Тема 31. Искусство России XVIII в.



Роль и значение изобразительного искусства и архитектуры в системе культурных преобразований Петра I. Специфические особенности художественного развития России. Стилистическое своеобразие искусства первой четверти XVIII в. Черты барокко и классицизма в искусстве Петровской эпохи.

Архитектура Москвы в начале XVIII в. Регулирование застройки центра города. Переход к западной системе ордерной архитектуры и формирование нового типа сооружений (Лефортовский (Петровский) дворец, дом М.П. Гагарина на Тверской улице, производственные здания). Творчество И.П. Зарудного (церковь архангела Гавриила (Меншикова башня), триумфальные ворота).

Государственная политика в области архитектуры. Деятельность Канцелярии городовых дел (Канцелярии от строений, 1723 г.). Стилистическое разнообразие архитектуры Петровского времени. Иностранные мастера (Ж.-Б.-А. Леблон, Д. Трезини, Н. Микетти, А. Шлютер, И.-Ф. Браунштейн). Обучение русских зодчих.

Тема идеального города и города-крепости в планировке Петербурга. Общественные сооружения (здание Двенадцати коллегий, Кунcткамера). Архитектурные особенности собора Петропавловской крепости. Ансамбли Петербурга (дворцы Петра I в Летнем саду и А.Д. Меншикова на Васильевском острове). Создание дворцово-парковых ансамблей в Стрельне, Петергофе, Ораниенбауме, Царском Селе.

Сложение русской национальной архитектурной школы. Творчество первых русских профессиональных архитекторов. Соединение принципов европейской архитектуры с традициями русского зодчества в постройках М.Г. Земцова. Градостроительные идеи П.М. Еропкина, их практическое воплощение. Работа в Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Трактат «Должность архитектурной экспедиции». Деятельность И.К. Коробова в Адмиралтейств-коллегии: реконструкции здания Адмиралтейства, Партикулярной верфи, проект Морского полкового двора. Основные сооружения архитектора в Москве (Гостиный двор, Тверские триумфальные ворота).

Стилистическое своеобразие русского варианта архитектуры барокко. Разработки типов объемно-пространственных композиций и систем интерьеров для крупных зданий. Варианты решений фасадов зданий. Городские ансамбли. Ф.-Б. Растрелли (дворцы М.И. Воронцова, С.Г. Строганова в Петербурге). Императорские резиденции (Большой дворец в Петергофе, Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе, Зимний дворец). Комплекс Воскресенского (Смольного) монастыря. Сооружения архитектора С.И. Чевакинского в Царском Селе, Никольский Морской собор, особняк Шереметевых и дворец И.И. Шувалова в Петербурге.

Московская архитектурная школа середины XVIII в. Представители (А.П. Евлашев, И.П. Жеребцов, А.В. Квасов, Ф.С. Аргунов). Основные памятники. Составление Генерального плана Москвы. Градостроительная деятельность И.Ф. Мичурина: ремонтные работы в Новоерусалимском и Воскресенском монастырях, постройки (церковь Параскевы- Пятницы в Москве, собор Свенского монастыря близ Брянска), проект здания Московско- го суконного двора. Сооружения архитектора Д.В. Ухтомского (Кузнецкий мост через р. Неглинную, триумфальные Красные ворота, колокольня в Троице-Сергиевой лавре), проект ансамбля Госпитального и Инвалидного домов. Школа-мастерская Д.В. Ухтомского. Провинциальная архитектура середины XVIII в. Постройки А.В. Квасова в Глухове, Козельце.

Царствование Екатерины II и смена эстетических идеалов. Концепция классицизма. Этапы развития классицизма в России. Академия художеств и ее роль в становлении национальной школы изобразительного искусства.

Особенности архитектуры раннего классицизма: связь с барокко, использование наследия А. Палладио, разработка новых типов построек. Развитие стилевых направлений (псевдоготика, «шинуазри», «тюркери») и традиции древнерусской культуры. Градостроительство и перепланировка городов. Структура городского ансамбля: система главных магистралей, площадь, памятники. Творчество А.Ф. Кокоринова, Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота, Ю.М. Фельтена, А. Ринальди.

Московский вариант классицизма. Своеобразие творческого метода В.И. Баженова (проект Большого Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыне, дом П.Е. Пашкова). Творчество М.Ф. Казакова (Петровский дворец, Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле, общественные и культовые здания, частные дома). «Казаковские альбомы».

Архитектура строгого (зрелого) классицизма. Творчество И.Е. Старова (усадебное строительство, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец). Работы Ч. Камерона в Царском Селе (Агатовые комнаты, интерьеры в Большом (Екатерининском) дворце, парковые павильоны) и в Павловске (дворец, парковые сооружения). Творчество Д. Кваренги – путь к архитектуре ампира: Александровский дворец (Царское Село), здания Академии наук, Смольного института благородных девиц.

