Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.
Философия – ценностная форма познания мира, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей и социально-нравственных идеалов. В отличие от науки она не только отражает существующее, но и формирует представления о должных или ценных для человека и общества формах природного, социального и духовного бытия Философия покидает пределы опыта и претендует на формирование представлений о том, что в опыте не дано. Философские идеи приобретают статус метафизических, опирающихся, в том числе и на умозрение, творческое продуктивное воображение и понимание.
Философия осуществляет рефлексию над опытом, не сводимым к экспериментальным исследовательским процедурам науки. Опыт для философии – это и научное, дискурсивно-логическое освоение мира, и духовно-практическое освоение мира в различных феноменах культуры (мораль искусство, религии), и опыт социально-практического освоения действительности, и жизненный опыт как совокупность глубинных и первичных очевидностей сознания и т.д.
Научное познание – это духовно-теоретическая форма освоения действительности. Наука рисует картину мира в его онтологической данности. Вычленяется предмет познания и при этом осуществляется абстрагирование от личностно-субъективных мнений и оценок реальности. Научное знание возможно только в пределах опыта (т.е., должно быть обосновано и доказано опытом и экспериментом).
|
|
Образно-художественная форма познания направлена на ценностный пласт культуры, на формирование идеалов, представлений о должном, прекрасном и т.д. В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее личностно-значимыми, чувственно-эмоциональными образами.
По характеру проблем и мировоззренческому статусу религиозное познание во многом совпадает с философией. По Гегелю, религия, как и философия, дает целостное представление о мире, в специфической форме связывая конечное и бесконечное. Те же метафизические проблемы и размышления о том, что не дано в опыте. Но религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношения человека с Абсолютом, в котором доминируют не рефлексивно-рациональные компоненты, а чувства и эмоционально окрашенные состояния сознания, приобретающие статус глубинных убеждений. Религиозное познание интуитивно, отношение к Абсолюту отмечено иррациональным началом, основано на вере, любви, священном почитании.
Религиозные представления могут быть лишь предметом интерпретации, не требуют доказательства и обоснования. В отличие от философии и науки религия, как и искусство, является формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие реальных поступков человека, его нравственной жизненной позиции религиозным догматам
|
|
Исторически все формы познания взаимодействуют друг с другом как в рамках критико-полемического диалога, так и в формах конструктивного взаимообогащения. Опыт религиозного постижения мира, наряду с наукой и искусством, всегда представлял интерес для философии. Этот опыт задавал целостный и репрезентативный Универсум культуры, который был и есть предметом философской рефлексии.
Ввиду этого спецификой философского познания является фундаментальная направленность на осмысление и рационализацию различных образов мира и человека, сложившихся в различных сферах духовной культуры. Поскольку в развитых формах философского сознания предметом осмысления выступает не только содержание различных формообразований культуры, но и ее базовые универсалии как константы смыслов и ценностных ориентаций, постольку философия приобретает статус особого типа знания и рефлексии над предельными основами бытия.
Тема 2. Становление философского образа познания и основные проблемы классической гносеологии
|
|
План лекции:
1). Основные стратегии исследования познания в классической философии.
2). Эпистемология и гносеология. Место и роль гносеологии в структуре философского знания
3). Основные проблемы классической теории познания.
Литература:
Основная литература
Аристотель. Метафизика // Сочинения. Т.1. М., 1976.
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого понимания // Беркли Дж. Сочинения М., 2000.
Кант И. Критика чистого разума. Предисловие ко второму изданию. М., 1998.
Платон. Федр // Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2 М.,1993.
Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев. 1997.
Юм Д. Исследования о человеческом познании // Юм Д. Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1965.
Дополнительная литература
Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. Екатеринбург.2003.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.. 1993.
Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004. Лекции 18, 19.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Решер Н. Границы когнитивного релятивизма // «Вопросы философии».
1995, № 4
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 935; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!