения, иным должен был быть и его репертуар. Посольскому приказу Петр поручил подобрать за границей труппу актеров. В 1702 г. появилась труппа во главе с немцем Иоганном Кунстом. Его жена Анна Кунст – первая актриса на русской сцене. Для театральных представлений построили «комедиальную храмину» на Красной площади, непосредственно с храмом Василия Блаженного, что вызвало недовольство духовенства. «Театральная храмина» вмещала 400 зрителей. Плата была в зависимости от места. Ходить в театр можно было всем.

Репертуар театра состоял преимущественно из пьес немецкого театра, к-ые в свою очередь переделывали итальянские комедии масок, иногда перерабатывали английские трагедии, написанные в духе шекспировской традиции. Театр не смог оправдать ожиданий Петра, к-ый хотел видеть на его подмостках спектакли на современные темы, пропагандирующие его нововведения.

Представления не пользовались большим успехом, т. к. репертуар состоял только из переводных пьес шутовского и трагедийного характера. После смерти Кунста руководителем театра стал Отто Фюрст, но это ничего не изменило.

Репертуар был самый пестрый, общими чертами пьес была крайне запутанная любовная интрига, нагромождение ужасов, убийств. Язык переводных пьес был тяжелый, неуклюжий, порой непонятный, т. к. переводили часто буквально, - все это мешало восприятию.

Общедоступный театр был закрыт в 1706 году. И хотя театр не оправдал надежд правительства, интерес к зрелищам, пробудившийся в эпоху Петра, способствовал дальнейшему развитию школьной драматургии.

Например, ставились спектакли в придворных театрах. (репертуар – инсценировки популярных житий святых и библейских легенд).

В промежутках между действиями устраивались интермедии шутовского характера.

Рост личностного начала во всех сферах литературного творчества, развитие изобразительности, появление народной литературы – это было симптомом зарождения новой литературной системы, отошедшей от средневекового типа. Влияние традиций древнерусской литры, с одной стороны, и новые влияния, вызванные реформаторской деятельностью Петра, определили развитие лит. процесса в первые десятилетия 18 века. Литература 18 века – важный этап в развитии национальной литературы на пути к ее мировому признанию. Этот период – конец 17 века- первые десятилетия 18 века – «Литература петровского времени». Он характеризуется борьбой старых и новых тенденций, которые находят выражение в публицистике.

Классицизм как литературное направление 5. Особенности русского классицизма. Эпистолы Сумарокова

Классицизм – первое направление русской литературы. Сумароков – теоретик русского классицизма. Работа “Наставление хотящим быти писателями” – 1748 г.

Черты классицизма:

1. Аллегоричность;

2. Мифологичность;

3. Охват времени: двое – трое суток;

4. Немного действующих лиц.

30 – 50-е гг. XVIII в. – постоянное складывание и расцвет классицизма. К 60-м появляются веяния сентиментализма. В.Г.Белинский ведет отсчет от Петра I. Собалевский считает, что классицизм пришел в Россию в XVIII веке через польские переводы при Симеоне Полоцком. Классицизм утвердился как система в 30 – 50-е гг. В петровское время – форма отстает от содержания.

Родина классицизма – Франция и Италия. Барокко. Французские классицисты: Мольер, Расин, Лафонтен. Немецкая – Корнель, Гюнтер, Гете. Итальянская – Альфиери Английская – Стиль, Аддисон, Поп. Классицизм – общеевропейское явление. Французский классицизм длился два века (правление Людовика и Ришелье). XIV в. – расцвет классицизма и абсолютизма. Никола Буало (Франция) – теоретик классицизма. Буало объединил ранее существовавшие правила (античные) и современные авторитеты. Европа тяготела к драме, Россия – к оде.

Классицизм – следствие просвещенного абсолютизма. Французский абсолютизм – буржуазный. Русские буржуа дослуживаются до дворянства. в этом особенность русского классицизма. Он - искусство дворянства. Аристократы – ведущие писатели. Классицистическая система складывается постепенно, происходит динамичное изменение принципов.

1748 – 1774 гг. – работа Сумарокова над теорией классицизма. Он говорит, что нужно подняться до уровня древних авторов. Россия равнялась на Анакреона, “Поэтику” Аристотеля, “Науку поэзии” Горация. “Предметы такие, какими должны быть”, “изящная природа”, “действительность должна облагородиться культурой”.

Особенности:

1. Искусство примера использование рассказа о событиях, появление наперсников;

2. Исключение низменного (порой, что стерпит слух, того не стерпит глаз);

3. Выдвижение на первый план человека вообще (без социальной среды), создание укрупненных характеров, снятие этикетности (как должен вести себя герой), возвеличение разума, недоверие чувствам.

4. Серьезность.

5. Общественное начало ставится выше личного (на их конфликте построено большинство книг).

