ТЕМА: PRO И CONTRA В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Вопросы для обсуждения:
1. Место 5,6 и 7 книг в композиции и художественно-философском целом романа. Поэма «Великий инквизитор» как кульминационный центр романа «Братья Карамазовы» и творчества Достоевского в целом.
2. История создания «Поэмы». Место «Поэмы» в ряду мировой культурной традиции (И. Карамазов о своем произведении, Розанов о «Легенде»).
3. «Возвращение билета». Логика, аргументация бунта Ивана Карамазова. Концепция мира как абсурда.
4. Вопрос о природе человека в «Великом инквизиторе». Евангельские аллюзии. Человек и система (общественные модели католицизма, социализма, капитализма, масонства и др.).
5. Ответ Ивану Карамазову, Великому инквизитору в романе:
а) Поцелуй Христа. Евангельские аллюзии;
б) Благостное приятие мира старцем Зосимой;
в) Путь Алеши Карамазова («Кана Галилейская»).
Опорные понятия темы: композиция, история создания, концепция мира, вопрос о природе человека, евангельские аллюзии.
Занятие 9.
ТЕМА: ПОЭТИКА ЧЕХОВСКОЙ НОВЕЛЛЫ НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ «В ОВРАГЕ» (1900)
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое новелла? (История вопроса, жанрообразующее начало).
2. Специфика конфликта и сюжета в чеховской новелле:
а) «Казалось» и «оказалось» в повести;
б) Автор и герой, читатель;
в) Есть ли конечный итог в сознании и чувствах героя? Свершилось ли нравственное прозрение героев?
г) Религиозные мотивы в повести.
3. Средства выражения психологизма в новелле Чехова:
|
|
а) Пейзаж;
б) Портрет;
в) Образы-звуки, образы-символы;
4. Подтекст в рассказе Чехова.
Опорные понятия темы: новелла, конфликт, сюжет, религиозные мотивы, психологизм, пейзаж, портрет, образы-звуки, образы-символы, подтекст.
Занятие 10.
ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НОВАТОРСТВО ЧЕХОВА-ДРАМАТУРГА
В КОМЕДИИ «ВИШНЕВЫЙ САД» (1904)
Вопросы для обсуждения:
1. Эволюция проблематики и героя: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня»,
«Три сестры», «Вишневый сад».
2. Новая форма в драматургии Чехова:
а) Конфликт, сюжет, развитие действия; психологический конфликт, внутренний кризис героев как выражение атмосферы жизни. Развитие кризиса. Образы-символы, образы-звуки, паузы – их функции в пьесе;
б) Соотношение бытового и лирического планов в раскрытии персонажей и конфликта пьесы;
в) Специфика диалогов персонажей как средства выражения конфликта в пьесах;
г) «Подводное течение» и формы его развития;
д) Проблема жанра.
1. Есть ли разрешение конфликта?
Опорные понятия темы: эволюция проблематики и героя, конфликт, сюжет, развитие действия, психологический конфликт, образы-символы, образы-звуки, паузы, «подводное течение».
Занятие 7.
Тема: Очерковая природа романа М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
|
«Господа Головлевы»
Вопросы для обсуждения:
1. Эстетика жанра романа в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-х годов.
2. История создания романа «Господа Головлевы» как единство очеркового цикла.
3. Принципы создания цикла – очеркового романа:
а) Тематическое единство (хроника семьи Головлевых);
б) Система повторяющихся образов и мотивов (смерть, пьянство, пустословие и т.д.);
в) Единство авторской концепции (проблемы исторического, хроникального и сюжетного времени);
г) Содержание и значение художественно-публицистических авторских отступлений;
4. Своеобразие психологического анализа и сатиры (анализ финала романа).
Опорные понятия темы: эстетика романа, история создания, очерковый цикл, очерковый роман, мотивы, авторские отступления.
Занятие 8.
ТЕМА: ГРОТЕСКОВЫЙ ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие гротеска.
2. Гротесковый принцип и гротесковые образы в «Истории одного города». Образ Угрюм-Бурчеева, его место и функции в структуре романа.
3. Почему Щедрин-сатирик обратился к гротесковым формам? Когда формируется гротеск в творчестве Щедрина?