Обновление облика российских городов. Работы по составлению новых генеральных планов губернских и уездных городов. Распространение архитектурных форм и композиционных приемов классицизма в провинции. Разработка типов административных, общественных, торговых зданий и «образцовые» проекты каменных жилых домов. Церковное зодчество в провинции. Индивидуальный облик Твери, Костромы, Ярославля, Ека- теринослава.

Архитектура русской дворянской усадьбы. Состав строений и решения парадной части усадьбы. Усадебные храмы. Типичные черты внешнего и внутреннего обликов помещичьих домов. Значение трудов А.Т. Болотова, Н.А. Львова, П.С. Палласа для развития русского садово-паркового искусства. Аристократические дворцово-парковые усадьбы (Кусково, Останкино, Алабино, Архангельское).

Роль документальных источников в изучении монументально-декоративной живописи Петровского времени. Оформление триумфальных ворот. Символы и аллегории. Особенности декора интерьера дворца Петра I в Летнему Саду. Композиции росписи плафонов дворца А.Д. Меншикова. Работы Ф. Пильмана и артели русских мастеров в Монплезире. Росписи собора Петропавловской крепости.

Развитие станковой живописи. Ее основные жанры: портрет, историческая и батальная композиции, натюрморт, декоративная живопись. Художники-иностранцы при царском дворе (И.-Г. Таннауер, Л. Каравакк, Г. Гзель, Х. Маттарнови). Сложение русской школы живописи: творчество И. Никитина и А. Матвеева. Атрибуция анонимных полотен. Миниатюрная живопись. Работы Г.С. Мусикийского, А.Г. Овсова.

Барочные и рокайльные тенденции в станковой живописи. Сложение типа официального портрета. Творчество И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П. Аргунова. Работы художников-иностранцев (П. Ротари, Г.-Х. Гроот, Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене).

Историческая и мифологическая живопись. Творчество А.П. Лосенко, П.И. Соколова и Г.И. Угрюмова. Зарождение академизма в русской живописи.

Расцвет русского портретного искусства. Творчество Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого. Черты сентиментализма в портретах В.Л. Боровиковского. Пейзажная живопись Ф.Я. Алексеева и С.Ф. Щедрина, проблемы освещения, перспективы, колорита. Бытовой жанр в живописи и рисунке (работы И.И. Фирсова, М. Шибанова и И.А. Ерменева). Творчество работавших в России художников-иностранцев (Ж.-Б. Вуаль, И.-Б. Лампи Старший, М.-Л.-Э. Лебрен). Особенности монументально-декоративной живописи середины XVIII в. «Живописная команда» Канцелярии от строений. Работы ведущих мастеров (Д. Валериани, А. Перезинотти, С. Торелли, А. Матвеев, И.Я. Вишняков). Монументально-декоративная живопись и искусство театральной декорации.Театральные декорации И.И. Фирсова. Десюдепорты А.И. Бельского, Б.В. Суходольского. Творчество П. ди Готтардо Гонзаго. Графика.

Графика Петровского времени. Виды Петербурга в серии рисунков. Развитие русской школы гравюры. Мастерские Московского печатного двора, Оружейной палаты и Санкт-Петербургской типографии. Деятельность гражданской типографии В.О Киприанова. Сложение основных жанров гравюры: портрет, репродукция, научная и техническая иллюстрация, аллегорическая композиция, панорама, городской вид. Гравюра А. Шхоне- бека, П. Пикарта, А.Ф. и И.Ф. Зубовых, А.И. Ростовцева, С.М. Коровина. Сюжеты народной гравюры. Лубочные книжки.

Скульптура первой четверти XVIII в. Виды скульптуры: круглая (статуя, скульптурная группа, бюст, торс); рельеф. Материалы. Развитие монументально-декоративной скульптуры, ее роль в ансамблях Летнего Сада и Петергофа. Станковая скульптура. Взаимосвязь скульптуры малых форм с декоративно-прикладным искусством. Медальерная пластика. Скульпторы-иностранцы и русские мастера. Творчество А. Шлютера, Б.-К. Растрелли.

Декоративные функции скульптуры середины XVIII в. Работы М.П. Павлова. Гравюра М.И. Махаева, И.А. Соколова. Скульптурный класс Академии художеств. Мастерская Н.-Ф. Жилле. Станковая, монументальная и монументально-декоративная скульптура. Материалы. Синтез скульптуры и архитектуры. Тематическое разнообразие произведений. Творчество Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Прокофьева, Э.-М. Фальконе. Психологические портреты Ф.И. Шубина. Мемориальные композиции И.П. Мартоса.

Мозаика М.В. Ломоносова. Декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву, шпалеры, вышивка, стекло, фарфор, ювелирное искусство).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!