Социокультурная программа в гносеологии: Гегель и Маркс.



       В рамках этой программы обосновывается принципиально новое понимание субъекта познания. У И. Канта субъект внеисторичен. В рамках социокультурного подхода он трактуется как социально-исторический, коллективный субъект. Согласно такой трактовке, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности.

       Совокупность этого опыта интерпретировалась Г. Гегелем как историческая последовательность форм объективного духа. В марксистской философии она понималась как объективация форм социальной практики и культуры. Таким образом, человек становится субъектом познания лишь постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей.

       В рамках социокультурной программы в полной мере реализуется деятельная парадигма классической философии.Посредником между субъектом и объектом в социокультурной программе становится деятельность, природа которой по-разному трактуется в гегелевской и марксистской версиях этой программы

       Посредник-деятельность, по Г. Гегелю, – это духовно-познавательная деятельность, обнаруживающая свои результаты в науке, религии, искусстве, морали, праве. Это различные формы объективного духа. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образцах культуры, безличный (мировой объективный) дух одновременно познает себя как их творца. Познание – это самопознание мирового духа. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания мирового духа, начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая « абсолютным знанием», т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития – развития науки, нравственности, религии, искусства, политическо-правовых систем. Согласно схеме Г. Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления). Субъект выступает в качестве функции исторической динамики форм объективации духа. Таким образом, существенно меняется единица анализа. Субъект познания -- это не отдельный индивид, он носит коллективный характер. Его ядро включено в социальный, надиндивидуальный процесс. Тем самым преодолевается внеисторический характер кантовского субъекта познания. 

       Итак отличительные особенности гегелевской версии: признание историчности, процессуальности познания, его надиндивидуальной природы. Но возникает вопрос: чем фундирован этот посредник – деятельность в схеме: субъект ----деятельность ----объект.

       Следующий шаг в развитии социокультурной программы был предпринят К. Марксом. Для него наряду с духовной деятельностью существует социально-историческая практика, а духовная деятельность надстраивается над ней. В марксизме выявляется новая субстанция – социально-историческая практика. Основным вопросом для К. Маркса становится вопрос: почему практика является основой духовного производства? Его точка зрения на познавательный процесс сопрягается с материалистически пониманием истории. 

       Согласно социокультурной парадигме, субъект познания есть продукт (результат) социально-исторического опыта. Формы культуры, на которые акцентирует внимание Г. Гегель, по К. Марксу, являют собой распредмеченный опыт практического освоения мира. Им предшествует история практического отношения человека к миру. Познание понимается не только как творческий процесс (что достигнуто уже в немецкой классической философии), но выявляется его практическая природа.

       Человек не рождается субъектом познания, а становится им лишь постольку, поскольку он в процессе обучения и социализации приобщается к культурно-историческому наследию и усваивает определенный набор культурных традиций, социальных норм и ценностей. Для понимания процесса познания, по К. Марксу, мало исследовать индивида, необходимо принять во внимание его взаимоотношения с другими индивидами

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!