Основной жанр газеты - информация, но можно увидеть и истоки таких жанров как корреспонденция, газетный репортаж.



Большое место занимает иностранная информация.

В издании газеты активное участие принимал и сам Петр. Он редактировал отдельные номера, руководил корректурой и подбором материала.

Феофан Прокопович (1681-1736). Сын мелкого торговца. Архиепископ новгородский, преподаватель и ректор Киево-Могилянской академии (украинская Сорбонна, основана в 1656 году Петром Могилой). Классические предметы: 1. Грамматический. 2. Пиитический. 3. Философский. 4. Риторический. 5. Богословский. Хорошо знал латынь. Учился в Кpаковской и Львовской академии. Рим - коллегия святого Афанасия.

1706 г. встреча Петра I и Феофана Прокоповича в Киеве. Прокопович сопровождал Петра в Прусском походе. Петр и Феофан дружили.

В 1716 г. Прокопович вызван Петром в Петербург, служить. Феофан нужен был Петру для проведения реформы русской церкви (переменить устав, духовный регламент). Патриаршество заменено синодом. Библиотека Феофана составляла 30 000 томов. В окружении Феофана были Антиох Кантемиp, Татищев. Он устроил на свои деньги школу для детей-сиpот, где было 100 учеников. Феофан заступился за Ломоносова в Славяно-гpеко-латинской академии.

Он был склонен к эпикурейству. Доминиканский монах ("...если таковые (убеждения) у него имелись"). Подозревался в связи с протестантами.

1716 - 1725 гг. - расцвет его творчества. Похвальные и обличительные слова (проповеди). Публицистика существует в старой форме церковной проповеди.

Цель проповедей - пробудить в народе сознание о полезности реформ Петра. Не одна реформа не прошла мимо. Проповеди отвечали политике Петра. Обличительные проповеди: схоластика Киевской и московской академии. Критика серости духовенства (особенно черного), противодействовавшего реформам.

1732 г. Указ о наведении порядка в монастырях. Церковь подчинилась государству. Монахи – враги разума, а следовательно государства.

Появляется личный элемент, чего раньше не было. Стефан Егорский - брат Феофана - держится за схоластику и архаичность.

1725 г. проповедь в церкви Петра и Павла. У проповедника присутствует чувство меры и отрицание театральности. В проповедь внесен элемент политики.

“Слова” - средство пропадганды петроских реформ. Они произносятся живо и ярко с церковной кафедры и пользуются большим успехом. Многие проповеди не только произносятся, но и печатаются. “Слова” лишь в незначительной мере несут церковный характер. Написаны понятным языком, без лишней риторики, ритмически построены. Подвергает резкой критике церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея, и старые церковные порядки. Сатирически изображены церковники, обличаются их пороки. Образ Петра воплощает черты идеального монарха.

Феофан Прокопович трагедокомедия “Владимир”. Театр петровского времени.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (ЕЛИЗАP) 1681 - 1736 ГГ.

Сын мелкого торговца. Архиепископ новгородский, преподаватель и ректор Киево-Могилянской академии (украинская Сорбонна, основана в 1656 году Петром Могилой). Классические предметы: 1. Грамматический. 2. Пиитический. 3. Философский. 4. Риторический. 5. Богословский. Хорошо знал латынь. Учился в Кpаковской и Львовской академии. Рим - коллегия святого Афанасия.

1706 г. встреча Петра I и Феофана Прокоповича в Киеве. Прокопович сопровождал Петра в Прусском походе. Петр и Феофан дружили.

В 1716 г. Прокопович вызван Петром в Петербург, служить. Феофан нужен был Петру для проведения реформы русской церкви (переменить устав, духовный регламент). Патриаршество заменено синодом. Библиотека Феофана составляла 30 000 томов. В окружении Феофана были Антиох Кантемиp, Татищев. Он устроил на свои деньги школу для детей-сиpот, где было 100 учеников. Феофан заступился за Ломоносова в Славяно-гpеко-латинской академии.

