Вопрос 12. Культурный капитал нации как один из ключевых факторов развития внешнеполитических имиджевых кампаний государства.



(по Василенко И.А., д-р полит. наук, проф. МГУ им. Ломоносова)

 

Мировая практика свидетельствует о том, что именно культура сегодня способна стать ключевым фактором развития государств, городов и территорий, поскольку она обладает потенциалом, который по долговременности и значимости преобладает над потенциалом экономических факторов. Между тем мы до сих пор экономим на культурной политике, считая ее второстепенной некоммерческой сферой. В этом кроется серьезная ошибка отечественной имиджевой стратегии. Достаточно привести данные международных экспертов, оценивающих долю России и других стран в мировых расходах на науку и культуру: Россия тратит сегодня 1,5%, в то время как США – 34%, Япония и Китай – по 12,3%, страны ЕС – 23% [5].

Успех многих зарубежных имиджевых кампаний связан с активным использованием культурного капитала нации. Например, американцы с самого начала формирования национального бренда осознали ключевую роль культуры в его продвижении: уже с конца ХIХ в. культурные достижения Америки начали великолепно продаваться за рубежом. Особую роль играют голливудские фильмы, которые недвусмысленно восхваляют американские ценности, а зарубежные зрители наслаждаются зрелищем и буквально «впитывают» американскую поп-культуру, проникаясь симпатией к этой стране.

Многие европейские страны также активно используют культурную политику для продвижения имиджа. Например, весьма показателен опыт ребрендинга провинции Пьемонт в Италии. Турин – центр Пьемонта – долгое время был известен как довольно крупный итальянский промышленный город, в котором работали заводы компании «Фиат». В конце прошлого века «Фиат» перевел производство в страны «третьего мира». В результате в Пьемонте началась безработица, жители стали покидать город. Властям необходимо было срочно сменить имидж города и провинции. И они обратились именно к культуре как средству возрождения, придав Турину иной облик путем проведения ежегодного Международного Туринского кинофестиваля для начинающих режиссеров, продюсеров и сценаристов; открытия Музея кино; организации Туринской книжной ярмарки (крупнейшей в Италии), Туринского театрального фестиваля и Туринской Олимпиады.

Сегодня во многих государствах ЕС существуют программы возрождения и реабилитации депрессивных городов с помощью современных креативных художественных и культурных проектов. В британском министерстве культуры разработан документ «Культура как главный ресурс возрождения территорий», согласно которому, если программы развития территории не имеют культурной составляющей, они не работают. В Германии культурная политика также является важной составной частью имиджевой стратегии. Институт Гете сегодня проводит активную работу по продвижению ее культурных ценностей в 93 странах мира [6].

Этот опыт может быть использован и в современной России, поскольку самым сильным элементом здесь являются культурные достижения: литература, искусство, наука, кинематограф, спорт. Вопрос о символическом капитале национальной культуры в информационном обществе – это вопрос о высоком престиже национальных ценностей, который заставляет российское общество и все окружающие его народы уважать сложившуюся систему политических отношений.

Академик Д.С. Лихачев в своих работах развивал понятие гуманитарной куль­туры, то есть культуры, ориентированной на развитие созида­тельных начал в человеке и обществе. Он справедливо опасался, что в современном мире ничем не регулируемый, нецивилизованный рынок усиливает экспансию антигуманных ценностей массовой культуры. Если так будет продолжаться и дальше, мы можем стать свидетелями утраты культурой своей основной функции – быть гуманистическим ориентиром и критерием развития цивилизации и человека. Особого внимания заслуживают идеи Д.С. Лихачева о том, что российское государство должно стать гарантом взращивания гуманитарной культуры, кото­рая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества. Го­сударство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Идея сохранения культуры — это идея сохранения духа, языка, особого ментального склада, этических комплексов. Д.С. Лихачев отмечал: «… без культуры в обществе нет и нравствен­ности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняют­ся указы и не может существовать современная наука» [7]. При этом под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты – памятники архитектуры, скульпту­ры, живописи и так далее, которые могут быть отме­чены в списках и каталогах, – но и такие явления, как традиции и навыки в области искусства, науки и образова­ния.

