Эпос зрелого Средневековья: происхождение, поэтика, стиль.



Методические рекомендации для проведения

Лабораторных, практических и семинарских занятий

Как правило, практическое занятие проводится после того как прослушана лекция по соответствующей теме, чтобы студент смог воспользоваться тем теоретическим и/или историко-литературным материалом, с которым он познакомился в аудитории. Но практическое занятие может и опережать лекцию, и в этом случае предполагается самостоятельное изучение отдельных разделов учебной программы.

От практического занятия семинар отличается прежде всего тем, что на обсуждение выносится не одно художественное произведение, а два или три, при этом сопоставляется художественный язык нескольких авторов, выясняется сходство и отличия на уровне жанра, композиции, образов главных персонажей и т.д.

Для подготовки к практическому занятию или семинару необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней следует записывать имена персонажей, перечень ключевых моментов в сюжете изучаемых произведений, цитаты из художественных текстов, делать заметки в процессе работы над текстом и во время занятия в аудитории. Основное место отводится конспектам научной литературы по темам практических занятий.

Сама подготовка к практическому занятию/семинару предполагает ряд этапов.

На первом этапе подготовки нужно внимательно прочитать текст, разобраться в соотношении фабулы или сюжета. Чем более вдумчиво прочитано художественное произведение, тем легче будет его проанализировать, определить авторскую сверхзадачу (концепцию), по достоинству оценить его художественный язык. Устный ответ значительно выиграет, если на практическом студент процитирует наизусть отрывок текста, а если это лирическое произведение, то продекламирует целиком.

Обязательный элемент подготовки к практическому занятию/семинару – чтение художественного произведения В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Второй этап подготовки предполагает ознакомление с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Планы практических занятий к соответствующим курсам содержатся в методических пособиях к соответствующим курсам, в разделе ПРАКТИКУМ КУРСА. Они состоят из 5-6 вопросов, касающихся наиболее актуальных проблем изучаемого произведения. Очень важно также усвоение новой терминологии, встречающейся в плане практического занятия. Краткое определение терминов дано в разделе ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КУРСА методических пособий.

Третий этап подготовки включает в себя составление конспекта научных источников, их список прилагается к плану практического занятия и насчитывает 5-10 позиций. Из этого списка необходимо выбрать и законспектировать две-три научные работы. Составление конспекта предполагает и его правильное оформление:

1. Имя (отчество), фамилия исследователя, например: С.С. Аверинцев, Михаил Бахтин и т.п.

2. Полное название источника (статьи, раздела, книги, монографии).

3. Выходные данные, т.е. где и когда была издана научная работа, общее количество страниц.

Составление конспекта требует определенных навыков. Не следует излагать в нем, то, о чем можно прочитать в любом учебнике: биографические данные, творческий путь художника, банальные фразы и клише наподобие – «выдающийся поэт», «великий художник» и пр. Главное внимание необходимо уделять анализу художественного текста, выяснению таких, например, вопросов как особенности жанра, конфликта, повествования, своеобразие художественного языка и пр.

Идеальный конспект – это изложение квинтэссенции (сущности) научного исследования, небольшой по объему текст, в который включены основные положения источника (не больше 1/8 от первоначального текста). Также в конспект можно включить наиболее глубокие по смыслу и яркие по форме высказывания цитируемого литературоведа.

Независимо от того, цитируется первоисточник дословно или тезисно передается основные положения работы, необходимо указывать номера законспектированных страниц.

Существует два подхода к конспектированию материалов по теме практического занятия – по вопросам плана и отдельно по статьям/монографиям. Второй подход предпочтительнее, так как он позволяет сохранить логику рассуждений автора и его концепцию. С другой стороны, конспектирование по вопросам позволяет быстрее сориентироваться в процессе ответа на практическом занятии. В зависимости от того, какую форму конспектирования выбирает студент, необходимо соблюдать следующие правила:

· при конспектировании по вопросам на полях следует указывать выходные данные каждого источника и номер страницы;

· при конспектировании источника целиком следует на полях указывать номер страницы, откуда взят тот или иной фрагмент текста, а также вопрос семинара, к которому относится данный материал.

В процессе подготовки к занятию могут быть использованы не только печатные издания (книги, журналы), но и материалы из Internet. Их также необходимо конспектировать от руки, чтобы к процессу усвоения и осмысления информации подключалась также и моторная память, способствующая запоминанию. В качестве дополнительных материалов на практическом занятии можно использовать распечатки, но только в том случае, если они проработаны, т.е. в них выделены ключевые идеи, на полях сделаны пометки о том, к какому вопросу семинара относится тот или иной абзац.

