П. Корнель, «Сид». Ж. Расин, «Федра»
План
1. Трагедия как жанр в художественной системе классицизма (способ отражения действительности, выбор жанров, язык).
2. Трагедия П. Корнеля «Сид»:
a. сущность конфликта;
b. композиция;
c. система образов.
3. Трагедия Ж. Расина «Федра»:
a. переосмысление традиции античной драмы (Еврипид «Ипполит»);
b. особенности конфликта;
c. концепция любви;
d. образ главной героини;
e. специфика нового стиля трагедии, психологизм.
4. Творчество П. Корнеля и Ж. Расина: два этапа в истории французского классицизма (проблематика, герой, характер конфликта, художественный язык).
5. Конфликт страсти и долга в «Сиде» «Федре». Сравнительная характеристика. Новый этап женского самосознания.
6. Переосмысление античного мифа в античной трагедии (Еврипид, Сенека).
7. Особенности художественного языка «Федры». Специфика нового стиля трагедии.
8. Своеобразие Расина как позднего классициста (сравнить с Корнелем).
Письменное задание
1. Найдите и выпишите элементы классицистического канона трагедии (конфликт, герой, художественный язык и т.д.) в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (Буало Н. Поэтическое искусство. – http://fgpodsobka.narod.ru/poetica.htm (Песнь третья)).
ЛИТЕРАТУРА
1. Обломиевский Д.Д. Корнель // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 120-127.
2. Виппер Ю.Б. Расин // История всемирной литературы в 9 т. – Т. 4. – М.: Наука, 1987. – С. 138-146.
3. Виппер Ю.Б. Драматургия Расина // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. – М.: Худож. лит., 1990. – С. 183-194.
|
|
4. Обломиевский Д. Французский классицизм. Очерки. – М.: Наука, 1968.
5. Козлова Н.П., Ранний европейский классицизм (XVI-XVII вв.) // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С.5-28.
6. Адан А. Театр Корнеля и. Расина // Театр французского классицизма – М.: Худож. лит., 1970. – С. 5-18.
7. Бахмутский В.Я. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В.Я. В поисках утраченного: (от классицизма до Умберто Эко): статьи разных лет. – М.: МПП «Измайлово», 1994. – С. 3-19.
8. Корнель П. Рассуждение о трех единствах действия, времени и места // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З84-391.
9. Корнель П. Рассуждение о полезности и частях драматического произведения // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. З61-377.
10. Расин Ж. Предисловие к трагедии «Андромаха» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 419-420.
11. Жирмунская Н.А. Трагедии Расина и Примечания // Расин Жан. Трагедии / Сер. «Литературные памятники» /. – Л.: Наука, 1977. – С. 377-408; 409-428.
12. Бахмутский В.Я. Театр слова (Время и пространство во французской классической трагедии) // Бахмутский В.Я. Пороги культуры. – М.: Гелеос, 2005. – С. 46-63.
|
|
13. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина // Мориак Ф. Жизнь Жана Расина; Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Виньи А. де Стелло, или Синие демоны / Пер. с фр. – М.: Книга, 1988.
14. Федра // Мифы народов мира в 2-х т. – Т.2. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
ГЛОССАРИЙ
ЭТАТИЗМ – (от фр. état – государство) – воззрение, абсолютизирующее роль государства в обществе и признающее его главной целью общественного развития; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Иными словами, этатизм – это государственничество. Этатисты, главным образом, рассматривают лишь две категории – государство и человека и не чувствительны к таким категориям, как общество, нация, корпорация, церковь. В наиболее обнаженном виде «э.» выступает в виде абсолютизма. Этатистские тенденции получили художественное преломление в трагедии французского классицизма («Сид», «Гораций» Корнеля и др).
Практическое занятие № 6
Французский психологический роман:
М. де Лафайет, «Принцесса Клевская»,
П. Мариво, «Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***»,
|
|
А. Прево, «История кавалера де Грие и Манон Леско»
I. Художественные формы психологизма: объективные (психологический анализ), субъективные (психологическая рефлексия – интеллектуальная и сентиментальная), косвенные (портрет, поступки, вербальное поведение, мимика, жесты и т.п.).
II. Психологический анализ в литературе классицизма: картезианская концепция разума и страстей; феномен внутренней борьбы; проблема мотивации. Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская»
1. Функция историко-мемуарного материала в романе.
