Как он относился к теологии Аристотеля? 1.92



Как совместить свободу человека с необходимым характером законов природы? 1.74

13. Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? 2.87

14. К какому типу следует отнести теорию познания Эпикура? 1.77

15. В чем состоит ценность поэмы Лукреция Кара “О природе вещей”? 3.55

Основной тезис скептицизма. 1.90

17. К чему стремиться вся природа и человек, в частности? 1.80

18. Различие между скептицизмом и догматизмом. 3.49

19. Одолевают ли самого скептика сомнения и колебания? 1.112

Различие между скептицизмом и диалектикой. 3.36

21. Последняя философская школа античности. 3.35

22. Что такое “эманация”? 1.36

23. Что такое “эволюция” (“инволюция”)? 1.15

Соприкасается ли человеческая душа с Богом? 1.95

25. Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? 3.1

 

Компендиум ответов к тестам репродуктивного типа

Онтология, психология, гносеология

 

1. Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это “первое подлежащее каждой вещи”, способно превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя – это вид бытия, обладающий 10 признаками.

2. Благодаря свойствам атомов (тяжести?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались, – происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов.

3. Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина.

4. Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех жизненных отправлений индивида – рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п.

5. Архитектура мира – Демиург создал посредством смещения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т. е. Создал “одушевленную” материю, способную к развитию; из нее и произошли все тела.

6. Субстанцией нашего “Я” являются ощущения; устраните ощущения, – и угаснет “Я”, блокируйте деятельность своего “Я” – и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.

7. Материальный атомизм Демокрита

8. Единственной причиной полагается чисто механическое движение. Присущая последнему необходимость исключает как случайность, так и целесообразность.

9. Тела сложные, так как состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Поэтому они не могут быть разделены.

10. Идеальная – Разум, состоящий из идей Он должен направлять Волю на предметные действия и совместимо с Волей обуздывать Страсти.

11. Именно для предельных случаев и нужна Аристотелю категория “Бог” в качестве Перводвигателя, Первопричины, энтелехии и т.п.

12. Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на орган чувств отделяющихся от вещей “идолов” – материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов.

13. Эмпедокл. Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие погибали.

14. Гармония и пропорциональность соотношений.

15. Процесс, обратный эманации, есть “эволюция”. Суть – восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единству, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному).

16. Огонь самое динамическое, наблюдаемое и способное к самосохранению начало.

17. Учение Гераклита об огне и “Логосе”, атомизм Демокрита, учение Анаксагора о “Нусе”, платоновскую трактовку Идей, аристотелевскую мысль об имманентности души Материи.

18. Сама по себе “чистая” материя – есть ничто, так как всякое “что” есть. Нечто определенное, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя – это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определенность, становится “чем-то”.

19. Континуум развития всего сущего (= диапазон совершенства) задается снизу категорией “материя” и категорией “чистая актуальность” - сверху; первой придается смысл “Ничто”; второй – “Бог” (в религиозных терминах).

20. В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, воды и огня, объединяющиеся в семени.

21. “Познай самого себя!” Путь к этому – исследование в разговорах с людьми их нравственных установок, с целью прояснения понятия о предмете, которое было бы свободно от эгоистических мотивов и позволяло бы строить совместную жизнь на разумных началах.

22. По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается, однако для самой высшей части души – разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научного знания.

23. Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и положением в пустоте. Однако им присуща способность перемещаться и сцепляться друг с другом.

24. Бытие как субстанция (= материя) характеризуется 10 признаками:

1) данность как факт или как допускаемая разумом возможность

2) качество

3) число

4) отношение обладания (иметь или не иметь)

5) место

6) длительность

7) состояние (движение или покой)  

8) действие

9) страдание

10) направление перемен

25. Из мельчайших, неделимых (наподобие атомов), но одушевленных частиц – “логои”, “сперматикои”, “зародыши разума”, на которые рассеялся изначально разумный и единый огонь.

26. Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи.

27. Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект Человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть “падшая” в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обремененная бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полету в вечное, к тому, что дорогого стоит.