Накануне семинара следует обязательно перечитать конспект, сделать необходимые пометки, продумать ответы на вопросы плана. Наличие конспекта на практическом занятии/семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО, в противном случае, оно не будет зачтено. Конспект, написанный после даты проведения занятия, никакой практической ценности не имеет.


 

Практическое занятие №1

Эпос зрелого Средневековья: происхождение, поэтика, стиль.

«Песнь о Роланде».

1. Особенности классического эпоса периода становления ранней государственности:

a. историческая основа, принцип деления на «своих» и «чужих»,

b. преодоление мифологизма,

c. своеобразие героических идеалов.

2. Французский героический эпос:

a. поэтика «жесты», основные эпические циклы;

b. «Песнь о Роланде» как часть каролингского цикла.

3. Теории происхождения «Песни»:

a. историческая основа и ее переосмысление в поэме;

b. разные исторические пласты средневекового сознания в «Песни»;

c. исторические особенности (отражение исторических событий, феодальных отношений, быта, нравов, религии)

4. Сюжет и особенности конфликта:

a. национально-религиозная проблематика поэмы;

b. тема своих и чужих;

c. библейские мотивы;

d. мотив «Божьего суда»;

5. Роланд как героический характер: своеобразие трактовки. Сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», эпическая цельность, преобладание мотива доблести; тема вассальной верности; эпическая вина героя.

6. Принцип контраста как основа системы образов: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон.

7. Линейность композиции, прием параллелизма. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла).

8. Особенности стихосложения (ассонанс, лессы), синтаксис, эпический стиль;

9. Образ Роланда эпохи Возрождения (Боярдо, Ариосто).

ЛИТЕРАТУРА

1. Песнь о Роланде (в пер. Ю. Корнеева).

2. Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных // Проблема жанра в литературе Средневековья / Под ред. А.Д. Михайлова. М.: Наследие, 1994. (Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко. Вып. 1). С. 7–26.

3. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1986.

4. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. М.: Высшая школа, 1987. С. 21–30 (раздел «Героический эпос»).

5. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики. М., 1995.

6. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976. С. 5–24.

 

 

ГЛОССАРИЙ

АБСОЛЮТНОЕ ПРОШЛОЕ – предмет эпопеи, выбирающей в качестве объекта повествования общезначимый в истории государства и народа момент, связанный, как правило, с периодом национальной консолидации. К «абсолютному прошлому» отнесены события, описываемые в героических эпосах.

 

АБСОЛЮТНАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ – время, отделяющее исполнителей эпоса (жонглеров во Франции, хугларов в Испании, шпильманов в Германии), составителей списков для исполнителей и их слушателей от событий, описанных в эпосе.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ – принцип переноса современных событий или некоторых бытовых черт и признаков новой эпохи в период «абсолютного эпического прошлого». Например, Илья Муромец в русских былинах может называться «храбрым казаком», но действует богатырь неизменно в Киеве времен Владимира Красного Солнышка.

 

СЕНЬОР – ВАССАЛ – система отношений взаимообмена, поручительства и взаимной зависимости между феодалами разного социального и имущественного статуса, например, между крупным землевладельцем (сеньором) и мелким (вассалом), получившим от сеньора во владение земельные угодья. За это вассал был обязан был платить сеньору (сюзерену) вассальный долг, выражающийся в верной службе (в первую очередь, военной).

 

ЗАБЕГАНИЕ ВПЕРЕД – показ эпической перспективы, первоначально, чтобы поддержать интерес у слушателей. Например, Ганелон, в числе прочих пэров Франции, сразу же вводится в повествование через характеристику – «предавший всех».

 

РЕТАРДАЦИЯ – замедление или приостановка развития основного действия путем введения вставных эпизодов, например, описание сна Кримхильды в начале «Песни о Нибелунгах».

 

ПОДХВАТЫВАНИЕ – развитие в следующей строфе или эпизоде действия или события, описанного в предыдущей строфе, например, описание в нескольких строфах смерти Роланда.