К сожалению, до сих пор актуален печальный вывод Д.С. Лихачева: у нас в стране нет концепции национальной культуры и культурного развития. Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музы­ку, литературу, иногда даже не включая в понятие куль­туры науку, технику, образование [8]. Между тем культура – это огромное целостное явле­ние, которое делает людей, населяющих определенное про­странство, из просто населения – народом, нацией. В это понятие должны входить (и всегда входили) религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы по­ведения людей и государства. Культура – это то, что в зна­чительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации.

Для имиджевой стратегии России особое значение имеет следующий вывод Д.С. Лихачева: русская культуросфера одна способна убедить каждо­го образованного человека в том, что он имеет дело с ве­ликой культурой, великой страной и великим народом. Для доказательства этого факта нам не требуется в качестве аргумента ни танковых армад, ни десятков тысяч боевых самолетов, ни ссылок на наши географические простран­ства и залежи природных ископаемых [9].

2014 г. объявлен в нашей стране «годом культуры». В настоящее время в Государственную Думу внесен Закон о культуре (законопроект № 617570-5), где есть раздел о государственной культурной политике. Но там нет ни слова об особой роли государственной культурной политики в процессе формирования привлекательного образа России в мире. Сегодня очень важно обратить внимание экспертного сообщества и общества в целом на необходимость более активного обсуждения этого закона, чтобы сделать его действенным инструментом сохранения и развития русской культуры и одновременно важным фактором формирования образа России как высококультурной страны.

Опираясь на мировой опыт в сфере культурной политики, в новую концепцию государственной культурной политики можно предложить добавить такие важные аспекты, которые будут способствовать формированию привлекательного образа страны в мире:

– усиление культурного влияния России как ключевого образовательного, научного, литературно-художественного, музыкального и спортивного центра;

– повышение привлекательности образа страны за счет укрепления культурных составляющих;

– продвижение русского языка, активное распространение ценностей русской культуры через культурные центры за рубежом;

– активная пропаганда достижений культуры – классической и современной – по всем отечественным и мировым каналам СМИ, особенно в «новых медиа»;

– создание новых культурных и образовательных программ, направленных на распространение отечественных культурных ценностей. Усиление внимания к культурным событиям в новостных программах;

– ведение активного культурного диалога с другими странами как на уровне гражданского общества, НПО, так и государственных и политических структур – парламента, партий, общественно-политических организаций;

– организация научно-образовательных и культурных обменов, направленных на приобщение зарубежных интеллектуальных элит к российской культуре;

– развитие молодежной культурной политики, особенно в системе образования и просвещения, творческой деятельности.

Россияне должны заново научиться гордиться тем, что они – русские, носители высокой культуры, потомки Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Толстого. А для имиджевой стратегии выстраивание логической цепочки великая культура – великий народ – великая страна имеет принципиальное значение: только через рост самоуважения нации можно добиться уважения к себе других народов.

Помимо это культурная политика – серьезная часть современных бренд- технологий. Кино, музыка, искусство и литература важны потому, что помогают бренду нации пройти «три последних фута» к совершенству: именно они добавляют яркости, вкуса и сочности представлению людей о стране, поскольку специально созданные художественные картинки дают несколько идеализированный образ, а нематериальность и неполнота изображения только придают ему еще большую магическую силу [10].

Возвращаясь к идее М. Маклюэна о преимуществах традиционных культур в информационном обществе, подчеркнем, что его алгоритм победы в информационном противоборстве по-прежнему актуален: чтобы быть агрессивно эффективными в современном мире информации, необходимо активизировать в сознании людей национальную систему культурных приоритетов, создать яркий образ национальной идеи, адаптировать культурные традиции к новым средствам коммуникаций [11]. Иными словами, источником успешных имиджевых кампаний в информационном обществе может быть только символический капитал русской культуры, многократно усиленный современными высокими технологиями.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!