28. Всему присуще стремление к совершенству, к тому, чтобы “уподобиться” идеям, максимально воплотить их в себе.

29. Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие ее в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становиться их жизненным уделом

30. Удивление, смутно чувство, что здесь что-то не так, дает импульс для особого рода деятельности – познания. Чувственность означает, разум ищет ответы.

31. Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (Божественный) Дух, а мы сами становимся чем-то подобны Богам. Душа человека – одно из звеньев мирового Духа (разума или Бога).

32. В сущности, это процесс “припоминания” того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому дает чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души.

33. Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида, то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровки мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех ее проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов.

34. Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи.

35. Различие состоит в пропорциях между материей и формой: чем совершеннее вещь тем меньше в ней материи (потенциально неопределенного) и тем больше в ней актуально уже реализовавшегося, т. е. вполне определенного.

36. Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности, некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т. п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам).

37.  Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело, стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину.

38. В целом – это Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическую смесь геометрий; но это вместе с тем и имманентные самим вещам свойства.

39. Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, крови и т. п.).

40. Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах независимых от чувственной модальности ощущений, т. е. чтобы знать вещь таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).

41. Проблема субъективности и относительности человеческих знаний.

42. Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее – бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п.

43. “Все в мире совершенствуется через борьбу и по необходимости”; Логос = Огонь состоит в возможности сочетания противоположностей.

44. Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души – о человеческом Разуме. И то, и другое – суть “чистые” формы. Т. о., “чистые” формы – это идеализированные объекты мышления = абстракции.

45. “Телос” - цель, то есть то, ради чего создается и служит определенная вещь. Расширительно “цель” - быть полезным, существовать для чего-либо. “Телеология” – учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет свое место и свою цель; часто термин “телеология” означает логику вещей, задаваемую целеустремленностью субъекта (целевая причинность).

46. Однородное, неизменное, единое и самосохраняющееся бытие = постигаемый мышлением философа мир.

47. “Человек есть мера всех вещей, существующих, - что они существуют, и не существующих, - что они не существуют”.

48. Вопрос об архе, т. е. о первоматерии (первовеществе, первоначале), об “истинно сущем”; о том, что не возникает и не уничтожается; о том, из чего все многообразие предметов может состоять.

49. Любая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует и не существует; все сущее – не существовало и обречено умереть.

50. Натурфилософские проблемы – это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых перемен.

51. АТОМЫ, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются, “зацепляясь” друг за друга, воздействуя друг на друга соприкосновением и толчком. Все тела возникают и разрушаются, атомы – вечны.

52. Разум выделяет в показаниях разных органов чувств свойства вещи и тем самым обретает возможность различать ощущаемое (саму вещь) и ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие сладкого и белого как различие моих собственных ощущений поставляемых разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная информация становиться знанием и вещей и моих собственных ощущений.

53. Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы.

54. Это случается по разному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную кончину установить никто не может. Когда мы есть, то смерти для нас еще нет; когда наступает смерть, то нас уже нет для констатации собственной смерти.

55. Фалес: это вода (она есть всюду, и может принимать любую форму); Анаксимандр: это апейрон (безкачественное и бесконечное по числу начало); Эмпедокл: это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), элементы, которых связываются в семени конкретной вещи.

56. Разум заключен в голове, Воля – в сердце (груди), вожделения – в животе и ниже.

57. Ксенофан учил тому, что солнце – это раскаленный камень, а вовсе не Бог; что вообще нет никаких Богов; что все вещи произошли из одного начала – естественного (природного) по сути, но сверхчувственного по узнаванию его людьми.

58. Цицерон склонялся к мысли о том, что наиболее общие понятия (философские категории) включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом – это “вырожденные впечатления” Души.

59. Платон полагал, что внутренний мир человека это общежитие трех разных душ – аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из трех определяет принадлежность человека к одному из трех социальных классов. Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих фактов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми).

60. Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и ее критерия (сила предрассудков большинства кажется неодолимой).

