Указывать на предпочтительного для него



Кандидата на пост мэра,

Но он не имел намерения

Прекращать проведение

Местных выборов,

и в действительности

Контроль центральной власти

Не выходил за рамки

Уже описанных скромных пожеланий правительства.

 

 

Два месяца спустя

Дижону было позволено

выкупить право выбирать своего мэра.

 

 

Церковь в эпоху Людовика XIV

 в качестве инструмента центральной власти

 почти не использовалась.

 

 

 

Церковь -  была крупнейшей корпорацией,

 обладавшей собственной властью,

но при этом оставалась

интегрированной частью государства.

 

На церковных ассамблеях

обсуждались вопросы налогообложения,

а ее епископы становились

проводниками административного контроля.

 

Архиепископ Нарбонна де Бонзи был

в равной степени знаменит

и как посредник в предоставлении патроната,

и как известный развратник;

он был бесценным союзником Кольбера,

будучи председателем

темпераментных штатов Лангедока.

 

Церковь владела по меньшей мере

десятой частью всех земельных угодий,

и благодаря взиманию церковной десятины

она предоставляла правительству

огромные ссуды, которые, впрочем,

редко возвращались.

 

Раз в пять лет

церковь делала короне

безвозмездное пожертвование (don gratuit),

которое неизменно называла неадекватным.

 

 

Франциск I установил контроль

над назначением на высшие церковные посты,

однако Людовик XIV

не смог победить папу в борьбе за régale

(право назначать епископов на освободившиеся должности

в епархиях).

 

 

Церковь контролировала образование,

 от начальных школ до университетов;

церковные кафедры были

основными источниками распространения информации

в каждом из приходов Франции.

 

После проповеди

кюре зачитывали королевские ордонансы и патенты,

хотя эдикт 1695 года освободил их

от этой обязанности.

 

Важная роль церкви в государстве

заставляла королевскую власть

вмешиваться в ее деятельность.

 

Монарх подчеркивал свою абсолютную власть

для того, чтобы обеспечить

ее независимость от еще более высокой власти,

одной из форм которой была власть папы.

 

 

Политика Людовика XIV

по отношению к институтам,

обладавшим независимой властью,

делает смысл

понятия «абсолютизм»

достаточно неопределенным.

 

 

«Абсолютизм», как обычно предполагают,

сводит значение этих институтов на нет:

они оказываются в подчиненном состоянии

или дублируются другими органами власти

и постепенно разлагаются.

 

 

Однако «король–солнце» не допускал ни того, ни другого.

 

Людовик XIV считал, что

 совещательные органы помогают

достичь согласия в стране

и тем самым

наглядно демонстрировал, что

его режим не был автократическим.

 

 

Он полагал, что

совещательные органы – охраняют

 корпоративные права и свободы

и демонстрировал, что

его режим не был бюрократическим.

 

При этом он

Не признавал за ними права

Вмешиваться в государственные дела:

Государственная политика относилась

К сфере компетенции одного короля,

который мог выбрать себе необходимых помощников.

 

 

В этом он продолжал

Дело Франциска I и Ришелье

И подтверждал, что

Ни один феодал не смеет

Делить верховную власть с королем.

Соответствует ли все это привычному смыслу понятия «абсолютизм»?

 

Если да, то возникает другая проблема.

 

Ибо король Англии вел себя точно так же.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!