РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА



Среди множества разных определений культуры есть понятие экологии духовной сферы общества. Здесь имеются в виду духовные ценности, проверенные веками, которые как чистый воздух, чистая вода способствуют сохранению жизни. Экосистема включает в себя не только дикую природу, но и человечество, которое взаимодействует с природой. Общественные процессы тесно привязаны к земле, природным ресурсам, дающим человечеству средства для жизни.

В экосистеме существует установившийся баланс взаимодействующих и взаимозависимых факторов

Антиэкологические явления в обществе - преступность, наркомания, СПИД и другие - это есть ответная реакция природы на невнимание к проверенным и спасительным формам жизнеустройства. Нарушение эко-системного баланса природы \внутри самого общества.

Поэтому требуется чрезвычайно тонкое, внимательное отношение к устоявшимся формам жизни при желании изменять что-либо. Многое в природе сознания общества и конкретного человека изменяется очень медленно. Но есть и то, что изменению не подлежит. Это набор духовно-нравственных ценностей.

Одной из таких ценностей является обрядовая культура.

Мы остановимся на некоторых функциях присущих обрядовой культуре.

Функция диалога, общения.

В обряде, празднике в неформальном, естественном контакте происходит более тесная и насыщенная коммуникативная связь. Здесь нет четкого деления людей на артистов и зрителей. Каждый может в любой момент становиться тем или другим. Диалог ведется также и в многообразных формах художественного излияния чувств и мыслей: в песне, танце, рассказе, игре и т.д. Такая форма общения доставляет людям много радости, прилив энергии, сплачивает, объединяет людей в единый здоровый организм.

 

2. Функция отдыха, досуга.

Эта функция возникла на самой ранней стадии человечества. Она тесно связана с цикличностью времен года и трудовыми процессами.

Необходимость в ритуале, обряде, празднике диктовалась не только религиозно-мистическими факторами, но и потребностью переключения деятельности, восстановления душевных и физических сил.

После напряженного трудового лета осень и зима были порой накопления сил. Игрались свадьбы, устраивались посиделки, праздники, состязания. Эта функция важна и в наше время, наполненное стрессовыми ситуациями.

 

 

3. Функция наслаждений.

В обряде, празднике, ритуале человек испытывает две формы приятного:

1) наслаждение, получаемое в результате созерцания и потребления творчества других;

2) наслаждение, вытекающее из самовыражения, самореализации, самоутверждения.

 

4. Функция самоутверждения личности.

Это чрезвычайно важная функция, от реализации которой зависит не только судьба конкретного человека, но и судьба всего общества и государства.

Раскрытие потенциала человека, признание его как личности - это один из законов природы. Нарушение его неизбежно карается природой проявлением в человеке звериных инстинктов. Для реализации этой потребности в традиционной культуре был механизм освоения средств, языка самоутверждения в художественных и физических формах. Эти средства были доступны и открыты всем, т.е. были частью быта: пение, танец, игра, борьба, "кулачки", пляска.

Информационно-познавательная функция.

В народном обряде, празднике человек, особенно дети, познают особенности родной культуры, родной музыкальный, пластический язык. Видя национальные костюмы, предметы быта, в общении получают необходимую для жизни информацию.

 

6. Функция формирования нравственных норм и морального климата.

Эта функция естественно вытекает как из содержания, наполнения всех форм обрядности так и из самого факта их проведения. Наполнение песен чистыми человеческими отношениями, естественной манерой исполнения, без вульгарности формирует душу человека.

 В коллективном творчестве, игре формируются нравственные нормы общежития, моральная атмосфера, но при непременном условии, когда люди знают и владеют человеческими формами творчества.

Упомянем в этой связи о таком древнем обычае во время праздников как кулачные "бои". Но скорее это не бои, а игры. В народе они назывались "кулачки". Нам приходилось много раз беседовать с участниками этих кулачных игр, которые прекратились в начале XX столетия.

Оказывается, что это никакой не пьяный мордобой, который показывают в фильмах, описывают в художественной литературе с явно идеологическими целями, чтобы подчеркнуть низкую культуру народа при царском режиме.

Старики, участники таких игр, рассказывали, что "кулачки" начинали, как правило, дети. И когда дети устают, или одна сторона побеждает другую, на выручку приходят подростки. "Кулачки" продолжаются уже в другой возрастной группе. После подростков борьбу продолжают юноши повзрослее. За ними вступают в схватку взрослые мужчины. Старики наблюдают поодаль за ходом борьбы и следят за соблюдением правил всеми участниками. Они вступают в борьбу самыми последними. Мы не будем далее детализировать это явление, но, как отмечали рассказчики, после "кулачек" не было обид, хотя было много разбитых носов и синяков.

В подтверждение этих рассказов нам удалось найти важную историческую информацию. Выдающийся русский историк С.М.Соловьев в своем очерке "О состоянии России в эпоху деятельности М.В.Ломоносова", пишет: "В царствование Екатерины II был указ: "Учредить надзор за кулачными боями, чтобы бойцы не били противника ножами, камнями, не бросали песок в глаза".

Мы в этой связи отметим, что правители России не запретили тогда этого обычая, уважая традицию и понимая значение ее для формирования здоровой среды обитания, а также в воспитании защитника Отечества.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!