В дружный круг у елки встанем 47 страница



Но неизбывной любовью Сталина были народные песни. Так было с песнями легендарной Александры Прокошиной:

«…Уж какой в тот предвоенный год проходил в Кремле торжественный прием, не вспомнить, но пригласили выступать на нем в концерте трех солисток хора имени Пятницкого. Спели они по регламенту пару песен, ушли за ширмы. Заходит туда посыльный и говорит: «Иосиф Виссарионович хочет еще послушать вас. У вас есть что петь?» Ой, господи! Это у вас нет, а у народа – вот и сразу… Спели. В третий раз зовут. Спели! А потом говорят: переодевайтесь и – за стол. Двое провожатых пришли. Один повел двух солисток и баяниста куда-то, а другой взял за руку Шуру. «Ой-ей, а мои-та…», – запричитала Шура. «Не беспокойтесь, – сказал тот почтительно, – ваши будут с вами». И привел и посадил ее аккурат напротив самого Сталина. «Кушайте, пожалуйста», – пригласил визави. Ну какой кусок в горло при таком соседстве?! Явилась очень приятная женщина, которую Сталин попросил: «Покормите девочку, она стесняется».

После того приема Иосиф Виссарионович постоянно звал на всякие торжества уже весь хор имени Пятницкого. Осведомленный о его репертуаре, сам составлял программу: что петь и когда. Если не выступала Прокошина, справлялся: почему? «Больна». – «Узнайте, какую помощь надо оказать» (Советская Россия. – 2001. – 21 июля).

_________

Кинематограф был не только предметом его неослабного внимания, но даже в какой-то мере – его детищем. Если в годы нэпа в кинопроизводстве и кинопрокате тон задавали коммерческие поделки – мелодрамы, боевики, комедии, рассчитанные на самые непритязательные вкусы, то в 30-е годы положение изменилось коренным образом. Сталин полагал, что занимательность сюжета и эмоциональная привлекательность образов должны сочетаться с идеологической направленностью фильма.

Он смотрел едва ли не все советские фильмы (реже – зарубежные), вникал в детали кинопроизводства, беседовал со сценаристами, актерами, режиссерами. Внимательно читал и правил многие киносценарии. Он любил киноискусство за его «демократичность», за общедоступность. Любил кинопоэзию подвига и романтику приключений. Активно содействовал созданию советского народного кинематографа в противовес американской кинопошлости. А. С. Ганшин работал киномехаником Сталина. В своих воспоминаниях был очень краток: «Иосиф Виссарионович любил исторические и военные фильмы. Картин заграничных почти не смотрел, но уважал Марику Рокк» (Аргументы и факты. – 1992. – № 20. – С. 2).

Встречался и беседовал едва ли не со всеми выдающимися кинорежиссерами. Александр Довженко, обеспокоенный тем, что его фильм «Иван» вызвал на Украине негативную реакцию, пишет Сталину письмо, в котором просит его прослушать сценарий нового фильма «Аэроград», и Сталин принимает его «ровно через двадцать четыре часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик» [111, с. 49]. «Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, – вспоминал А. П. Довженко, – что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко… Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела». В заключение кинорежиссер отметил: «Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи» [111, с. 50]. Сталин лично распорядился об оказании содействия ему в съемках «Аэрограда», а посмотрев фильм, сделал всего лишь одно замечание: «Только старик-партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таежника ведь проще». Он и потом приглашал А. П. Довженко к себе в кремлевский кинозал, обсуждал с ним достоинства и недостатки новых фильмов.

Фильм братьев Васильевых «Чапаев» был у Сталина одним из любимейших. А. П. Довженко об этом писал: «Товарищ Сталин предложил мне посмотреть с ним новый экземпляр «Чапаева». Несомненно, он просматривал свой любимый фильм не в первый раз. Но полноценность и теплота его эмоций, восприятия фильма казались неослабленными. Некоторые реплики он произносил вслух, и мне казалось, что он делал это для меня. Он как бы учил меня понимать фильм по-своему, как бы раскрывал передо мною процесс своего восприятия. Из этого просмотра я вынес очень много ценного и дорогого для себя в творческом плане» [111, с. 47].

