ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ОБЕРЕГАХ
Злаки, бобовые | – символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте. |
Лапти | – символизируют домашний уют, семейное счастье. |
Мак, зерна мака | – символ исполнения желаний. |
Красный горький перец | – мужское начало, символ мужского здоровья. |
Шишка | – символ трудолюбия и достижения успеха. |
Лекарственные травы, ягоды шиповника | – символ крепкого здоровья. |
Лук | – оберегает семью от слез. |
Ягоды рябины | – символ женской молодости, красоты. |
Бессмертник | – символ долголетия. |
Мешковина | – символ изобилия. |
Тыква, семена тыквы | – символ плодородия, женского начала. |
Хлеб – всему голова | — символ согласия и достатка в доме. |
Лавровый лист | – символизирует славу, успех. |
Плетение | – символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми. |
Солнце, цветок подсолнуха | – главный славянский оберег, славяне — дети солнца. |
Семена подсолнуха | – здоровье детей в доме. |
Семя | – зарождение новой жизни. |
Кувшин | – символ воды, полная чаша в доме. |
Яйцо | – продолжение рода. |
Кукуруза | – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание. |
Веник, направленный вниз, | – им метают ссоры из избы. |
Веник, направленный вверх, | – к деньгам. |
Орех | – символ умственной силы и здоровья. |
Домик | – символ семьи. |
Мельница | – перемелется — мука будет. |
Крупа | – мир, лад в доме; желая этого, молодых после венчания осыпали крупой. |
Колосья, ягоды, дары природы | – урожай в хозяйстве. |
Коса, венок | – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия. |
Монетка | – успех в делах. |
Горшочки с кашей и молоком | – достаток. |
Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточками, | – любовь, неразрывность семейных уз. |
Петушок сахарный | – чтобы в доме звучал радостный детский смех. |
Чеснок и перец | – изгоняют нечистую силу. |
Домашняя выпечка | – символизирует хлебосольность. |
Сухоцветы | – уют и красоту. |
Мешочек с можжевельником | – чистоту мыслей. |
Горох | – мир и дружбу. |
Мешок | – символ богатства. |
Полотно | – счастье в доме. |
Узелок | – оберегает от скандалов в доме. |
Гнездо | – продолжение рода. |
Бублик | – непрерывное кольцо, символ крепкой семьи. |
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
|
|
Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.
|
|
Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом.
Именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления. Стоит отметить, что одежда, изначальное появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму - знак в контексте культуры.
На разном возрастном и социальном этапе жизни человека костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента.
Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.
Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена – идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды.
|
|
Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу….
Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая «праздная» линия – каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает – обучение толкованию символов.
Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.
С точки зрения мифологического сознания, космос разделяется на два мира: сакральный, священный и профаный (от лат. profanus) – непосвященный, лишенный святости, более того, нечестивый, зловещий, кощунственный и нечистый. Не удивительно, что на русских народных одеждах такое изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром. Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо - бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например, как, Радуница – это весенний обряд, день поминовения предков, вешник – «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Связь с водой имела языческая богиня Макошь – один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов.
|
|
Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». И у современного читателя щемит сердце, когда он читает строки в «Слове о полку Игореве» о гибели одного из воинов: «...един же изранив жемчужину души из храбра тела, через злато ожерелья».
Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол – первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромб точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.
Орнамент на одежде чаще всего вышивался. «Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, а столько еще «открытий чудных» таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений».
При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро- и микро конструктивную основу и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символистическое значение.
Орнамент же, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности. Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах.
Русская одежда всех сословий имела две функции: престижную (социальную) и сберегательную (защитную). По одежде, украшениям и целой системе символов различали богатых и бедных, бояр и купцов, ремесленников и крестьян. Легко можно было определить и семейное положение человека. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
В старину одежда ценилась очень высоко. Бережное отношение к одежде определило строгое разграничение повседневного и праздничного костюма.
Праздничный народный костюм, как правило, многослойный и сложный в отделке, отличающийся сочностью цвета и обилием украшений. Повседневная одежда значительно скромнее и по цвету, и по характеру украшения.
Основные элементы женского народного костюма: сарафан и понева, рубаха, передник, головной убор. Мужской костюм существенно проще, его основу составляли порты и рубаха. Обязательная деталь костюма – пояс.
Головной убор: для девушек – повязка и венец; для женщин – повойник, кокошник, кичка, платок. Для украшения головных уборов использовались бисер, вышивка золотой нитью, жемчуг.
Цвет в народном костюме
Красный цветмногие народы наделяли магической, обереговой силой. Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовались до 33 оттенков этого цвета.
Белый цветбыл символом чистоты, милосердия и печали;
Черный – олицетворением земли, покоя, постоянства, отрешения и скорби. Широко использовались в крестьянском костюме неокрашенные и неотбеленные ткани разнообразных оттенков.
По цвету народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самым скромными были костюмы старух, стариков, детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.
Цвет народного костюма указывал и на место проживания человека. В каждом регионе России крестьянский костюм имел свои особенности.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!