Что же помогает сохранять верность одному мужчине всю жизнь?



1. «Защита женщин поддерживает целомудрие общества…». (ШБ 1.8.5 комм.)

Женщина должны быть под защитой отца (брата), мужа или сына. Тогда она не станет метаться в поисках этой защиты и не соблазнится первым встречным, который пообещает ей воздушные замки, а потом бросит.

Важно отметить, что под защитой подразумевается многоуровневое понятие, включающее в себя защиту на эмоциональном, физическом, интеллектуальном, социальном и духовном уровнях. Если чего-то из перечисленного женщина не дополучает, она может начать искать этого где-то еще…

2. Сохранять верность женщине помогает способность быть удовлетворенной тем, что она имеет и не искать ничего на стороне.

«…если кто-то соглашается «Да, если я предамся Кришне, то все мое совершенство жизни уже достигнуто» - это называется шраддха. Не так, что «Кришна также хорош, но и этот полубог тоже хорош, ты тоже неплох, и я хороша. Ты также Бог, и я тоже Бог». Это не шраддха. Точно как целомудренная женщина не может сказать, что каждый мужчина хорош. Она скажет: «Только мой муж хорош». Это и есть целомудрие”. (Лекция по ШБ 1.2.18, Калькутта, 26 сентября 1974 г.)

3. Важно такое качество как стыдливость (робость, стеснительность). «Стыдливость удерживает от неограниченного смешения полов. Это дар природы, и им нужно пользоваться». (Бхаг., 1.10.16, комм.) Согласно Шриле Прабхупаде приобрести качества характера можно общаясь теми, у кого они есть, или, слушая рассказы о целомудренных женщинах.

4. Избегать смешения полов без необходимости. Женщины ведической культуры как правило не то, что не посещали другие места без сопровождения своего мужа, но даже не разговаривали с другими мужчинами без крайней необходимости. А также не наряжались, не показывали каким-то другим способом посторонним мужчинам свою красоту.

5.«Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины». (Бхаг., 7.11.25-29)

6. «Жена должна разделять взгляды своего мужа. Она должна быть готова следовать тем же принципам, которым следует ее муж, ибо только в этом случае их совместная жизнь сложится счастливо. Если муж-преданный живет с женой-материалисткой, в их доме не будет мира. Жена должна понимать, к чему стремится ее муж, и быть готова следовать за ним». (Бхаг.,3.23.4-5, комм.)

Но возвращаясь к теме современной ситуации: как быть, если большинство женщин и мужчин, желая построить свою жизнь по принципам ведической культуры, сталкиваются с уже нарушенным принципом целомудрия или отсутствием другой ведической квалификации?

 

Шрила Прабхупада прекрасно отдавал себе отчет об уровне своих учениц и учеников, но он все же лично проводил огненную церемонию виваха-ягьи, соединяя пары, чтобы отныне они сохраняли верность друг другу. Значит он все же считал возможным счастливую совместную жизнь даже при таких начальных условиях. Но что поможет сохранять верность супругам, если у них уже было много опыта, что делает практически невозможным считать своего партнера "единственно хорошим", да и ум будет беспокойным из-за памяти прошлой жизни, да и воспитаны мы не в традициях древней Индии?

В комментарии к «Бхагавад-гите» (6.36) говорится: «Человек, обладающий сознанием Кришны, без особых усилий достигает результатов практики йоги, тогда как йог не сможет достичь совершенства, не развив в себе сознание Кришны». Целомудрие – это тоже своего рода йога. Смысл в том, что без сознания Кришны невозможно достичь совершенства в верности мужу.