Сталин очень хотел, чтобы была создана кинолента о Николае Щорсе («украинском Чапаеве»), и предложил это А. П. Довженко, сказав при сем: «…Имейте в виду, ни мои слова, ни газетные статьи ни к чему вас не обязывают. Вы – человек свободный. Хотите делать «Щорса» – делайте, но, если у вас имеются иные планы – делайте другое. Не стесняйтесь. Я вызвал вас для того, чтобы вы это знали» [111, с. 51]. Он хотел, чтобы фильм восславил нравственную красоту народного героя. Кроме того, Сталин советовал режиссеру показать в картине национальный характер украинского народа, его юмор, его прекрасные песни и танцы. Довженко с энтузиазмом взялся за создание фильма, и результат был впечатляющим. Сталин смотрел «Щорса» с восхищением, после просмотра повез режиссера домой, по пути они долго гуляли по ночным арбатским переулкам, а автомобиль двигался в отдалении, следом.

Чуть позднее Сталин выступил с идеей создания серии кинобиографий классиков русского искусства и настоял на том, чтобы она была начата фильмом об основоположнике русской классической музыки М. И. Глинке. (Успели, кроме него, выпустить еще фильм о М. П. Мусоргском). В книге воспоминаний «Эпоха кино» выдающийся советский мастер киноискусства Григорий Александров воспроизводит эпизод обсуждения фильма «Композитор Глинка» в Кремле:

«Вскоре в зал вошел Сталин. Он подошел ко мне и, дружелюбно подав мне руку, сказал:

– Я очень рад вас видеть. Тут некоторые товарищи сомневаются кое в чем по вашей картине. Давайте посмотрим еще раз вместе. Разберемся.

Он сел в крайнее кресло первого ряда и показал мне соседнее место. Смотрел молча. Не было слышно никаких реплик и со стороны. Экран потух. В зале зажегся свет. Все продолжали молчать. Была долгая томительная пауза. Наконец Сталин повернулся ко мне и сказал:

– Когда Карл Маркс выпустил первый том «Капитала», тоже не все поняли, что это значило для истории. Так что вы не одиноки, – с иронической улыбкой добавил он. – Вот у товарищей есть возражения. Скажите же их автору, – повернулся он к находившимся в просмотровом зале.

– Да нет их, – сказал А. Жданов, – после второго просмотра сами собой отпали возражения и замечания.

Так никаких замечаний и не было.

Сталин, подводя итог, сказал:

– Фильм можно выпускать» (Советская Россия. – 2000. – 8 февраля).

Марк Донской, создатель замечательных фильмов «Детство Горького», «В людях», «Радуга», «Сельская учительница» и других, оказал существенное влияние на развитие не только советского, но и мирового кинопроцесса. Уже в преклонном возрасте, в 1970 г. он рассказал:

«Как-то я возвращаюсь с фронта, а следующим моим фильмом должен был стать «Непокоренные», – говорит М. С. Донской, – и вот в квартире раздается резкий телефонный звонок. Беру трубку и слышу: «Это Поскребышев, секретарь товарища Сталина, как слышите меня?» – «Слышимость хорошая», – отвечаю. – «С вами будет говорить товарищ Сталин». Представляете мое состояние. Он же был для нас настоящим божеством. Напрягся, превратился весь в слух:

– От президента США Франклина Рузвельта поступило сообщение, что он посмотрел «Радугу» и одобрил ее. Поздравляю вас и я…»

Внимание Сталина привлекла и первая послевоенная картина М. С. Донского «Сельская учительница». Как рассказывал кинорежиссер, первоначально лента носила другое название – «Воспитание чувств». Сталин в своем телефонном разговоре с мастером экрана посоветовал его изменить, ибо от него отдает «флоберовщиной». Так и сказал: «Назовите вашу картину просто – «Сельская учительница». Это будет понятно всему советскому народу» (Восточно-Сибирская правда. – 1996. – 20 апреля).