61. Пифагоровский термин “космос” означал порядок. В целом же для античной философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания человека или эмпирически известные среды жизненных отправлений индивида: природная среда, государство – полис и микрокосм внутренней жизни.

62. Возможность подобных значений следует признать. Всякое знание начинается с опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов), а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать предметом разнообразных доказательств.

63. Свою классификацию Аристотель строит на сочетании принципов:

1) правильное государство или неправильное (служит ли оно всем гражданам или лишь некоторым);

2) принадлежит ли власть одному, немногим или большинству граждан.

64. Кроме того, нужны силы, приводящие их в движение: любовь и вражда; одна притягивает элементы друг к другу, другая отторгает их.

65. Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые и движущиеся по пустотам частицы тел; тела, будучи сцеплениями множества атомов, благодаря тонким истечениям с их поверхности копий, вызывают в нас различные ощущения.

66. Против учения Эмпедокла о множественности стихий и тезиса Гераклита – “Все течет”. И то, и другое присуще только миру видимости.

67. Конечно же, к самосовершенствованию, одухотворенности, одухотворенности, к воплощению идеального, к осуществлению идеалов знания, добра и красоты.

68. “Геометрии” - подобочастные.

69. Материальная, формальная, динамическая и целевая причины.

70. Гармоническая, прекрасная душа переходит в более совершенное тело и ведет более счастливое существование. Недостаточно очистившаяся душа переходит в тела животных и обречена вести скотский образ жизни.

71. Упраздняется Бог как творец сущего: если любая вещь может возникнуть естественным путем, то зачем тогда творец?

72. Они положили начало теоретической математике как науке о числах и геометрии как науки о фигурах. Из этих оснований вырастает Платон: если возможна чистая (теоретическая), математика, то почему бы не быть философии как науке о чистых идеях?

73. Форма вещи, взятая в качестве цели, влечет ряд изменений в направлении к финалу.

74. Динамическая зависимость, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными отклонениями или погрешностями. Последние неизбежны благодаря случайным (самопроизвольным) отклонениям атомов от прежней траектории движения. Случайности, накапливаясь вместе с ростом комбинаций атомов, создают возможности для человеческого выбора или свободы.

75. Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом); космическая плоть (материя) стремиться самоутвердиться через уподоблению идеалу и обретение совершенных форм.

76. Прежние натурфилософы исследовали материю вещей; пифагорейцы – их структуру, формообразующий принцип.

77. Всякое знание рождается благодаря ударам “копий” по органам чувств. Вещь такова, какой ее запечатлевают органы чувств. Но люди всегда привносят в картину реальности свои желания. Разум лишь очищает чувственные знания о вещах от иллюзий (идолов), и тем самым позволяет видеть вещи в их подлинном свете. Это концепция сенсуализма.

78. Они несовместимы и неравноправны. Мир видимости продолжает существовать в силу того, что многим людям не дано проникнуть в умопостигаемый мир философа. Безусловной реальностью обладает лишь мыслимое бытие, но из него не выводимо чувственно данное бытие (= не-бытие). Итак, что же следует признавать, а от чего избавляться?

79. Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем Практическое и теоретическое знание. Знание вероятностное и достоверное (доказательное).

80. Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, “подражает” ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей – совершенное бытие, мир вещей – несовершенное, т. к. они вечно “текут”, становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать.

81. Опыт наблюдений и размышление.

82. Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о самостоятельном, изолированном от внешнего мира существовании мира идей. Идеям необходимо найти место среди мира фактов.

83. Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма вопреки действию возмущающих факторов, что сохраняет индивида в изменяющемся мире, что предопределяет совершенствование субъекта через постановку и достижение целей.

84. Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т. п.), не доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода “порождающие модели” для всех вещей одного и того же класса.

85. Атомы и пустота.

86. В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в другой организм – либо высший, либо низший, - и через множество инкарнаций возвращается в мир идей.

87. Утомляемая посредством физического акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Значит, в конечном счете, высшее удовольствие – это удовольствие от познания, т. е. удовольствие духовное.

