П. Плешанов. Иван IV и Сильвестр во время московского пожара 1547



 

Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл "Избранной радой". Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.

Первым большим делом самостоятельного царства Ивана стали казанские походы. В конце 1547 года Иван IV в первый раз выступил в поход на Казань: в декабре он выехал во Владимир, приказав вести туда за собой пушки. В феврале 1548 года войско вышло из Нижнего, но принуждено было вернуться из-за рано начавшейся весны. Иван возвратился в Москву, как говорит летописец, в больших слезах, опечаленный тем, что не сподобил его Бог совершить похода.

В ноябре 1549 года Иван IV отправился во второй поход и на этот раз в феврале 1550 года добрался до самой Казани. Но приступ не удался. Множество людей с обеих сторон было побито, а потом настала оттепель, подули сильные ветры, полил дождь. Простояв 11 дней у города, Иван принужден был возвратиться, но предварительный успех все же был достигнут; по приказу царя в устье реки Свияги заложили город Свияжск. После этого от Казани отпала вся горная сторона: черемисы, чуваши, мордва били челом государю, и Иван IV принял их в русское подданство. Это был первый шаг к полному покорению Поволжья, но для окончательного торжества Москву должно было пройти еще некоторое время. Иван IV обратился пока к внутренним делам.

 

***

Первый Земский собор 1550. Судебник 1550. Замена кормлений выборными старостами и целовальниками. Стоглавый собор 1551

Под влиянием окружения он в 1550 году решился на новый в русской истории шаг - созыв первого Земского собора. "На двадцатом году возраста своего, - говорится в Степенной книге, - видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина". Когда выборные съехались, Иван в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и. после молебна начал говорить митрополиту: "Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а они властвовали". И, обратившись к присутствовавшим на площади боярам, Иван IV бросил им запальчивые слова: "О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего". Потом, поклонившись на все стороны, царь продолжил: "Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать".

В тот же самый день Иван IV пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: "Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож".

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван IV говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван IV попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносим в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

 

***

Восстание в Казани. Царевич Едигер. Осада Тулы крымским ханом. Поход на Казань 1552. Осада Казани. Русская артиллерия, тарасы и подкопы. Взятие Казани и присоединение её к России 1552

Пока царь был занят внутренними проблемами, назрела окончательно необходимость Казанской войны. Прежде в Казани была достаточно сильная русская партия, при помощи которой московские князья не раз сажали здесь угодных себе царей. Но отпадение горной стороны и постройка Свияжска объединили всех недовольных. В марте 1552 года последовал окончательный разрыв. Казанцы стали пересылаться с горными людьми, а те, отведав русской власти, заволновались и перешли на сторону Казани. На помощь тамошним татарам пришло десять тысяч ногаев и астраханский царевич Едигер Магмет, которого казанцы и посадили у себя царем.

 

 

16 июня 1552 года Иван IV выступил в свой третий казанский поход, не зная еще доподлинно, с кем прежде ему придется биться - все ждали прихода крымцев. Действительно, 22 июня крымский хан подошел к Туле, приступал к ней целый день, но, узнав, что Иван со всем русским войском стоит на Оке, поспешно ушел в степь. Счастливо избавившись от этого врага, Иван IV продолжил поход и 13 августа пришел в Свияжск. Воевода князь Микулинский уже нанес поражение к этому времени жителям горной стороны и привел их опять под власть Москвы. 18 августа войско переправилось через Волгу, а 23-го подошло к Казани. С Иваном было 150 тысяч войска и 150 пушек. Казань, защищенную только деревянными стенами, обороняло 30 000 татар. И те и другие настроены были очень решительно. Иван объявил твердое намерение зимовать под Казанью; ездил днем и ночью кругом города, рассматривал места, где удобнее сделать укрепления. Осадные работы шли безостановочно: ставили туры, снабжали их пушками; где нельзя было ставить туры, там ставили тын, так что Казань со всех сторон окружена была русскими укреплениями. Казанцы беспрестанно делали вылазки, бились отчаянно, но каждый раз русские загоняли их обратно в город. От беспрерывной пальбы по городу гибло в нем много людей; стрельцы и казаки, окопавшись во рвах перед турами, меткими выстрелами не давали казанцам подниматься на стены.

 

 

31 августа Иван IV призвал немца-инженера, искусного в разорении городов, и велел ему сделать подкоп под стену. Другой подкоп повели под тайник, по которому осажденные ходили за водой. 4 сентября второй подкоп был окончен. Иван велел поставить под тайник 11 бочек пороху и взорвать. Взлетела на воздух часть стены, множество казанцев в городе было побито камнями и бревнами, падавшими с огромной высоты. Русские воспользовались этим, ворвались в город и многих татар побили и попленяли. Тем временем другая часть русского войска придвинула туры вплотную ко рву. Стычки и вылазки шли непрерывно день и ночь. Осажденные укрывались под тарасами (земляными укреплениями), и их огонь наносил большой урон русскому войску. Иван IV приказал вести подкоп под тарасы, взорвать их а затем придвинуть туры к самым воротам. 30 сентября тарасы взлетели на воздух вместе с людьми бревна побили множество народа и в городе, остальные долго оставались в бездействии. Пользуясь этим, русские утвердили туры против всех ворот, а полк князя Михайлы Воротынского с боем взял Арскую башню. Но другие полки не были готовы к штурму, и по царскому приказу воинов силой вывели из города. 1 октября пушки беспрестанно били по стенам и во многих местах разрушили их до основания. Остатки стены были снесены мощным взрывом, который прогремел утром 2 октября. После этого русские пошли на штурм. В воротах и на стенах началась страшная сеча. Татары оказывали отчаянное сопротивление; несколько часов русские не могли сделать ни шага вперед, несмотря на то, что царь подъехал к самым стенам города и воодушевлял их. Наконец русские ворвались в город по крышам домов. Самая жаркая сеча разгорелась у мечети. Видя свое поражение, 6000 татар попробовали прорваться из города, но были почти полностью истреблены. Лишь немногим удалось добежать до леса. В Казани же не осталось в живых ни одного из защитников, потому что Иван IV велел всех вооруженных побивать, а в плен брать только женщин и детей. Все сокровища, взятые в Казани, а также всех пленников царь отдал войску, а себе взял только царя Едигера, знамена и городские пушки.

Известие о казанской победе произвело на современников неизгладимое впечатление. Со времен Дмитрия Донского русское оружие не одерживало более славной победы. Сама мысль что после стольких лет ига, татарское царство наконец пало, наполняла все сердца бурным ликованием. На всем возвратном пути от Нижнего до Москвы царя встречали толпы народ с криками. В течение трех дней по возвращении в Москву с 8 по 10 ноября в царском дворце шел пир; за это время Иван IV раздал даров на 48 000 рублей.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!