Ведический идеал и современные реалии



 

Вопрос: Может Вы мне поможете ответить еще на один вопрос, который меня очень занимает? Как можно примирить ведическое поведение женщины и современные реалии, то есть, как из этих ведических наставлений извлечь принцип и культуру и применить его в современности? И как об этом говорить, чтобы не было болезненной реакции современной женщины, которая ну ни по каким параметрам не вписывается в ведическую культуру?

Ответ: Описывать ведический идеал женщины и объяснять как его достичь НУЖНО, так как следование ему помогает стать МАТЕРИАЛЬНО счастливыми. Без простого понятного материального счастья практиковать сознание Кришны становится сложнее. Но, в то же время, важно правильно расставить акценты (это из другого письма БВГМ). Основная цель преданных - развить бхакти, любовь к Богу, а она не зависит ни от каких материальных условий. В нашей современной ситуации многие имеют уже неправильные привычки в отношениях, ролях мужчина-женщина и т.п. и менять себя оказывается чрезвычайно сложно. Но преданной стоит ПОПЫТАТЬСЯ приблизиться к ведическому идеалу, так как он (идеал) позволит быть материально счастливым, но не стоит ставить это своей ГЛАВНОЙ целью и гнобить, унижать себя если сделать это не получается.

В "Нектаре наставлений", т.2 также даются шесть вещей, которые пагубно сказываются на преданном служении. Вторая из них - прайаса - совершать ЧРЕЗМЕРНЫЕ усилия ради достижения труднодостижимых материальных целей. То есть, если современные женщины, которые ну ни по каким параметрам не вписываются в ведическую культуру, будут правдами и неправдами стараться следовать ведическому идеалу, прилагать для этого несоразмеримые с возможностями усилия, они будут только вредить своей лиане бхакти. И как правило, стать примерной ведической женой у них тоже не получается, потому что старые самскары намного сильнее новых околодуховных.

Есть еще одно любопытное утверждение Шрилы Прабхупады по поводу ведических правил:

«Чтобы внедрить культ сознания Кришны, проповедник должен изучить способность кандидатов к отречению в рамках страны и времени... Он должен избегать принципа нийама-аграхи, которое значит, что он не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может не быть возможным в другой. Долг ачарйи состоит в том, чтобы сделать акцент на самой сути преданного служения. Может быть небольшое изменение тут и небольшое изменение там настолько, насколько это может быть применено по принципу йукта-вайрагйи (надлежащего отречения). Должна быть принята во внимание суть преданного служения, а не внешние парафеналии… Вайшнав немедленно становится чистым, так как он следует правилам и предписаниям своего истинного духовного учителя. В этом нет необходимости, чтобы правила и предписания, которым следуют в Индии, были в точности такими же в Европе, Америке и других странах Запада. Простая имитация без эффекта называется нийама-аграхой». (Ч.-ч.,Мадхья-лила, 23.105, комм.)

Пытаться приблизиться к ведическому идеалу стоит, но не стоит делать это самоцелью и бросать все свои силы туда, забыв о главном послании Шрилы Прабхупады: трудиться сообща для удовлетворения Кришны.

 

Мадхави-деви, будучи женщиной, считалась «половинной» преданной

 

В Шри Чайтанья-Чаритамрита, Ади-лила 10.13 говорится: "Мадхавидеви, семнадцатая среди выдающихся преданных, была младшей сестрой Шикхи Махити. Считается, что в прошлом воплощении она была служанкой Шримати Радхарани.

Комментарий Шрилы Прабхупады:

О Мадхавидеви рассказывается во второй главе Антья-лилы «Чайтанья-чаритамриты» (104 – 106). Шри Чайтанья Махапрабху считал ее одной из служанок Шримати Радхарани. В этом мире у Чайтаньи Махапрабху было «трое с половиной» преданных, которые были Ему ближе всех. Троими были Сварупа Госани, Шри Рамананда Рай и Шикхи Махити, а сестра Шикхи Махити Мадхавидеви, будучи женщиной, считалась «половиной». Поэтому говорится, что у Шри Чайтаньи Махапрабху было «три с половиной» преданных, которые пользовались особым доверием".

Это утверждение нуждается в контексте, иначе сторонний читатель может вынести для себя негативное впечатление о вайшнавской философии.

Утверждение, что женщины считаются "половиной", может трактоваться по-разному. Что это значит? Буквальное значение: половина человека? Невозможно. Тогда в каком контексте следует это рассматривать? Ответ, который приходит на ум - половина в социальном смысле. Учитывая времена, в которые жил автор данного утверждения, это действительно будет справедливым, так как непосредственно с чужой женщиной, не позволялось какое-либо общение или совместная деятельность без участия ее мужа.

Но важно принять во внимание, что данное утверждение встречается во всей нашей литературе всего лишь единожды и не подтверждается словами других ачарьев. А Шрила Прабхупада на своем личном примере никогда не обращался с женщинами как с половинчатыми существами. Потому что социальная среда сильно изменилась и сейчас нет женщин, так же, как и мужчин.