Фильм «Веселые ребята» никак не хотели показывать на широком экране, мотивируя тем, что он пронизан западной идеологией. «Когда об этом узнал Сталин, он попросил, чтобы фильм показали ему. Присутствовавшие на этом просмотре очевидцы потом рассказывали, что никогда Сталин так заразительно не смеялся. После просмотра, улыбаясь, сказал: «Я вот тут собирался вроде бы в отпуск – отдохнуть, но на фильме так отдохнул, что теперь отдыхать никуда не поеду. Да и такой замечательной музыки я давно не слышал. А стихи-то какие! Вот только у меня пожелание: строчку «Нам песня жить и любить помогает» немножко изменить, чтобы она звучала по-другому – «Нам песня строить и жить помогает». Так со сталинской «правкой» исполнялась эта песня в фильме и печаталась во всех песенных сборниках» (Советская Россия. – 2000. – 29 января).

С фильмом «Молодая гвардия» в кино пришла целая плеяда актеров, по существу, до этого никому не известных. И почти все они стали кинозвездами. Мало того, пятерых из них отметили в 1949-м Сталинской премией I степени. В числе молодых лауреатов оказались исполнители ролей Олега Кошевого – Владимир Иванов, Сергея Тюленина – Сергей Гурзо, Ульяны Громовой – Нонна Мордюкова, Любы Шевцовой – Инна Макарова и Валерии Борц – Людмила Шагалова.

Премия эта исчислялась ста тысячами рублей, и ее надо было разделить между всеми лауреатами, главными из которых оказались постановщик картины режиссер Сергей Герасимов и исполнительница роли Елены Николаевны Кошевой Тамара Макарова; были еще и главный оператор Владимир Рапопорт, композитор Дмитрий Шостакович… По признаниям некоторых из молодых лауреатов, суммы от премий были скромными, но после стипендий, получаемых во ВГИКе, они казались громадными. Зато каждому персонально вручили золотую лауреатскую медаль с профилем Сталина. Это было пропуском в большой кинематограф.

Сергей Бондарчук, игравший шахтера Валько, роль второго плана, был приглашен почти одновременно на съемки в двух фильмах: «Тарас Шевченко» и «Кавалер Золотой Звезды». Фильмы снимали знаменитые кинорежиссеры Игорь Савченко и Юрий Райзман. Дебют Сергея Бондарчука в этих фильмах был настолько оглушительным, что в один год он получил сразу две Сталинские премии – за роли Тараса Шевченко и Сергея Тутаринова в «Кавалере Золотой Звезды». Ему тут же присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

«Когда Сталину в Кремль привезли один из этих фильмов для просмотра, он поинтересовался: «Какое звание у этого актера?»

– Заслуженный, РСФСР, товарищ Сталин, – отрапортовал министр кинематографии страны Иван Николаевич Большаков, всегда присутствовавший на кремлевских кинопросмотрах.

– А я бы дал товарищу Бондарчуку звание народного артиста, – раскуривая трубку, вымолвил вождь.

Большаков оторопел. Он переступал с ноги на ногу, но боялся спросить у Иосифа Виссарионовича, что он имеет в виду – народного артиста РСФСР или СССР?

Сталин молчал, молчали и члены Политбюро, и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Михайлович Шверник.

– Замечательный актер, – произнес Сталин, – поистине народный. А как сыграл и Тараса, и героя нашего времени товарища Тутаринова. Замечательно сыграл, – после этих слов вождь удалился из просмотрового зала.

Вскоре вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР за подписями Шверника и Горкина, и Сергей Бондарчук стал самым молодым народным артистом СССР» (Восточно-Сибирская правда. – 1995. – 7 октября).

Ныне творчество советских режиссеров сталинской эпохи Пудовкина, Довженко, Донского, Эйзенштейна изучают во всех киношколах мира. Всем своим творчеством утверждал светлые идеалы Иван Пырьев, – не зря Сталин обратил на него внимание. Современный кинорежиссер Валерий Усков рассказывал в интервью газете «Завтра»:

«После просмотра фильма «Анна» Сталин спросил: «Кто режиссер?» – «Иван Пырьев». – «Берегите этого режиссера». Фильм вошел в историю кино как «Партийный билет», так назвал его опять же Сталин. «Зачем «Анна»? – сказал он. – «Партийный билет». Пырьев снимал свои фильмы для народа. «Кубанские казаки» вышли в 1949 году, и Пырьев получил Сталинскую премию» (Завтра. – 2013. – №34). После войны жилось трудно, люди напряженно работали, а тут – картина с веселыми песнями на чисто народный манер: «Никаноровна, Христофоровна», – и у людей появилась улыбка.

