Тема 32. Искусство России первой половины XIX в.



Рост общественного внимания к художественной жизни России. Интерес к собиранию предметов отечественного искусства. Провинциальные школы живописи А.В. Ступина, А.Г. Венецианова, А. Надеждина. Деятельность Общества поощрения художников (1820 г.). Участие Академии художеств в культурной жизни страны. Академические выставки. Эволюция общественной роли художника. Дифференциация стилей в изобразительном искусстве и архитектуре первой трети XIX в. Специфика и этапы развития романтизма в русском искусстве.

Размах русского градостроительства. Развитие городского архитектурного ансамбля. Возведение общественных зданий, церковных и дворцовых сооружений с учетом единой архитектурной композиции. Новое понимание конструктивных задач. Применение металлических конструкций. Синтез архитектуры с другими видами искусств (скульптурой, живописю, прикладным искусством). Высокий классицизм (русский ампир). Творчество А.Н. Воронихина (Казанский собор, здание Горного института в Петербурге). Проект планировки стрелки Васильевского острова, реконструкция корпусов Главного адмиралтейства (архитектор А.Д. Захаров). Здание Биржи в архитектурном ансамбле стрелки Васильевского острова, дом Лаваля на Английской набережной Невы (архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон). Петербургские ансамбли К.И. Росси (Михайловский дворец, архитектурная композиция Дворцовой площади с корпусами Главного штаба и министерств, Александринский театр, здание Сената и Синода). Поздний классицизм в творчестве В.П. Стасова (сооружение Конюшенного двора на набережной Мойки, казармы Павловского полка на Марсовом поле, триумфальные арки, соборы).

Архитектура Москвы после войны 1812 г. Деятельность Комиссии для строений в Москве. Восстановление и изменение городской среды. Постройки О.И. Бове (реконструкция Кремля и Красной площади, ансамбль Театральной площади, здание Первой градской больницы, Триумфальные ворота, Скорбященская церковь на Большой Ордынке в Замоскворечье). Проект храма-памятника на Воробьевых горах А.Л. Витберга. Сооружения Д.И. Жилярди (реконструкция здания Московского университета, дом Луниных) и А.Г. Григорьева (дом Хрущевых-Селезневых, особняк Лопухина-Станицкой, церковь в Ершове). Совместные работы архитекторов (ансамбль зданий Опекунского совета, здание ремесленного учебного заведения). Усадебная архитектура русского ампира (усадьбы Кузьминки, Усачевых-Найденовых).

Романтическая тенденция в архитектуре. Историзм. Использование мотивов и закономерностей архитектурных стилей прошедших эпох. Постройки А.П. Брюллова, Н.А. Бенуа в духе неоготики. Сооружения А.И. Штакеншнейдера в духе неоренессанса и необарокко. «Русско-византийский стиль» в архитектуре. Творчество К.А. Тона (проекты церквей, Большой Кремлевский дворец, Храм Христа Спасителя в Москве, разработка типологии вокзальных зданий).

Своеобразие русского изобразительного искусства эпохи романтизма. Соотношение романтических и академических тенденций в системе изобразительных искусств. Портретная живопись. Расцвет камерных форм портрета. Жанр автопортрета. Творчество О.А. Кипренского, В.А. Тропинина. О.А. Кипренский и русский романтизм начала века («Автопортрет с кистями за ухом», портреты участников Отечественной войны 1812г.: Е.В. Давыдова, М.П. и А.П. Ланских, и др.; А.А. Челищева, В.А. Жуковского, С.С. Уварова, А.С. Пушкина и др.; галерея графических портретных образов). А.Г. Варнек («Портреты «Неизвестного в кресле», В.И. Григоровича, Н.М. Карамзина, «Автопортрет в пожилом возрасте» и др.). Создание «Военной галереи 1812года» Дж. Доу, В.А. Голике и А.В. Поляковым. Работы Егорова и Шебуева. Пейзажная живопись. Проблемы пленэрной живописи. Открытие ландшафтного класса в Академии художеств. Творчество С.Ф. Щедрина. Романтизм С.Ф. Щедрина («Вид с Петровского острова в Петербурге», итальянские виды: «Колизей», «Новый Рим. Замок Святого Ангела», «Большая гавань в Сорренто», «Вид Сорренто близ Неаполя» «На веранде», «Веранда, обвитая виноградом» и др.). М.Н. Воробьёв. М.И. Лебедев. Развитие пейзажа от видового к пленэрному. Городской пейзаж в творчестве М.Н. Воробьева.