 

 

Целомудрие

Целомудрие в наше время

 

Среди интересующихся ведической культурой очень популярна тема женского целомудрия. Она, как и все новые заморские штучки вызывает живой интерес и желание примерить ее на себя. Но вот беда: большинство людей, увлекшихся ведической культурой, сталкиваются с беспощадной реальностью: мужчины и женщины, воспитанные в западной культуре, часто уже не имеют этой первозданной чистоты, о которой говорится в Ведах. И что ж делать?

«Жену считают целомудренной, если до брака у нее не было никаких контактов с мужчинами. Женщине, которая в юности свободно общалась с разными мужчинами, очень трудно оставаться целомудренной. Как правило, ей это не удается». (Бхаг., 4.26.16, комм.)

Прежде чем перейти к практическому решению для сегодняшней беспощадной реальности, стоит все же понять в чем заключается важность верности женщины по отношению к одному мужчине.

Все правила ведической культуры или варнашрама-дхармы были направлены на то, чтобы помочь человеку постепенно возвыситься духовно и обрести вечную духовную жизнь. Главным долгом женщины в системе варнашрамы является служение мужу. Исполнение своего долга идеальным образом, помогало кому бы то ни было обрести умиротворение в уме, а умиротворенный ум позволял заниматься духовной практикой и медитацией на Верховного Господа. Иначе это невозможно. Отпечатки прошлых отношений, невыполненные обязательства и недовольство окружающих создают беспокойства в уме и это становится препятствием для духовного совершенствования.

Согласно ведической истории, сохранение верности мужу могло дать женщине даже мистические способности. «Храня целомудрие и оставаясь верной своему мужу, женщина обретает невероятное, сверхъестественное могущество». (Бхаг., 9.10.27, комм.) Это хорошо иллюстрирует история Сандили, остановившей Солнце, чтобы ее муж не погиб от проклятия мудреца. И многих других.

Целомудренная жена также помогала мужу в достижении высшей цели жизни: «Но, если у мужчины целомудренная жена, с которой его связывают священные узы брака, она может оказать ему неоценимую помощь, когда он окажется в опасной ситуации. По сути дела, такая жена может стать для него источником разума. Когда у мужчины хорошая жена, вся семья занимается преданным служением Господу, а их дом становится настоящим грихастха-ашрамом, жилищем домохозяев, посвятивших свою жизнь духовному развитию». (Бхаг., 4.26.16, комм.)

И одна из главных причин – не целомудрие женщин порождает нежелательное потомство, варна-санкару. Варна-санкара – это люди со смешанными наклонностями: они не могут определиться чем им хочется заниматься в жизни. Поэтому у них пониженное чувство ответственности. «Дети, зачатые в соответствии с предписаниями шастр, обычно так же добродетельны, как их отец и мать, но дети, зачатые порочно, как правило, становятся варна-санкарой. Вырастая, они безответственно относятся к своей семье, обществу и даже к самим себе». (Бхаг., 4.27.7, комм.) Такое население создает адские условия для жизни всего общества. По сути, сейчас все население планеты является варна-санкарой, даже в Индии.

Священные писания говорят, что женщина совершает грех, если изменяет мужу. «Добродетельная и верная жена никогда не должна изменять мужу, потому что, изменяя мужу, женщина совершает великий грех». (Бхаг., 3.23.3, комм.)

 Однако есть еще один интересный результат верности мужу: «Именно поэтому в ведических писаниях подчеркивается важность женского целомудрия: если женщина привязана к своему мужу, в момент смерти она будет думать о нем и в следующей жизни обретет тело мужчины. Это более благоприятно, потому что мужчине легче постичь духовную науку». (Ч.-ч., Ади, введение)

Тут справедливо отметить, что мужское рождение имело преимущество в предыдущие эпохи, когда методы духовного совершенствования были другие. В другие эпохи для духовного самосознания нужно было совершать аскезы, глубоко изучать священные писания, медитировать, совершать дорогостоящие огненные жертвоприношения и т.д. В нашу же эпоху метод совершенствования один: воспевание святых имен.

Поэтому продолжая введение к «Чайтанья-чаритамрите», Шрила Прабхупада вслед за этим пишет: «Однако сознание Кришны замечательным образом предоставляет одинаковые возможности и мужчинам, и женщинам». Соответственно подобная привязанность к мужчине не имеет уже такого большого значения сегодня. Да и рождаться еще раз в материальном мире не рекомендуется, лучше постараться уйти к Богу уже в этой жизни. Более того, Капиладев и вслед за ним Шрила Прабхупада не рекомендует женщинам чрезмерно привязываться к мужчине:

«Так же как женщина часто является символом майи для мужчины, точно так же привязанность к мужчине - это основная причина запутанности для женщины. Как говорит Господь Капила: «Женщина поэтому должна рассматривать своего мужа, свой дом, и своих детей как приготовление внешней энергии Господа к ее смерти, точно так же как сладкое пение охотника является смертью для оленя» (ШБ 3.31.42). Конечно же, невозможно полностью избежать общения разных полов друг с другом, поэтому позитивным методом будет поставить Кришну в центр собственной жизни. Если мужчина и женщина живут в браке, наполненном сознанием Кришны, переводя свою главную привязанность на Кришну, тогда их взаимоотношения могут стать источником духовного здоровья». («Нарада-бхакти-сутра», Раздел 3:Средство достижения успеха)

Но в целом сохранение верности по отношению к мужу имеет много положительных результатов даже сегодня. фото


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!