Он был склонен к эпикурейству. Доминиканский монах ("...если таковые (убеждения) у него имелись"). Подозревался в связи с протестантами.

1716 - 1725 гг. - расцвет его творчества. Похвальные и обличительные слова (проповеди). Публицистика существует в старой форме церковной проповеди.

Цель проповедей - пробудить в народе сознание о полезности реформ Петра. Не одна реформа не прошла мимо. Проповеди отвечали политике Петра. Обличительные проповеди: схоластика Киевской и московской академии. Критика серости духовенства (особенно черного), противодействовавшего реформам.

1732 г. Указ о наведении порядка в монастырях. Церковь подчинилась государству. Монахи – враги разума, а следовательно государства.

Появляется личный элемент, чего раньше не было. Стефан Егорский - брат Феофана - держится за схоластику и архаичность.

1725 г. проповедь в церкви Петра и Павла. У проповедника присутствует чувство меры и отрицание театральности. В проповедь внесен элемент политики.

Трагедокомедия “Владимир”

Обязанность Прокоповича - писать действа и пьесы в академии. «Владимир» - первая попытка создать историческую драму на русском материале. Показана борьба между светской и духовной властью за просвещение. Жрецы - пародия на попов. Показана внутренняя борьба Владимира с самим собой с психологическими нюансами. Монолог (внутренняя борьба) - впервые появляется в русской драме. Герой - не аллегорическое существо. Особенности жанра - есть комические и сатирические элементы, которые не вынесены в интермедию, а соединены в пьесе.
С 1725 г. Феофан становится послом. Он не изменил своему мировоззрению и умудрился сохранить себя.

Яркой публицистичностью и панегиризмом пронизаны и художественные произведения Феофана Прокоповича. Примером может служить написанная им еще в 1705 году трагикомедия «Владимир». Во многом традиционная по форме (автор пишет по правилам схоластической теории школьной драматургии), трагикомедия ставит важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятия Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается им публицистически. «Историческая» тема принятия Владимиром христианства и борьба с невежественными корыстными жрецами воспринималась читателями иносказательно, как политическое уподобление современности.

Пьеса Феофана Прокоповича была пропагандой петровских преобразований, которые автором по своему значению приравнивались к крещению Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола – врагов христианства – он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Как требовала теория школьной драматургии, пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору. Завязкой трагикомедии является начало борьбы Владимира с жрецами (второй акт) из-за решения Владимира упразднить язычество.

Интересен третий акт, кульминация действия, в котором показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. (пятый акт). Христианство (просвещение) торжествует.

Для современников Прокоповича был понятен смысл его пьесы, недаром в доносе церковников говорилось, что Феофан «архиереев, иереев православных жрецами и фарисеями называет.. священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жрецами»…

Трагедокомедия содержит новые черты, свидетельствующие о дальнейшем развитии русской драматургии. Школьные драмы обычно выдерживались в строгом, серьезном тоне, в трагикомедии трагедийные, драматические эл-ты переплетаются с комедийными, сатирическими. Далее автор делает попытку изобразить психологический конфликт в сознании Владимира, его колебания и постепенное преодоление старых представлений во имя новой веры, нового высокого идеала морали.

В пьесе много ярких бытовых деталей, с большой сатирической силой, гротескно даны образы корыстных, преисполненных предрассудков жрецов. Алчные жрецы не хотят упразднения языческого культа из корыстных целей, они боятся лишиться жервтоприношения. Между тем аппетиты их чрезмерны. Иронически пишет Феофан Прокопович о Жериволе: «И во сне жрет Жеривол». Гротескность образа Жеривола раскрывается, когда мы узнаем, что лишившийся аппетита Жеривол «единого токмо пожирает быка на день».

Трагедокомедия пронизана пафосом борьбы невежества и просвещения и победой последнего. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!