88. Космос состоит из десяти концентрических сфер, на которых небесные тела движутся вокруг центрального огня. Расстояния небесных тел от центрального огня находятся в гармоническом (музыкальном) отношении друг к другу.

89. Наперекор традиции, заложенной парменидовским принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр, и Ницше (19 век). “Все действительное – неразумно, все разумное - недействительно”, - С. Киркегор. “Чувственно воспринимаемый мир – создание интеллекта; бытие же “в себе” - разумом не познаваемо” - А. Шопенгауэр. “То, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция”, – Ф. Ницше.

90. Существует множество разных (в т. ч. контрадикторных) мнений. Истина – не более чем претензия носителей отдельного мнения на исключительность. Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в словесных упражнениях, а, напротив, в воздержании от однозначных суждений.

91. По Аристотелю, это общность, необходимость (логическая), доказательность, систематичность (упорядоченность).

92. Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленного действующего Разума. В природе все совершается по законам Динамической зависимости. (Эпикур).

93. В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия).

94. Природа сама по себе разумна, только не каждому дано это понять; следовательно, жить согласно голосу разума – естественно для человека. Совершенно, как правило, именно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум единственное достояние человека; поэтому жить естественно – значит жить по законам разума.

95. Приобщиться душой к Богу человек может лишь в исключительных случаях, “когда он оказывается в состоянии сверхумного экстаза”. Именно тогда в истерзанную сомнениями и страданиями человеческую душу и проливается божественный свет.

96. По свидетельству Платона, в то время как другие люди полагают, будто они знают, что такое добродетель, мужество, благо и т. д., но в действительности они ничего не знают. Сократ – единственный, кто имеет мужество открыто признать свое невежество.

97. Главная роль отводиться Душе, т. к. ей изначально присуще стремление к познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг “узнает” в вещи ее сущность, родственную ее собственным потаенным интенциям.

98. Число (мера) и гармония.

99. Каждая вещь имеет свою собственную материю и душу. Материя тел непрерывна. Твердые тела получаются путем сгущения материи и состоят из пластинок – треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора).

100.Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с точки зрения их ценности, значения и последствий.

101.Трем составляющим Души соответствуют три сословия (класса) в обществе и три космические силы – Идея, материя и Мировая Душа.

102.До своего “падения” в тело Душа находилась в мире идей и все их близко сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и очистить от эмоциональных наслоений.

103.Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы; из органов образуются тела.

104.Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому лишь философским умом; первый пронизан заблуждениями людей, поэтому он подпадает под категорию “не-бытие”. Лишь второй мир озарен светом истины и излучает его (= бытие).

105.От хаотического состояния ко все большему порядку, основанному на необходимости.

106.“Идея” - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря второму идея может непосредственно воздействовать на вещи.

107.От тел отделяются их тонкие подобия – “эйдолы”, которые, проникая через органы чувств, производят в субъекте восприятие вещи.

108.Возможна правда и неправда, но не истина, т. к. не существует общезначимых значений. Так как всякое знание зависит от познающего субъекта (индивида), невозможна объективная истина. Отсюда любые мнения следует признать равноправными и за каждым индивидом – право на свою правду.

109.Т. к. идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу – аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим.

110.Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможным переходы между двумя мирами.

111.Стоики полагают, что существуют две реципкорные пары аффектов: удовольствие – неудовольствие, страх – вожделение. Все они вредны, поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но неразумное.

112.От этого увольте-с! Во-первых, сомневаться в каком-либо частном мнении, - значит допускать для него возможность быть истинным. А для скептика все мнения равно неистинны. Во-вторых, колеблется и сомневается всегда тот человек, кто стремится к истине, кто хочет выбрать из двух или более точек зрения наилучшую. А скептик к истине не стремится и к любому мнению одинаково равнодушен (кроме своего – не высказываемого!).

113.Форма вещи есть и ее непосредственная данность субъекту в актах восприятия, ее внутренняя предопределенность к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи).

114.Повторяющееся впечатление фиксируется в душе и, благодаря наложению их друг на друга, образуют “ядро” понятия, которое в последующем начинает “раскрываться” словами.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!