4. Гротеск в образе Иудушки Головлева.
|
|
5. Гротеск в сказках («Премудрый пескарь», «Как один мужик двух генералов прокормил»).
6. Виды гротеска в творчестве Щедрина. Гротеск Щедрина – прием или принцип художественного изображения? Явление стиля или явление метода?
Опорные понятия темы: гротеск, стиль, метод.
9.2. Материалы для подготовки к практическим занятиям
Статьи, выделенные желтым цветом, - для конспектирования.
Практическое занятие 1
1. Опульская Л. Д. Повесть Л. Н. Толстого «Казаки» // Толстой Л. Н. Казаки. Кавказская повесть. М., 1963. (Серия «Литературные памятники»). С. 341-351. Она же. Творческая история «Казаков» // Там же. С. 352-386. Или: Она же. Повести и рассказы молодого Л. Толстого // Толстой Л. Н. Казаки. Повести и рассказы. М., 1981. (Серия «Классики и современники»). С. 3-19.
2. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». «Военные рассказы». Сочинения графа Л.Н. Толстого // Толстой в русской критике. М., 1952. С. 182-195.
3. Галаган Г.Я. Л. Толстой. Художественно-эстетические искания. Л., 1981. С. 6-46.
Практическое занятие 2
1. Война и мир: Т.1. Ч.3. Гл.12 («Тулон» кн. Андрей);
Т.1. Ч.3. Гл.19 (Кн. Андрей на Аустерлице);
Т.2. Ч.1. Гл. 9 (Смерть жены Болконского);
Т.2. Ч.2. Гл.11-12 (Разговор Пьера и Андрея в
|
|
Богучарове; Их поездка в Лысые горы);
Т.2. Ч.3. Гл.3 (Ночной разговор Наташи и Сони в Отрадном; Старый дуб);
Т.3. Ч.2. Гл. 35-37 (Кутузов; Ранение кн. Андрея; А. Курагин);
Т.3. Ч.3. Гл. 8-9 (Сон Пьера);
Т.4. Ч.1. Гл.16 (Смерть кн. Андрея);
Т.4. Ч. 2. Гл.14 (Пьер в плену; Ночлег).
2. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». «Военные рассказы». Соч. графа Л.Н. Толстого // Толстой в русской критике. М., 1952. С. 91-105. Или: Полн. собр. соч. Т. 3. С. 421-431. Или другое издание.
3. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987. Глава на выбор.
4. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 9. С. 410-420.
5. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого. М., 1968. С. 61-77, 85-99.
Практическое занятие 3
1.Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1990.
2. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. Предисловие. С. 5-8; Мысль. Гл. 7-8. С.313-316; Самоотречение. Гл. 1-3. С. 318-323; Гл. 6-7. С. 327-332; Правдивость. Гл. 5-6. С. 353-357; Зло. Гл. 1-3. С. 358-363; Смерть. Гл. 3. С. 376-377; Жизнь – благо. Гл. 4. С. 403-405.
3. Мень А., протоирей. «Богословие» Л. Толстого и христианство // Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1990. С. 5-30.
Панченко А. Несколько страниц из истории русской души // Там же. С. 346-360; Галаган Г.Я. Комментарии // Там же. С. 361-411.
Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. 171 с.
Достоевский Ф.М. Бесы. Подготовительные материалы // Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1974. Т. 11. С. 112-113, 178-180, 185-188, 192-193.
7. Достоевский Ф.М. Из записных тетрадей. 1880-1881 гг. // Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1974. Т. 27. С. 57.
Практическое занятие 4
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Гл. 2. С. 78-128.
2. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. Глава об эпилоге. М., 1963. С. 153-156.
Практическое занятие 5
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Гл. 3, 4.
2. Захаров В.Н. Поэтика романа // Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Л., 1985. С. 113-170.
3. Родина Г. М. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984. С. 186-233.
Практическое занятие 6
2. Братья Карамазовы:
Ч.2. Кн.5. Гл. 4 (Бунт); Гл. 5 (Великий инквизитор);
Ч. 2. Кн.6 (Из бесед и поучений старца Зосимы);
Ч.2. Кн.7. Гл. 4 (Кана Галилейская).