Демократизация русской культуры в 40-50-е гг. XIXв. Появление новых художественных центров (МХУ, школа Ступина и др.). Рост общественной значимости искусства. Новый этап развития романтизма как мировоззрения и художественной системы. Углубление конфликта между судьбой общества и отдельной личности. Поиски новых композиционных, колористических и световых решений. Историческая картина, портрет и пейзаж. Ф.А. Бруни. К.П. Брюллов. А.А. Иванов. Поиски героического, возвышенно-обобщённого образа. А.И. Иванов («Смерть Пелопида», «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей»). А.Е. Егоров («Сусанна», «Истязания Спасителя», «Отдых на пути в Египет»). В.К. Шебуев («Петр I в сражении при Полтаве», композиция «Василий Великий» для Казанского собора, роспись плафона для зала заседаний Академии художеств «Торжество на Олимпе в день основания Академии художеств»).  Традиции и новаторство в исторической живописи. Работы К.П. Брюллова и Ф.И. Бруни. Творческий путь А.А. Иванова. Интерес к античному искусству. Поиски идеала, гармонии. Пейзажные этюды. Цикл эскизов на библейско-евангельские темы. Монументальное полотно «Явление Христа народу».

Бытовой жанр в живописи. Идиллический реализм А.Г. Венецианова, герои и сюжеты картин. Соотношение с бидермайером. Художники школы А.Г. Венецианова (А.В. Тыранов, Е.Ф. Крендовский, Г.В. Сорока).

Новые формы реалистических исканий художников. Метод критического натурализма («натуральная школа»). Новые формы жанрово-бытовой картины.  Социально-критическая направленность творчества П.А. Федотова. Темы «маленького человека», драматического конфликта личности с внешней средой, духовной гибели человека в произведениях художника.

Графика. Развитие социально-критического направления. Изображение жизни «как она есть» (Белинский). Сатирические издания и литературная иллюстрация к «физиологическим очеркам». П.А. Федотов. «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». Р.К. Жуковский. Серии автолитографий к «Русским народным сценам». И.С. Щедровский : «сцены народного быта». В.И. Тимм: издания «Наших, списанных с натуры», «Русского художественного листка». Расцвет карикатуры. Развитие гравировального искусства и литографии. Творчество С.Ф. Галактионова, А.О. Орловского. Графические альбомные издания. Литературная иллюстрация. А.А. Агин и его иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. Г.Г. Гагарин и иллюстрации к «Тарантасу» В.А. Соллогуба.  Творчество Т.Г. Шевченко (серия офортов «Живописная Украина» и «Притча о блудном сыне»).

Скульптура первой половины XIX в. Монументально-декоративная скульптура для архитектурных сооружений. Тема победы в Отечественной войне 1812г. (И. И. Прокофьев, И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов). Памятники-монументы, мемориальная скульптура, портрет. И.П. Мартос (надгробия  С.С. Волконской, А.Ф. Турчанинова, Е.И. Гагариной и др.; бюсты  Н.И. Панина и А.В. Паниной, Г.А. Потёмкина; памятники Минину и Пожарскому, Ришелье в Одессе, М.В. Ломоносову в Архангельске, Александру I в Таганроге и др.). Творчество Б.И. Орловского, И.П. Витали. Произведения Ф.П. Толстого (серии медальонов, силуэты). Развитие жанрово-бытовой пластики (работы Н.С. Пименова, А.В. Логановского). Реалистические тенденции в работах П.К. Клодта.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!