По рассказу актрисы Клары Лучко, Сталин, посмотрев фильм «Веселая ярмарка», заметил, что название не подходит, – фильм надо назвать «Кубанские казаки». Он также высказался против того, чтобы Владлен Давыдов исполнял там песню «Мы с тобою не дружили…»: «Давыдов молодой, красивый артист. Только что снялся в фильме «Встреча на Эльбе», играл главную роль офицера Советской Армии, и вдруг будет петь как в оперетте. Нет, он – герой и должен остаться героем» (Наш современник. – 2000. – № 3. – С. 117). Фильм имел огромный успех, прошел по экранам многих стран, а в конце ХХ века вошел в «Золотую серию».

Создавая высокохудожественные произведения, привлекавшие массового зрителя, сталинский кинематограф внес неоценимый вклад в формирование человека-созидателя, исповедовавшего идеалы и ценности советской цивилизации. Создаваемые экранными средствами эмоционально насыщенные и возвышающие душу образы навсегда впечатывались в память людей. Это было уникальное киноискусство. Оно было жизнеутверждающим. Оно было пронизано духом массового энтузиазма и уверенности в завтрашнем дне, ради которого открывали новые земли и строили новые города. Оно изображало оптимистические характеры, исполненные светлой красоты, решимости и активности. В нем была великая правда жизни. Оно говорило не только о том, как есть, но и о том, как должно быть. Оно порождало оптимизм, свободу, желание делать добро, – в этом была его реальная жизненная сила.

________

Среди мастеров живописного полотна одна из самых колоритных фигур – А. М. Герасимов, великий живописец сталинской эпохи, в 50-е годы – президент Академии художеств СССР. Его кисти принадлежат картины «Ленин на трибуне», «На страже Родины» («Сталин и Ворошилов в Кремле»), «Первая конная». Он автор многочисленных портретов Ленина, Сталина, Ворошилова (с Ворошиловым его связывала многолетняя дружба). Писатель Иван Шевцов вспоминал об одной беседе с ним:

«За чаем Александр Михайлович много говорил, рассказывал о своей встрече со Сталиным. В начале 30-х годов К. Е. Ворошилов пригласил его и еще двух художников – Исаака Бродского и Евгения Кацмана на дачу к Сталину. Играли в городки, пили вино и говорили об искусстве. Обстановка была непринужденная. За ужином Сталин поднял тост «за великий русский народ!». Герасимов, посмотрев на Бродского и Кацмана, поправил: «За народы Советского Союза». Сталин ухмыльнулся и обронил: «И вы тоже дипломатничаете. Я пью за великий русский народ. Я как-то сказал Владимиру Ильичу: если дрогнет русский народ, дело революции погибнет»» (Молодая гвардия. – 1996. – № 9. – С. 189).

Еще один великий художник советской эпохи – Е. В. Вучетич, скульптор-монументалист, автор памятника советскому воину-освободителю в Берлине, гигантского монумента Сталина, воздвигнутого у входа в Волго-Донской канал (позднее уничтоженного по указанию Хрущева), памятника генералу Ватутину в Киеве, мемориала «Сталинградская битва» и многих других шедевров монументального искусства. Писатель Иван Шевцов, друживший с Евгением Вучетичем, рассказывал: когда проходил конкурс проектов берлинского мемориала Победы в Трептов-парке, проект Вучетича был отвергнут конкурсной комиссией во главе с заместителем председателя Правительства по культуре К. Е. Ворошиловым. Но Вучетич не смирился. «В тот же день он сумел связаться по телефону с помощником Сталина Поскребышевым, послал ему фотографии своего проекта и попросил показать их Иосифу Виссарионовичу. Сталин по достоинству оценил и одобрил шедевр талантливого мастера» (Молодая гвардия. – 1996. – № 9. – С. 195).