2. Сюжет и конфликт в романе. Нравственно-психологические особенности конфликта.
3. Образ принцессы Киевской.
4. Мужские образы в романе.
5. Стиль романа.
6. Открытия мадам де Лафайет в области психологического анализа и в области формы романа. «Принцесса Клевская» как аналитический роман.
7. Влияние романа «Принцесса Киевская» на дальнейшее развитие романного жанра в Европе.
III. Развитие психологической рефлексии во французском романе XVIII века.
IV. Роман П. Мариво, «Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***».
1. «Жизнь Марианны» Мариво как классический роман французского рококо.
2. Жанрово-стилевое своеобразие романа. Приемы мемуаров и псевдомемуаров
|
|
3. «Мариводаж» как манера повествования и его особенности. Психологически достоверное изложение жизни от первого лица.
4. Переосмысление фабульных (нападение разбойников, ребенок-найденыш и т.п.) и психологических (верный» любовник, «коварный» соблазнитель и т.п.) клише.
5. Значение психологического мастерства Мариво в развитии традиций психологической прозы XVIII (Ричардсон, Стерн, Шодерло де Лакло)
V. Роман А. Прево «Истории кавалера де Гриё и Манон Леско».
1. Жанровое своеобразие: традиция рыцарского, плутовского и галантного романа в романе А. Прево «Истории кавалера де Гриё и Манон Леско».
2. Композиция. Функции предисловия автора к роману, философских споров кавалера де Грие с Тибержем (четыре встречи: перед семинарией, перед игрой в карты, в тюрьме, в заключении романа).
3. Архетипический сюжет. Черты плутовского и любовно-авантюрного (византийского) романа.
4. Особенности повествования. Поэтика просветительского реализма и рококо в романе. Значение мемуарной формы. Роль повествователя в романе (господин де Ренонкур и кавалер де Грие), де Грие-нарратор и де Грие-герой романа.
5. Специфика хронотопа. Мотив дороги как средство организации пространства. Пространственные оппозиции город/деревня, Франция/Америка, Париж/Новый Орлеан.
· особенности трактовки любви в романе:
· иррациональный характер любви в книге Прево;
· пасторальная традиция и правда жизни;
· любовь и этика в романе;
· изображение любви в романе и «анима» К.Г. Юнга.
6. Система образов. Своеобразие характеров кавалера де Грие и Манон Леско. Элементы поэтики рококо в изображении героини. Функция второстепенных персонажей.
7. Роль Тибержа в сюжете.
8. Полное и краткое название романа: причины и смысл редукции.
9. Место романа Прево и образа Манон в мировой литературе.
Конспектирование:
1. Женнет Ж. Фигуры II. Правдоподобие и мотивация. // Женнет Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 1. – М, 1998. – С. 299-321. http://yanko.lib.ru/books/lit/jennet-figuru-1-2-1998-l.pdf
2. Виппер Ю. Два шедевра французской прозы XVIII в. // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). – М., 1990. – С. 239-261. http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Vipper_XVIII.htm
ЛИТЕРАТУРА
1. Гинзбург Л. О психологической прозе. – Л. 1971.
2. Гриб В.Р. Мадам де Лафайет // В.Р. Гриб. Избранные работы. М., 1956.
3. Забабурова Н.В. Творчество М. де Лафайет. Ростов-на-Дону, 1985.
4. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М., 1987.
5. Штейн А.А., Черневич М.Н., Яхонтова М.А. История французской литературы. 2-е изд. – М., 1988.
6. Кожинов В. «Принцесса Клевская» — первый психологический роман. // Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. – М., 1963. http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/kozhinov-proishozhdenie-romana/princessa-klevskaya.htm
7. Кожинов В. Роман Прево как зрелый образец жанра // Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. – М., 1963. http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/kozhinov-proishozhdenie-romana/roman-prevo.htm
8. Михайлов А. Малая проза Прево // Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско. История одной гречанки. Новеллы. – М.: Правда, 1989. С. 5-32.
9. Баженова Л.Е. Манон Леско // Энциклопедия литературных героев. – М.,1999. – С. 249-250.
10. Алташина В.Д. Философия чувствительности и концепция чувствительного героя в романах Мариво и Прево // Литература в контексте культуры. – СПб., 1998. – С. 81-91.
Практическое занятие № 7
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!