Читатели не ждали от книги развлечения. С ее помощью учились думать об общем, а не личном. Установка на общественную пользу. Сильная гражданственность, не затрагивающая личную жизнь.

В драматическом искусстве много правил: три единства (время, место и действие). Аристотель не писал о единстве места, требование единства места введено Буало. Единство времени введено Аристотелем, но Буало усложняет его, он требует заключить действие в одни сутки. Сумароков следует Горацию и Буало. В классицистических драмах за одни сутки могли подружиться и пожениться. Единство действия – развитие действия на одной сюжетной линии: второстепенных лиц должно быть немного. Количество действий – по Горацию – обязательно пять.

Классицисты требовали ясности и отделки языка. Латинское слово “классикус” значит “современный”. Важна отделка стиха и мысли. Херасков: “Мысль чистая нужна, дух чистый для творца”. Не может быть разных вкусов. Вкус должен быть правильным, основанным на знаниях. Все остальное находится за пределами искусства. Классицизм не ограничивал писателя. Гениальность классицистов - индивидуальность в рамках системы.

Опыт русских классицистов типологически близок западному опыту. Но русские отталкиваются от собственного средневековья с меньшим эстетическим догматизмом. Сумароков позволял себе отступать от Буало. Буало делил жанры на высокие и низкие. Сумароков призывал писать то, к чему влечет природа. Сумароков позволял себе писать одноактные драмы. “Эпистола Сумарокова – Буалова, а Буалова – Горациева”. Сам Сумароков это отрицал. Сумароков не видел современных авторов, которым можно было бы подражать.

Эпистолы Сумарокова: о русском языке; о стихотворстве.

Отличие русского классицизма от Европейского:

1. Равноправие жанров;

2. Возникновение комедий.

Следы классицизма сохранились в лирике Батюшкова, Тютчева и т.д. Порядок в литературе – стиль жизни. Однообразность одежды – порядок.

«Две эпистолы» - Сумарокова – манифест русского классицизма. Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия. Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в своих сатирах, баснях и комедиях. Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга.

Вообще на середину 18 в. приходится становление русского классицизма (в Европе расцвет классицизма к этому времени был давно в прошлом: Корнель умер в 1684, Расин – в 1699.) В классицистской трагедии пробовали свои силы В.Тредиаковский и М.Ломоносов, но основоположником русского классицизма (да и русской литературной драматургии в целом) стал А.Сумароков. На свое творчество Сумароков смотрел как на своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались моралистические функции. Вместе с тем Сумароков остро ощущал и сугубо художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и «О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для «Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопрос о создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема уже была решена. Сумароков же именно с этого начинает свое «Наставление»: «Такой нам надобен язык, как был у греков, // Какой у римлян был, И следуя в том им // Как ныне говорит Италия и Рим». Основное место в «Наставлении» отведено характеристике новых для русской литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни. Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них: «Во стихотворстве знай различие родов // И что начнешь, ищи к тому приличных слов». Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве» называет их «безделками», а в «Наставлении» обходит полным молчанием. В частности, в Эпистоле о стихотворстве (1747) он отстаивает принципы, сходные с классицистскими канонами Буало: строгое разделение жанров драматургии, соблюдение «трех единств». В отличие от французских классицистов, Сумароков основывался не на античных сюжетах, а на русских летописях (Хорев, Синав и Трувор) и русской истории (Дмитрий Самозванец и др.). Связь эпистол Сумарокова с «Риторикой» Ломоносова несомненна. Например, автор вслед за Ломоносовым решает вопрос об употреблении церковнославянских слов в русском языке, где Михаил Васильевич советует «убегать от старых славянских речений», непонятных народу, но в «торжественных стилях сохранить те, значение которых народу известно». В «Эпистоле о стихотворстве» Сумароков выступил сторонником равноправия всех жанров, предусмотренных поэтикой классицизма, в отличие от Ломоносова, утверждающего ценность только «высокой» литературы.

6. Сатиры Кантемира. Белинский о Кантемире.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744гг.) — первый русский писатель-классицист, автор стихотворных сатир. Кантемир, создавший жанровую модель сатиры в русской литературе нового времени, опирался на европейскую литературную традицию от античных основоположников жанра до его современных интерпретаторов, он называет имена Горация, Ювенала, Буало. Всего Кантемир написал восемь сатир: пять в России, три за границей. Русские и заграничные сатиры заметно различаются по своим жанровым признакам. Сатиры, написанные в России, являются «живописными», т.е. представляют собой галерею портретов носителей порока; заграничные сатиры — «философическими», поскольку в них Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.

Тексты Кантемировых сатир буквально перенасыщены риторическими фигурами восклицания, вопрошения и обращения, которые поддерживают ощущение устной, звучащей речи, порождаемое текстом сатиры. Особенно разнообразны в своих функциях обращения, например: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! // Покойся, не понуждай к перу мои руки» — «Таковы слыша слова и примеры видя, // Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя» (С. 57, 61).