Точно так же, по рассказу В. И. Мухиной, Сталин был очень доволен ее скульптурным произведением «Рабочий и колхозница». А художественный вкус его был безупречен: сегодня уже ни у кого нет сомнения в том, что это шедевр советского монументального искусства, ставший в силу предельной выразительности и обобщенности образа великолепной эмблемой созидательного порыва первых сталинских пятилеток. Яркая романтическая окраска этого шедевра в металле роднит его с музыкально-поэтическим символом того времени – «Маршем энтузиастов».

И. А. Пензов – «иконописец» советской эпохи – создал обширную портретную галерею, насчитывающую около пятисот портретов государственных деятелей и полководцев. «Много писал портретов военных – генералов, адмиралов, маршалов. Со временем от них обо мне узнал Брежнев. Встретились. Генеральный секретарь оказался очень скромным, простым человеком. Всегда беспокоился: «А как вы себя чувствуете? Не устали ли, не хотите ли чайку?» Так и написал 15 портретов Леонида Ильича, и отнюдь не из-под палки, а с удовольствием. Так писал и всех, кого любил, – Сталина, Жукова, Василевского» (Советская Россия. – 1988. – 18 августа).

Этот замечательный художник и сам – сын той великой эпохи. В 1943-м пятнадцатилетний подросток Иван Пензов добровольцем отправился на фронт, ходил в штыковую атаку «За Родину, за Сталина!» Был ранен, попал в плен, бежал, его поймали и вместе с товарищами расстреляли. Но он остался жив и ночью ушел к своим. От ранений стал инвалидом. Учиться живописи начал только в 1948 г. в мастерской А. М. Герасимова. Художником, говорил Иван Алексеевич, он стал, по-видимому, благодаря вмешательству Сталина:

– Вы не поверите, но в то далекое время все мы были смелыми, решительными. И я написал письмо на имя самого Сталина. Кто, как не он, наш Верховный Главнокомандующий, должен позаботиться о судьбе солдата-инвалида, рассуждал я. И изложил в письме к Иосифу Виссарионовичу свою мечту стать художником (Советская Россия. – 2000. – 17 октября).

И что же? Дошло письмо. Вскоре младший сержант Пензов оказался в кабинете министра просвещения, а затем в кабинете художника А. М. Герасимова, руководившего в то время Академией художеств. Определили фронтовика в студию инвалидов войны, была такая при академии, а жил он, пока общежития не дали, прямо в кабинете Александра Михайловича. Здесь он мог общаться с гремевшей тогда на всю страну Верой Мухиной, со знаменитым Евгением Вучетичем… Со многими мастерами советского искусства.

Так обстояло дело с подлинными народными талантами…

«Да, это было наше счастье, что с нами жил он на земле», – вот поэтично запечатленный А. Т. Твардовским образ сталинской эпохи. Счастье народа было неразрывно связано не только с постоянным ростом экономического могущества державы, неуклонным улучшением жизни, но и с расцветом науки и культуры, с гордостью людей за свою Родину, с их уверенностью в будущем, с подвигами народных героев. В лице Сталина власть представала поистине интеллигентной, сознающей фундаментальную роль духовной культуры в жизни человека и общества, русского человека и русского общества – в особенности. Это была страна, в которой каждому истинно русскому, советскому человеку хотелось жить, учиться, работать…

Глубоко понимая суть «цивилизаторской» политики Запада по отношению к России, Сталин предвидел и современный разворот событий. Маршал Г. К. Жуков свидетельствует об одном его высказывании: «Хотя мировому капиталу силой самого современного оружия не удалось поставить на колени Россию, он с этим не примирился. Возможно, через три–четыре десятилетия будущие гитлеры, прежде чем начать большую войну против Советской России, постараются в первую очередь уничтожить советское кино, театр, музыку, музеи, библиотеки, советскую и всю русскую литературу, не только Шолохова, Есенина и Твардовского, но и Достоевского, Пушкина, Гоголя, храмы Православной Церкви» (Завтра. – 1997. – № 13). Тем самым он не только подчеркнул свое понимание места духовной культуры в историческом процессе, но и увидел из далекого теперь уже прошлого наш сегодняшний день…


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!