В ведах прославляется множество женщин, которые были верны своим мужьям даже когда те не являлись образчиками идеала, или не могли вызывать уважения качествами своего характера. Если взять хотя бы Суканью, которая была выдана замуж за старого Чьявана Муни. Шримад Бхагаватам говорит, что у него был скверный характер, он гневался по ничтожному поводу. Тем не менее Суканья служила ему, проявляя противоположные качества терпения, сдержанности, прощения. Иначе она бы не могла служить ему так, чтобы он был доволен. Это значит, что в отношении некоторых качеств характера она превосходила своего мужа... Тем не менее она верно служила ему, почитая его наравне с Богом. Что это значит? Значит ли это, что она видела в нем Бога? Если бы она воспринимала его как идеал, олицетворенное совершенство, единственного гуру своей жизни, то как она могла не заразиться качествами его характера и не стать подобной ему? Как правило мы перенимаем качества того, на кого постоянно медитируем. В нашей личной жизни достаточно даже просто жить рядом с кем-то, чтобы заразиться качествами его(ее) характера. Так в чем же секрет Суканьи и ей подобных женщин?

С одной стороны это служение могло исполняться просто как долг, к которому они подходили очень ответственно, то есть они видели мужей не как Бога, а как его представителя. Но если добавить немного красок и реальной вовлеченности всех чувств в служение, то может и видели они в мужьях этот идеал. Но в то же время отдавали себе отчет в разнице между реальностью и идеалом, давая раз за разом шанс действительно им стать. Однако это требует немалого терпения, осознанности того, что они делали, я бы сказала знания шастр, которые описывают идеал. Иначе бы такие женщины давно деградировали, служа не самым совершенным Богам во плоти.

Взять хотя бы сегодняшнюю реальность в отношении лидеров общества. Как правило все ожидают идеального поведения от лидеров, менеджеров. Если вдруг менеджер совершает небольшую ошибку (а в Кали-югу это сплошь и рядом, далеко ходить не надо), то подчиненные сразу же устраивают ему разбор полетов и начинают поступать точно так же, оправдывая себя тем, что «ну ведь он так делает, почему мне нельзя»? Большинство так делают. Кто так не делает? Те, у кого вера более сильная, кто способен смотреть выше обыденного, обладает более высокими мотивами. Это уровень как минимум стабильной веры, шастрия-шраддхи, основанной на священных писаниях, а не просто вера в личность.

Женщины, прославляемые в ведах за свою верность и неуклонное служение мужьям, даже если те в чем-то уступали своим женам или даже вели падший образ жизни, имели устойчивую веру. Но это всегда удел не многих в материальном мире. Для обычных женщин, чтобы быть для них лидером, нужно превосходить их хотя бы по большинству качеств. А еще для того, чтобы стабильно исполнять свой долг, все равно нужен идеал, иначе не будет цели и мотивации. И поэтому женщинам также нужен гуру, обладающий всеми возвышенными качествами, и нужно изучать священные писания, чтобы подходить к исполнению долга осознанно и не разочаровываться или деградировать когда представитель Бога, живущий поблизости, иногда показывает не самый лучший пример...

Поэтому сильное сознание Кришны женщины поможет ей сохранить верность одному мужу, даже если он не соответствует ее представлениям об идеальном мужчине, обладает не самыми выдающимися чертами характера или вообще не является преданным. Без сознания Кришны, без высшего идеала невозможно будет сохранить целомудрие.

И точно так же как есть материальное целомудрие по отношению к мужу, так же есть и духовное целомудрие по отношению к Кришне. Выше уже говорилось о том, что ни женщина, ни мужчина не должны привязываться друг к другу. Необходимо поставить Кришну в центр своей жизни, сделав Его главным объектом своей привязанности.

В ведах есть стих, в котором прославляется пять женщин за их целомудрие, хотя у всех у них было множество мужей (http://vaishnavi.com.ua/index.php/articles/630-pancakanya). Это Ахалья, Даупади, Кунти, Тара и Мандодари. Веды называют их словом канйа, девственница и говорят, что простое памятование их имен очищает человека от величайших грехов. Имея много мужей они тем не менее считаются идеальными целомудренными женщинами потому что главный, кому они хранили свою верность был Сам Кришна. Смысл в том, что не только без сознания Кришны невозможно достичь совершенства в верности мужу, но и верность Кришне стоит на порядок выше верности одному мужчине.