Одна из самых ярких стилевых примет Кантемировой сатиры — это имитация ее текста под устную разговорную речь, звучащее слово. Подлинным смысловым центром сатир Кантемира является Сатира III «О различии страстей человеческих. К архиепископу Новгородскому», адресованная Феофану Прокоповичу.

Ранние сатиры Кантемира создавались в эпоху, наступившую после смерти Петра I. Одним из пунктов разногласий было отношение к наукам и светскому образованию. В этой обстановке, первая сатира «явилась произведением огромного политического звучания, так как она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока... невежества воинствующего и торжествующего, облеченного авторитетом государственной и церковной власти».

Объектом сатиры стали гонители, или, по выражению самого автора, «хулители», наук и просвещения. Обращение писателя к своему уму, т. е. к самому себе, указывало читателю на то одиночество, в котором оказался молодой поэт среди осмелевших после смерти Петра I мракобесов. В сатире выведены два типа невежд. К первому из них относятся святоши Критон и помещик Силван. Их абсолютно не затронули нововведения петровского времени, и они предпочитают во всем придерживаться «праотческих» порядков. Критон убежден в том, что науки губят людей, приводят к ересям и безбожию. Он возмущается непослушанием молодежи, не соблюдающей постов, стремящейся до всего дойти своим умом, не признающей авторитета церкви:

Скопидом Силван подходит к наукам с другой, грубо практической точки зрения. Он смеется над медициной, называет врачей обманщиками, наживающимися на доверии пациентов. С самодовольством невежды он отрицает необходимость знания иностранных языков, алгебры и геометрии, не нужных ему в хозяйственных делах: «Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / /Сколько копеек в рубле — без алгебры счислим» (С. 59). Второй тип невежд представлен людьми нового поколения.

Молодых хулителей наук Луку и Медора новые веяния затронули чисто внешне. Весельчак и эпикуреец Лука уже познал прелести светской жизни, он против уединения, аскетизма, но, осуждая аскетизм, он вместе с ним отвергает и науки, мешающие веселому времяпрепровождению. Новомодный щеголь Медор сетует на то, что слишком много «бумаги исходит на письмо, на печать книг», и ему «не в чем уже завертеть завитые кудри» (С. 59). Хороший сапожник, в его глазах, предпочтительнее Виргилия, модный портной — нужнее Цицерона.

Вторая сатира — «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (1730) — также связана с борьбой вокруг мероприятий петровского времени. Согласно изданной Петром I «Табели о рангах», продвижение дворян по службе ставилось в прямую зависимость от их усердия и образования. Тем самым был нанесен удар по боярским привилегиям, по местничеству. Древности рода были противопоставлены личные заслуги дворянина. Это вызвало недовольство потомственной аристократии, которая после смерти Петра стремилась вернуть себе былые права.

Сатира построена в форме диалога между сторонником петровской «Табели о рангах» Филаретом (в переводе с греческого «добродетельным») и защитником боярских привилегий Евгением («благородным»). Евгений глубоко оскорблен тем, что его обошли и повышением в чине, и наградами. Особенно возмущает его выдвижение на командные посты людей незнатного происхождения.

Свое право на чины и награды Евгений пробует утвердить на заслугах предков и на древности рода, к которому он принадлежит:

Но времена изменились, и в иных условиях притязания Евгения выглядят смешно и архаично. С резкой отповедью Евгению выступает Филарет, выразитель идей самого автора. Он воздает должное славным предкам своего приятеля, но считает, что заслуги отцов и дедов не должны прокладывать дорогу к высоким чинам и наградам их ленивому и бездарному потомку. Филарет перечисляет ряд должностей, которые мог бы занять Евгений — полководец, судья, казначей, — но которыми тот пренебрег по причине своей лености и невежества. По-новому ставится и вопрос о благородстве. «Разнится, — заявляет Филарет, — потомком быть предков благородных, или благородным быть» (С 71).

Белинский о Кантемире:

- он был "первым сподвижником Петра на таком поприще, которого Петр не дождался увидеть, но которое, как и все в России, приготовлено им же. О, как бы горячо обнял великий преобразователь России двадцатилетнего стихотворца, если бы дожил до его первой сатиры!".

- «Он «первый на Руси свел поэзию с жизнию, тогда как сам Ломоносов только развел их надолго». Главную заслугу Кантемира великий критик видит в том, что он брал материал для своих поэтических произведений из окружающей действительности. Этому благоприятствовал, по мысли Белинского, сатирический характер творчества Кантемира, который не давал ему увлекаться «риторикой». «Это сатирическое направление, — писал он о Кантемире и его продолжателях, — столь важное и благодетельное, столь живое и действительное для общества... никогда не прекращалось в русской литературе....»


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!