Передачи по районному радио, телевидению.



Изучение методов пропагандисткой работы электронно-техническими средствами в учебных заведениях на всех специализациях, а также на областных семинарах и курсах.

Методцентры районного и областного звена должны иметь готовые фильмы, передачи по все видам народного творчества. Предлагать их населению, рекламировать.

Организация телестудий и радиоузлов в селах.

Регулярные участия в теле- и радиопередачах работников управления культуры и центра народного творчества.

6. Сельские культработники при помощи усилительных средств должны постоянно транслировать местные песни из клубов и домов культуры, наполняя звуковую среду родным материалом.

Переход к такой практике повсеместно выявит и другие формы использования технических средств в духовном строительстве.

Более весомым было бы, если б и федеральные каналы повернулись бы лицом к традициям народа. Но этот поворот зависит от уровня гражданственности государственного аппарата и принятия соответствущихъ законов.

 

      

СЦЕНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ

 

Общепризнанно, что фольклор и сценическое искусство это две разные художественные системы. Еще Н.Г.Чернышевский в своей диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" подметил эту разницу: "Естественное пение, как излияние чувств, будучи произведением природы, а не искусства, заботящегося о красоте, имеет высокую красоту. Оно прекрасно как прекрасна красавица ,не знающая о своей красоте. Потому является в человеке подражать естественному пению..Каково же отношение искусственного пения к естественному?  Оно гораздо обдуманнее, оно рассчитано украшено всем, чем только может украсить его гений человека: какое сравнение между арией  или романсом ,которые написаны великим композитором и простым монотонным мотивом народной песни ! Но всё изящество развития, богатство украшений не заменят недостатка искреннего чувства и неблестящий голос человека, который поёт не по заказу (публики), не из желания блеснуть, а из потребности излить своё чувство»

Народное художественное творчество возникло изначально развивалось не как концертное исполнительство. Имея много общего в своей социальной природе с фольклором, то есть, являясь непрофессиональной деятельностью,клубная самодеятельность в то же время ориентируется на достижения профессионального искусства. Учебные заведения нацеленно готовят кадры руководителей коллективов именно в сценическом направлении.

Методические центры оценивают деятельность коллективов по степени приближения к профессиональному искусству. Лучшей похвалой любителю принято считать, когда о нем говорят, что он поет, играет или танцует на профессиональном уровне.

Мне могут возразить, что так должно и быть, ибо любители, стремясь к постижению законов красоты, развивают мастерство когда следуют за профессиональным искусством. Казалось бы это так и надо. Но! Почему же мы забываем о том, что, в фольклоре тоже есть мастерство и профессионализм, связанные с условиями бытования. Речь идет о творческих навыках, характеризующих уровень бытовой культуры.

Возьмем, например, такие признаки, как вариационность и импровизация. Хорошо известно, что по сей день весомо проявить эти качества не под силу ни самодеятельному, ни профессиональному коллективу в сценических условиях. Правда существует момент импровизации, касающийся трактовки произведения, но это не может сравниться с импровизацией лучших фольклорных ансамблей, которые могут менять и музыкальный язык.

Разумеется, сценические условия требуют шлифовки сполнительских средств с целью эффективного воздействия на слушателя. Значит необходимо уяснить ту истину,что в творчестве мы подвержены влиянию двух художественных методов. Естественно, пропасти между ними нет. Бытовая традиция всегда питала профессиональное искусство новыми формами и средствами. Переходя в другую,сценическую систему, произведения фольклора приобретают новые художественные свойства, также как и сценические произведения при переходе в бытовые формы.

Но почему же художественная самодеятельность, как часть досуга и быта народа пошла за профессионально-сценическим творчеством? Думаю, что одна из причин - взгляд на народное художественное творчество только как на искусство. Видный советский ученый, фольклорист В.Е.Гусев пишет так: "Фольклор является одновременно искусством и не искусством. Познавательная, эстетическая и бытовая функция в нем - одно неразрывное целое, но это единство в нем заключено в образно-художественную форму".

Возникают вопросы: Может ли современное народное художественное творчество развиваться по фольклорному, а не концертно-сценическому пути, или ему суждено лишь следовать в фарватере сценического искусства? Какие формы оно может иметь в этом случае? В какой мере художественная самодеятельность, как часть народного творчества, может стимулировать развитие фольклора?

Разные ответы имеются на эти вопросы.

Одни утверждают, что для любителей благо - опора на профессионалов, другие говорят, нет, у самодеятельности свой путь, а третьи полагают, что развитие самодеятельности - это лишь пустая трата сил и средств, поскольку не стимулирует массового творчества, что нужно развивать бытовые фольклорные традиции, то есть поддерживать процесс, проверенный веками.