 

ХРОНОТОП – литературоведческий термин, введѐнный М.М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе». Под хронотопом Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». М.М. Бахтин выделя-ет несколько типов хронотопов. В общем смысле, хронотоп может быть определен как пространственно-временной континуум (например, в «Песни о Нибелунгах» А.Я. Гуревич выделяет три хроно-топа: рыцарскую современность XIII века, локализованную в Ворм-се, арахаичекий мир мифа, локализованный в королевстве Брюнхильды, и героический хронотоп времен Великого Переселения народов, локализованный в державе Этцеля. Эти хронотопы взаимо-проницаемы, но перемещение между ними без изменения статуса чревато для героя трагическими последствиями, например, Гунтер в королевстве Брюнхильды должен стать могучим героем из мифологической древности, чтобы пройти через свадебные испытания и добиться Брюнхильды. Гунтер таким стать не может, поэтому прибегает к обману, за который потом несет неизбежную расплату.

 

ЭПОС – в средние века один из литературных жанров, имеющий две основных разновидности: архаическую и героическую. Героический эпос генетически восходил к историческому факту, он соотносим с конкретными историческими источниками и в изображении героев и событий утверждает государственные и патриотические идеалы.

 


 

Практическое занятие № 2

Тристан и Изольда

1. Предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола как источник рыцарского романа. Основные образы, хронотоп, языческие и христианские мотивы.

2. Сюжет о Тристане, его отражение в средневековой литературе.

3. Воплощение куртуазных доблестей в образе Тристана. Образ Изольды.

4. Понятие куртуазной любви и своеобразие её осмысления. Конфликт свободы любви и вассального долга в романе.

5. Особенности повествовательной формы. Аллегоризм и символика романа. Роль фантастических мотивов.

6. Дальнейшая жизнь образов романа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде// Легенда о Тристане и Изольде. – М.: Наука, 1976.

2. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М.: Наука, 1976.

3. Смирнов А.А. Роман о Тристане и Изольде по кельтским источникам// Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л.: А.Н. СССР, 1965.

4. Веселовский А. Женщины и старинные теории любви. – М.: СП Интербрук, 1990.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.2 – М.: Наука, 1984.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

 

Практические задания:

1. Назовите основные структурные элементы легенды о Тристане (ключевые этапы его личной судьбы)

2. Перечислите основных персонажей романа и определите их отношение к главному герою Тристану.

3. Найдите музыкальные и живописные произведения, в основу сюжета которых положена легенда о Тристане и Изольде.

ГЛОССАРИЙ

АВАНТЮРА – способ соединения мотивов любви и рыцарских подвигов в жанре романа путем их взаимной обусловленности: подвиги совершаются во имя любви к Прекрасной Даме, чтобы «прославить несравненную красоту и добродетели Дамы и добиться ее благосклонности».

 

ИДИЛЛИЯ – жанр литературы, использованный в рыцарском романе, обычно заканчивающийся счастливым финалом, в котором, несмотря на все злоключения, герои добиваются благополучия и счастья.

 

КОЛЛИЗИЯ – в художественном произведении интрига, столкновение героев, связанный с ним сюжетный узел.

 

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ – этическое понятие кодекса поведения дворянина-рыцаря; сводится к проявлению утонченной любви (fin amor), форме взаимоотношений между молодым рыцарем, как правило, вассалом, и Дамой, как правило, женой сеньора. Рыцарь обязан был поклоняться Даме, демонстрировать свою влюбленность и преданность, посвящать ей победы в сражениях и на турнирах. При этом куртуазная любовь допускала телесное влечение рыцаря к Даме, но исключала его удовлетворение. Страдания от невозможности достичь желаемого должны были совершенствовать рыцаря нравственно. В лирике куртуазная любовь находила выражение в жанрах канцоны и послания. Куртуазной любви противостояла «низкая», телесная любовь, направленная на простолюдинок (fol amor), этот тип любви нашел отражение в жанре пастореллы.

 

КУРТУАЗНЫЙ (от фран. сour – двор) – определение сословного поведения рыцаря, характерного для феодалов в XII–XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал соблюдение «семи рыцарских добродетелей».

ПАМЯТЬ ЖАНРА – категория, разработанная М.М. Бахтиным, существо которой состоит в утверждении глубинной взаимосвязи произведений одного жанра как ориентированных на один «канон» (набор приемов повествования, построения характера и др.).

 

РОМАН – первоначально стихотворное произведение светского содержания на романском языке, по мере развития жанра приобретает черты большой формы эпоса, изображающей судьбы нескольких главных героев на протяжении значительного промежутка времени.

 

САМОРАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА – психологический рост героя под влиянием обстоятельств, обусловленный воздействием внешних причин, коллизий сюжета, а не произволом автора.

 

«СЕМЬ РЫЦАРСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ» – верховая езда, фехтование, владение копьем, плавание, соколиная охота, игра в шашки или шахматы, умение слагать стихи в честь дамы сердца.

 


Практическое занятие №3


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!