Шрила Прабхупада при жизни сталкивался с тем, что его ученики разводились и хотели жениться/выйти замуж повторно. В большинстве случаев он запрещал это и старался отговорить. Но показателен один из случаев, который иллюстрирует это особое положения верности Кришне по сравнению с верностью одному мужу: «Если у тебя уже есть ребенок, нет необходимости снова выходить замуж. Но если ты не можешь оставаться в сознании Кришны, не имея мужа, тогда другое дело». (Письмо Навине, 19 июля 1972 г.) Верность Кришне более важна, поэтому остальные правила подчинены ей.

Но есть также одно предостережение. В приведенном выше стихе о пяти целомудренных девах, все они противились этим многочисленным замужествам. И Ахалья, и Драупади, и Кунти, и Тара, и Мандодари не хотели принимать других мужей, но согласились на такое решение по совету старших. Двум последним женщинам повторно выйти замуж, согласно «Рамаяне» Кришна Дхармы прабху, посоветовал Сам Господь Рамачандра. Женщина должна постараться максимально избежать нового замужества, насколько это возможно, так как если ее сознание Кришны недостаточно сильное, эта ситуация может способствовать ее деградации. Этот поворот событий не должен происходить по ее воле или с ее подачи. Но если это касается устойчивости ее сознания Кришны, тогда такой исход возможен. Хотя Шрила Прабхупада чаще говорил о ведических стандартах, чем об этих исключениях.

Еще один момент, относящийся к приоритетности служения Кришне. Целомудрие диктует определенные правила поведения: стыдливость, отсутствие какого-либо общения с противоположным полом, считать мужа единственным гуру и представителем Бога в ее жизни и т.д. Но в рамках служения Кришне эти правила могут отходить на второй план.

«Ради служения Господу Кришне гопи забыли обо всем: о людских обычаях и заветах писаний, о потребностях тела и своих обязанностях, о скромности, терпении и телесных удовольствиях, о своекорыстии и о пути варнашрама-дхармы, от которого так непросто отказаться. Оставив своих близких и не побоявшись их кары и упреков, они с любовью служат Кришне, чтобы дарить Ему радость». (Ч.-ч., Ади, 4.169)

Например, ведической женщине не рекомендуется петь или танцевать на публике в принципе. Но Шрила Прабхупада учил женщин выходить на харинаму, петь там и танцевать. Это прямо противоречит принципу стыдливости. Кроме того он поощрял женщин проповедовать, что идет вразрез с принципом не только стыдливости, но и ограничения общения с противоположным полом.

Но тут тоже есть предостережение. Это все позволительно пока делается по указанию гуру как служение Кришне. Если эти принципы нарушаются уже помимо служения Кришне, то однозначно будут последствия как для обычной жизни, так и для духовной практики.

В целом служение Кришне, выполненное в рамках правил и предписаний варнашрамы всегда лучше, так как в этом случае преданная имеет надежную основу и защиту для духовной практики. Однако, пока мы живем в городах калиюжной реальности, а не в общине варнашрама-дхармы, наша жизнь всегда будет где-то напоминать экстремальную ситуацию на поле битвы, где принципы верности мужу будут слабо помогать достижению конечной цели. Поэтому такими могущественными методами духовного развития как проповедь сознания Кришны тут не стоит пренебрегать.

Однако все же нужно постараться насколько возможно сохранить целомудрие по отношению к одному мужу. «Чанакья Пандит говорит, что, хотя кукушка черная, ее украшает сладкозвучный голос. Женщину украшает целомудрие и преданность мужу, а безобразный человек становится привлекательным, если хорошо знает писания». (Бхаг., 9.15.40, комм.)

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!