Вряд ли кто будет отрицать, что сохранение лучших традиционных праздников, обрядов и появление новых имеют огромное воспитательное значение. А, как известно, праздники, обряды как бытовые формы развивались всегда не по законам сценического искусства. В них не было четкого разделения на исполнителей и зрителей. Между тем "современные" праздники и обряды, как правило, подменяются обычными театрализованными представлениями, где массы потребляют готовую продукцию, подготовленную организаторами и коллективами.

Очевидно, что в таком деле неоценимую помощь им могла бы оказать художественная самодеятельность. Но для этого нужно подготовить руководителей и накопить самобытный материал. Так работает уже немало любительских коллективов. Разучиваются обрядовые песни, ставятся обрядовые действа. Хотя такая работа приобретает порой и сценическую форму, но отдельные участники самодеятельности стремятся применить эти умения в непосредственной бытовой сфере.

Во время праздников перед участниками ставится задача активизации масс. Хороводы, частушки, пляски проводятся не на эстраде, а среди пришедших на праздник,. вовлекая в круг всех желающих петь и плясать. Ведь у народа всегда были лидеры, заводилы.

Надо сказать, что и концерты такие коллективы стремятся проводить без помпезности, парадности, не создавая барьера между сценой и зрителем; хотя таковой уже создан самими условиями концертного зала.

Давайте зададим себе такой вопрос: где же учится танцевать молодежь? Вероятно, на той жедискотеке., но не у специалистов в студиях.

Попытка помочь молодежи в освоении бытовой хореографии предпринимается опять же с позиций концертной системы. Можно нередко видеть, как ансамбли бального танца стремятся научить на вечерах молодых людей красиво, изящно, грациозно танцевать современные бальные танцы. Но это не приводит к желаемому результату, поскольку демонстрируемые танцы имеют концертно-эстрадную форму. Сценическая грациозность выглядят в бытовой атмосфере как чопорность, манерничанье, неестественность и воспринимается как концертное выступление. .

А ведь можно бы учить на вечерах бального танца манерам и языку народных массовых танцев.                                          Попробуем представить себе как на свадьбе или празднике будет выглядеть бальный танец в соответствующем костюме. Думаю, что как концертный номер. На свадьбе, очевидно нужна бытовая импровизационная форма хореографии, доступная всем.

Путь сценического искусства, как показывает практика, невозможен для всех по целому ряду причин бытового и производственного характера.. Причин увядания самодеятельности год от года увеличивается.Остаются коллективы нужные лишь для районных торжеств. Растет число уже платных коллективов для этих целей.

Подобно тому как при царе Иване Грозном имелся потешный двор сейчас имеется несколько платных концертных организаций.

Политики видимо уже и забыли о творчестве ,самовыражении самого народа.

Неоценимую помощь самодеятельности могли бы оказать профессионалы, создавая доступный репертуарный материал. Сейчас композиторы таких песен не создают..

Здесь может возникнуть возражение, что автору де не следует ориентироваться на низкий уровень мастерства. Да, это так. Автор должен идти впереди, но не настолько, чтобы отрываясь от потребностей общества становиться ненужным ему.

Признание ценности автора - это фольклоризация песен, А они, как правило ,основываются на бытовой национальной традиции. Кстати, эти песни живут не только в бытовой, но и в концертной практике.

Представляется целесообразным разделить песни, живущие в народной среде на три стиля:1. Стиль с одноголосной основой. 2.Стиль с двухголосной основой 3. Стиль с  трехголосной основой. Одноголосные песни рассчитаны на пение под аккомпанемент гитары или другого инструмента. Чаще это гитарный фольклор, туристические, студенческие песни.

В песнях с двухголосной основой ведущим является нижний голос. Высокие голоса подстраиваются к нижнему. В народной традиции, как правило, нижний голос поет большинство собравшихся. Такой прием уравновешивает по силе звучания оба голоса. В каждом из голосов возможны вариативные изменения мелодии при опоре на ощущение лада песни, гармонию и сложившуюся традицию.

Песни с трехголосной основой можно считать вершиной народной бытовой песенной культуры.

Надо заметить, что поскольку русская бытовая песенная культура не укладывалась в рамки западного музыкального языка, то именно поэтому и не изучалась в учебных заведениях. Попытка трактовать, популяризовать русскую песню с позиций западной музыкальной системы извращают её.

 Так известный вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль", исполняя белгородскую песню "Порушка-Параня" из всего многоголосия в качестве основной мелодии взял верхний голос, как это и принято в западноевропейских песнях. Однако, в русских народных песнях верхний голос всего лишь подголосок к основной мелодии или украшение в виде педализированного звука, как это и было в "Порушке-Паране". Построив свою интерпретацию на этой мелодии из двух звуков, ансамбль "Ариэль" просто надсмеялся над русской песней, выбросив из нее главную мелодию..Подобные препарации, связанные с непониманием самобытности русской культуры происходят и в танцевальном искусстве. То, что не укладывается в стиль французского балета, подвергается осмеянию как нечто якобы дикое и безобразное.