3. Евангелие от Матфея 4, 1-11; 5, 43-48; 27, 11-14;
от Иоанна 18, 33-38.
3. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария (1891 г.) // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 43, 98-144, 154-156. Или др. изд.
4. Бердяев Н.А. Великий инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 23-46.
5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977. Гл. 1, 3.
6. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
Практическое занятие 9
1. Виноградов И. А. Теория новеллы // Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972. С. 14-28.
2. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971. Ч. 2. Гл. «Предметный мир», «Фабула и сюжет», «Сфера идей», «Заключение».
3. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. С. 13-58.
4. Набоков В. В. «В овраге» // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1999. С. 338-354.
5. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблема интерпретации. М., 1979. 311 с.
Практическое занятие 10
1. Паперный З. Вопреки всем правилам. Пьесы и водевили А.П. Чехова. М., 1982. 58 с.
2. Паперный З. Еще одна странная пьеса (сюжет в «Трех сестрах») // Чеховские чтения в Ялте. М., 1987. С. 59-73.
3. Сухих И.Н. «Вишневый сад» Чехова // Анализ драматического произведения. Л., 1988.
4. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.
5. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Там же.
Практическое занятие 7
1. Григорьян К.Н. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М.-Л., 1962.
Практическое занятие 8
1. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 30.
2. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. Гл. 2, 6, 7, 8.
4. Бушмин А.С. Сказки М. Е. С.-Щедрина. Любое издание.
Контрольная работа
Контрольная работа предполагает не только реферирование критической литературы на выбранную тему, но и проблемный анализ художественных произведений. Объем письменной работы – 15-20 страниц, работа должна иметь оглавление (Введение, Основная часть, Заключение, Литература), а также постраничные ссылки на цитируемые источники.
Литературу ПРЕЖДЕ ВСЕГО брать из рекомендованного списка литературы (см. ниже), а только потом можно добавлять собственные источники. Образец оформления к/р прилагается.
1. Литература 1870-х–1890-х гг. в историко-культурном контексте этого периода.
2. Основные события в жизни и факты творчества Л.Н. Толстого. Феномен Толстого в критике, эссеистике и литературоведении 20 века.
3. Открытие человека в трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и «натуральная школа». Н.Г. Чернышевский о психологизме Л.Толстого.
4. Личность и народ в повести Л.Н. Толстого «Казаки».
5. Формирование и рост эпического сознания в творчестве Л.Толстого 1850-х годов («Казаки», «Севастопольские рассказы»)*.
6. Эпическое и психологическое в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Современное литературоведение о романе.
7. Духовные искания героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Психологизм Л.Толстого.
8. Проблема личности в романе Л.Толстого «Анна Каренина». Смысл библейского эпиграфа. Духовные искания писателя 1870-х годов («Исповедь»). Достоевский о романе.
9. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
10. Духовный кризис («перестройка всего миросозерцания») Л.Н. Толстого на рубеже 1870-1880-х гг. («Исповедь», «О жизни», «Путь жизни», «В чем моя вера?»). Концепции веры и личности.
11. Преобразование художественной системы Толстого как результат духовного перелома («Исповедь», «Смерть Ивана Ильича», народные рассказы).
12. Роман «Воскресение» как итог «послепереломного» периода творчества Толстого. Нравственно-религиозное и социальное в романе. Публицистическая тенденция и усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания образа героя. Чехов о романе.
13. Основные события в жизни и факты творчества Ф. М. Достоевского. Феномен Достоевского в критике, эссеистике и литературоведении ХХ века.
14. Открытие человека в романе Ф. Достоевского «Бедные люди» и «натуральная школа». «Коперниковский переворот» (М.М.Бахтин), произведенный Достоевским: художественные и философские открытия писателя.
15. Творчество Достоевского в послекаторжный период (1850-е гг.). Достоевский-публицист: «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из мертвого дома». Толстой о «Мертвом доме»*.
16. Открытие «подпольного человека» в «Записках из подполья». Спор Достоевского о природе человека.
17. Художественное новаторство и поэтика романа Достоевского по концепции М.М. Бахтина (на примере одного из романов).
18. Попытка создания «положительно-прекрасного человека» в романе Достоевского «Идиот». История создания. Смысл трагического финала. И. С. Шмелев о романе.
