Тема: Герой и жанр романа Достоевского



Жирным шрифтом – обязательное чтение, обычным – факультативное:

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Люцерн. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Исповедь. Смерть Ивана Ильича. Воскресение. После бала. Хаджи Мурат. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп. Не могу молчать. Народные рассказы (Чем люди живы? и др.). О жизни. Путь жизни.

 

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

Бедные люди. Записки из мертвого дома. Записки из подполья. «Пятикнижье»: Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Подросток. Братья Карамазовы. Рассказы из «Дневника писателя»: Кроткая. Сон смешного человека.

 

Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904)

Смерть чиновника. Толстый и тонкий (1883); Жалобная книга. Хамелеон (1884); Злоумышленник. Унтер Пришибеев (1885).

Святою ночью (1886); Счастье (1887); Степь (1888); Скучная история. Учитель словесности (1889); Дуэль (1891); Попрыгунья. Палата №6 (1892); Остров Сахалин (1893); Скрипка Ротшильда. Черный монах. Студент (1894); Дом с мезонином (1896); Случай из практики. Человек в футляре. Крыжовник. Ионыч (1898); Душечка. Дама с собачкой (1899); В овраге (1900); Архиерей (1902); Невеста (1903).

Пьесы: Чайка (1896); Дядя Ваня (1897); Три сестры (1901); Вишневый сад (1903).

 

Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)

Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши. История одного города. Господа Головлевы. Благонамеренные речи. Пошехонская старина. Сказки.

Афанасий Афанасиевич ФЕТ (1820-1892)

«Вечерние огни».

 

Семен Яковлевич НАДСОН (1862-1887)

Стихотворения.

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Стихотворения.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1.

Тема: Особенности реализма раннего Толстого («Казаки»)

Вопросы для обсуждения:

1. Место повести «Казаки» в творчестве Толстого. История создания.

2. Сюжетно-композиционная организация (антитеза: аристократы – народ).

3. Особенности повествования. Почему Толстой хотел построить повествование «от Ерошки» и отразилось ли это в каноническом тексте? «Философия» Ерошки.

4. Принципы построения автобиографического героя:

а) Проблема «пути» и «диалектика души»;

б) «Чистота нравственного чувства». Значение этой черты в      

раскрытии положительного героя;

в) Казаки народная среда и особенности ее раскрытия.

Традиции «натуральной школы».

 

Опорные понятия темы: история создания, сюжетно-композиционная организация, «диалектика души», «Чистота нравственного чувства», «натуральной школы».

 

Занятие 2.

Тема: Эпическое и психологическое в романе Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Вопросы для обсуждения:

1. Основные черты психологизма Толстого (по статье Чернышевского) с примерами из романа.

2. Внутренний мир человека и его место в общем эпическом повествовании. Личное и всеобщее (природа, история, народ) – с примерами из романа.

3. Формы и средства психологического анализа и их функции в произведении – с примерами из романа:

а) Внутренние монологи;

б) Портреты;

в) Пейзаж;  

г) Быт.

4. Единство индивидуального, внутреннего мира героя и мира народного 

– на уровне композиции (принципы построения глав), повествования,          

стиля.

Опорные понятия темы: психологизм, эпического повествование, внутренние монологи, портреты, пейзаж, композиция

Занятие 3.

Тема: Религиозно-эстетические искания Толстого в кризисный период

 

Вопросы для обсуждения:

1. Причины, развитие духовного кризиса Толстого и выход из него.

2. Концепции веры и личности в религиозно-философских и

художественных произведениях Толстого 1880-х-1910-х гг.

3. Толстой и Достоевский в диалоге о Христе.

4. Жанровая природа «Исповеди».

Опорные понятия темы: духовный кризис, концепция личности, исповедь как автобиографический жанр

 

Занятие 4.

Тема: Герой и позиция автора в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем суть «малого коперниковского переворота» (Бахтин), произведенного Достоевским:

а) Самосознание героя как художественная доминанта

построения характера – с примерами из текста;

б) Что такое диалогичность сознания? – с примерами из текста;

в) В чем причины бунта Макара Девушкина против «Шинели»  

Гоголя?

2. Сущность диалогической позиции автора по отношению к герою:

а) Внутренний конфликт в личности М. Девушкина: зависимость от чужого мнения и стремление к свободе. Смысл названия и эпиграфа.

б) В чем проявляется диалогическая активность автора полифонического романа? Основные средства выражения авторской позиции: провоцирующая роль сюжета, христианско-мифологическая символика.

в) Внутренняя диалогичность слова у Достоевского.

3. Соотношение «диалогической» и монологической позиции автора на

примере рассказа Толстого «Три смерти» (по анализу М.М.

Бахтина).

Опорные понятия темы: «коперниковский переворот», самосознание героя, диалогичность сознания, христианско-мифологическая символика, внутренняя диалогичность слова

Занятие 5.

Тема: Герой и жанр романа Достоевского

 

Вопросы для обсуждения:

1. Герой-идеолог и его типология в романах «Пятикнижья».

2. Эволюция идеи наполеонизма (Сверхчеловека, Человекобога) в романах «Пятикнижья».

3. Жанр романа Достоевского в историческом развитии (по М.М.

Бахтину).

4. Поэтика романа Достоевского (по М.М. Бахтину):

а) Провоцирующая роль сюжета и авторская позиция;

б) Своеобразие диалога в романах Достоевского. Сущность 

полифонии;

в) Пространственно-временная организация текста (хронотоп);

г) Карнавализация, притча и пророчество в романах Достоевского. 

Опорные понятия темы: герой-идеолог, наполеонизм, жанр романа, поэтика романа, полифония, хронотоп, карнавализация.

Занятие 6.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!