А ведь только такие вульгарные эксперименты под лозунгом осовременивания и показываются по телевидению или звучат по радио, стимулируются нормативными актами, программами учебных заведений.

Большую помощь массовому творчеству могло бы оказать телевидение, если бы с экрана разучивались доступные двухголосные песни, а также бытовые танцы, как это делается в некоторых странах.

Нет смысла перечислять все те меры, которые могут содействовать развитию бытовых форм творчества. Однако, как их оценивать? На нашем опыте мы убедились, что сценические критерии здесь не всегда уместны. В погоне за сценичностью нередко теряется главное - умение петь в быту хотя бы на два голоса. Самодеятельности не должна быть присуща парадность, официозность, чопорность, свойственные торжественным концертам, конкурсам.

Предвижу такое возражение. Какое же это художественное творчество - петь на поляне, на свадьбе, за праздничным столом и т.д.? Могу ответить: в том-то и заключается наша задача, чтобы пение и пляска в быту были высокохудожественными. Высокое качество всегда было присуще национальной народной бытовой культуре.

Отнюдь не отрицая возможности следования самодеятельности за сценическим искусством там, где есть условия, все же хочется заметить, что бытовое массовое творчество - это та "биосреда" которая имеет глобальный характер, формирует личность незаметно, изнутри. Одним словом, для полнокровного функционирования сценической художественной системы нужно и полнокровное функционирование народной бытовой художественной системы.

Нередко возражают, что нельзя искусственно культивировать фольклор - мол, для него нужны и условия того времени, когда дети пели с взрослыми дома, в поле, в коллективном труде не менее четырех часов в день.Так-то оно так. Но разве можно считать разумным то, что дети в школах на уроках музыки практически не учатся петь? А где же учиться детям бытовым танцам? Если в кружке, то там учатся концертному репертуару, да и желание участвовать в кружке к ребенку не само по себе приходит. Оно ведь тоже формируется воспитанием в творческой среде: на уроках, в детсадике, семье.

Песней, танцем, в итоге всей культурой обслужить нельзя, ею надо владеть в той или иной форме всему обществу в целях создания экологически чистой нравственной среды.

Каковы еще возражения оппонентов в связи с поднимаемой проблемой?

1. Изменились условия, уклад жизни людей, их психология. Ведь если 100 лет назад люди тянулись друг к другу для получения информации, то теперь информация сама идет к ним.                                                                   Нет смысла оспаривать эти очевидные факты. Но! Мы ведь обращаем внимание на то, что человеку, чтобы оставаться, а точнее становиться человеком, надо развивать все свои собственные природные задатки, которые он унаследовал от предков за миллионы лет своего развития. Человеческое будет проявляться в нем в том, что он не будет создавать себе кумира из коммерческого искусства, которое, захватив информационные каналы, управляет им как рабом. Эта подчиненность является прямым следствием того, что в человеке не развиты его собственные природные задатки, не получены знания и навыки в школе. Значит кому-то нужны такие зомбированные существа. Кому? Прежде всего наркобизнесу. Товарная "культура",шоу-бизнес -это необходимые спутники наркобизнеса

Мы утверждаем, что каковы бы ни были условия - человек не должен быть их рабом. Он должен и может изменять условия в свою пользу. Но, конечно, быть рабом гораздо проще и легче, чем личностью. И управлять рабом проще. Ведь ему надо-то всего лишь - "хлеба да зрелищ".Но в наше время добавляется еще и наркотик.

 

И.И.Веретенников,

Заслуженный работник культуры,

член Союза композиторов,

лауреат Всероссийских конкурсов

 

Литература

 

1.С.М.Соловьев. История Новой России.                                          2.Ф.И. Буслаев. Русский народный эпос.  3.Н.Н.Велецкая. Языческая символика славянских архаических ритуалов.             

4.Н.Г.Чернышевский     Эстетические отшения искусства к действительности.

       6.В.И.Ленин: От какого наследства мы отказываемся         .7.Ф.М.Достоевский: Дневник писателя.                                      8.В.Г.Белинский. Взгляд на Русскую литературу.            9.И.Ильин. О судьбах России.                                                 10.Ф.Энгельс. Диалектика природы.                                      11.Ф.Энгельс. Революция и контрреволюция в Германии.       12.Г.Головинский. Композитор и фольклор.                         13.Б.Асафьев. О народной музыке.

 

Оглавление:

 

 

1.Исторические и социальные корни народной обрядности.              

 2.Роль традиционной обрядовой культуры в жизни общества

        3.Роль электронно-технических средств в формировании обрядовой культуры.

 4.Механизмы становления обрядовой культуры в современных условиях

5.Сценическое творчество и бытовые традиции.

 

 

* *

 

 

                И.И. Веретенников


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!