19. Центральная сюжетно-композиционная ситуация в романе Достоевского «Идиот». «Текущее и вековечное», символико-мифологический план в романе. Философия красоты в романе.
20. Масштабы и функция ситуации преступления в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»*.
21. «Бесы» как роман-памфлет. Смысл названия и эпиграфов. Идеи «человеко-божества» и «народа-богоносца». Роман в современном прочтении.
22. Жанровое своеобразие «Дневника писателя». «Речь о Пушкине» как философское и художественное завещание писателя.
23. «Братья Карамазовы» как итоговый роман, завершающий важнейшие темы и идеи творчества Достоевского. Тема и образ «карамазовщины» в романе. Смысл евангельского эпиграфа.
24. Спор о справедливости Божественного миропорядка в главе «Pro и contra». «Поэма о Великом инквизиторе» как кульминационный центр романа «Братья Карамазовы» и творчества Достоевского в целом. Вопрос о природе человека в «поэме».
25. Поэтика гротеска в сказках и в романе М.С. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Философская концепция истории в романе. Образ Угрюм-Бурчеева как кульминационный итог романа.
26. «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина и его место в творчестве писателя. Сатира и психология в романе. Есть ли гротеск в романе?
27. Мастерство Салтыкова-Щедрина в сказках. Философское и сатирическое в сказках Щедрина.
28. Мировоззренческие основы прозы А.П.Чехова. Поэтика юмористических рассказов раннего Чехова*.
29. Новаторство Чехова-прозаика. Поэтика чеховской новеллы. Текст и подтекст в новелле А.П.Чехова 1890-1900-х годов. Литературоведение об особенностях Чехова-прозаика (А.Чудаков, Г.Бердников, И.Гуревич, И.Сухих и др.).
30. Мировоззренческие основы драматургии А.П.Чехова. Художественное новаторство Чехова-драматурга. Герой, конфликт, драматическое действие (на примере одной из пьес).
31. «Вишневый сад» в драматургии А.П.Чехова. Своеобразие конфликта и действия в пьесе. Литературоведение о мастерстве Чехова-драматурга (А.Скафтымов, З.Паперный, С.Балухатый и др.)*.
32. Поэзия В. С. Соловьева. Философский характер, основные темы и поэтика.
Дополнительные темы:
1. Анализ маленьких шедевров Достоевского – рассказов из «Дневника писателя»: «Кроткая», «Сон смешного человека», «Столетняя».
2. Личность и творчество Достоевского/Толстого/Чехова в восприятии современников; в критике символистов (Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый, Д. Мережковский); в эссеистике В. Розанова, П. Флоренского, С. Булгакова; философии русского зарубежья (Г. Федотов, Н. Бердяев, Г. Флоровский, В. Зеньковский, Л. Шестов); в критике писателей русского зарубежья (Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Набоков); в творчестве М. Пришвина, М. и А. Цветаевых, А. Ахматовой; в современном прочтении (И. Бродский и др.)
3. Поэтика гротеска в сказках и в романе М.С. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Философская концепция истории в романе. Образ Угрюм-Бурчеева как кульминационный итог романа.
4. «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина и его место в творчестве писателя. Сатира и психология в романе. Есть ли гротеск в романе?
5. Мастерство Салтыкова-Щедрина в сказках. Философское и сатирическое в сказках Щедрина.
6. Творчество Достоевского/Толстого/Чеховаи живопись:роль живописи в творчестве писателей; иконография писателей.
7. Роль музыки в творчестве Достоевского/Толстого/Чехова; Их творчество в контексте музыки того времени;
8. Творчество Достоевского/Толстого/Чехова и христианская традиция (Оптина Пустынь, русские святые ХIХ в. – Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Тихон Задонский), церковная богослужебная литература).
Рекомендуемая художественная и научная литература по темам дисциплины
Учебники
История русской литературы XIX в. Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1990.
История русской литературы ХIХ в.: 70-90-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001.
Кулешов В. И. История русской литературы XIX в. М., 1997.
Кулешов В. И. История русской литературы ХIХ в.(70-90-е гг.). М., 1983.
Методические пособия
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 678; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!