А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 56 страница



Вызвавшие горячий отклик стихи Лермонтова повторялись из уст в уста, переписывались и расходились в десятках списков. Такой общественный резонанс не мог не встревожить царя и не вызвать его ответной реакции: автор крамольных стихов был сослан на Кавказ, подвергались наказанию и люди,   популяризировавшие лермонтовские стихи. Одним из них был близкий друг молодого поэта С. А. Раевский. Стихотворение начинается простой констатацией смерти Пушкина. Дальше говорится о причине смерти и отдается дань благородству, чести и гордости поэта: Погиб Поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! В следующих строках Лермонтов с обидой и гневом обращается ко всем, кто участвовал в травле поэта, кто распускал грязные слухи о его жене, а теперь присутствует на похоронах и высказывает «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья». Презрение автора обращено к Дантесу, который недостоин великого поэта, «дивного гения», — он всего лишь жалкий иностранец, «подобный сотням беглецов, наловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока». Удивление вызывает у поэта то, как могли соотечественники принять сторону человека, презирающего их быт, нравы и культуру: Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. Все строки лермонтовского стихотворения проникнуты неподдельной любовью к «дивному гению», любовью младшего брата. Не зря в третьей части он, как часто случается, начинает предполагать, как можно было бы изменить ход событий и избежать смерти родного человека: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным... И снова — обличение обществу, где царят зависть, лицемерие, предательство, подлость и обман, где друзья оказываются врагами, где не хватает воздуха певцам воли и свободы:   303   Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! В последних строках стихотворения автор, обращаясь к виновникам смерти великого Пушкина, к «наперсникам разврата», выносит им строгий и страшный приговор — предстать перед Божиим судом, который «не доступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед». Если от общественного суда можно откупиться богатством, если людей можно обмануть новой ложью, говорит автор, то от суда Божиего не откупишься ничем, а он настанет непременно: Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вмоеъ, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото». Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует   «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости». Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него уже были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом». В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней. Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою...» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны низвергнуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня   304   спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет: Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной, И образ твой меж них, как месяц в час ночной, Между бродящими блистает облаками. Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичный и жизнерадостный в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню...» — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его   мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о несправедливости по отношению к отдельной личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил ? ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2) Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной лирике. В жизни Лермонтова была настоящая, но неразделенная любовь. Возможно, поэтому в поэзии Лермонтова тема любви и тема одиночества тесно перекликаются друг с другом. Накладывает отпечаток на любовную лирику и эпоха, в которой жил поэт. В светском обществе истинное чувство невозможно, любовь превращается в иллюзию. Любящий человек становится лишним и непонятым в обществе. Лермонтовский же герой готов отдаться этому чувству весь, без остатка и потому в любом случае обречен на одиночество. Обращение к любви, прекрасному, неповторимому и светлому чувству, встречается уже в ранней лирике Лермонтова. Единственная, необыкновенная любовь — это прежде всего встреча с женщиной, которая может понять и принять тебя и ответить на твое чувство таким же искренним и сильным чувством. Но лирический герой не верит в такую любовь, преданную и безоглядную, и глубоко страдает из-за этого. Его несбыточные мечты вызывают в нем чувство обиды, протеста. Это чувство встречается не только в ранней лирике, когда молодость требует максимализма во всем, в том числе и в любви, его отголоски можно заметить и в более поздние годы, когда, казалось бы, жизнь начинает переосмысливаться и юношеские идеалы меняются.   305   Светская женщина у Лермонтова ветреная и непостоянная, для нее любовь — игра: «И многим это сердце обещала, и никому его не отдала». Этот упрек в непостоянстве Лермонтов бросает женщинам своего времени и любви в целом. Настоящая любовь, полагает он, не более чем романтический бред, выдумка. Но беда в том, что лермонтовский герой и сам романтик по натуре, поэтому часто забывает полученные горькие «уроки» в любви и снова готов любить чисто и самозабвенно. В такие минуты ему кажется, что мечта сбылась и он нашел ее — ту единственную, которой готов раскрыть душу. Но общество со своим ханжеством и враждебностью становится препятствием для такой любви. Снова герою вместо любви достается лишь мираж. Поэтому с такой горечью он признается: «Мне грустно потому, что я тебя люблю...» В этих словах отразилось все: жажда счастья и осознание его невозможности, тревога за любимую женщину и протест против тирании общественного мнения. Человек не может быть счастливым. Эта убежденность и определяет весь трагизм лирического героя. Пройдут десятилетия, появятся другие поэты, которые пронесут через свое творчество вечную тему любви. Такое же бескомпромиссное понимание любви будет звучать в творчестве Блока и Маяковского. И тогда Лермонтов окажется провидцем, человеком, сумевшим почувствовать и передать вечную драму бытия. СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДУМА» «Дума» — одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать, определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками и славянофилами, между революционными демократами и либералами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые предприняло   царское правительство по отношению ко всем, кто хоть сколько-нибудь принимал в нем участие, повергли страну в оцепенение. «Вольнолюбивые мечты», кружившие головы и побуждавшие к действию дворянскую молодежь пушкинской поры, теперь, спустя всего лишь полтора десятка лет, не будоражили души, не заставляли сильнее биться сердца современников Лермонтова — эти мысли их вообще не посещали. Общество не готово было открыто излагать свои мысли, оно находилось в депрессии, в дремоте, в тяжелой духовной апатии. Равнодушие, бездействие — вот отличительные черты того времени. Именно против них выступает Лермонтов в стихотворении «Дума». Мертвое общество и печалит, и пугает поэта: Печальном гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и солтенъя, В бездействии состарится оно. Равнодушие и бездействие очень опасны как для человека, так и для общества в целом: равнодушный не способен по-настоящему ни смеяться, ни плакать, он не способен отличить добро от зла. Бездействие делает людей смиренными, уязвимыми и малодушными, оно порождает страх и зависимость от более сильных: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны, И перед еластию ~~ презренные рабы. По мнению Лермонтова, общество, превратившее человека в раба, отнявшее у него исконное чувство свободы, связанное с чувством родины, лишается в конце концов силы («Но юных сил мы тем не сберегли..,»). «Дума» — это философское стихотворение и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современникам. Элегия в стихотворении все время переходит в сатиру, каждая строка — не только горькая констатация факта, но и обличение. Через все произведение проходит мысль о трусости и малодушии поколения, обреченного на гибель. Много храбрых людей среди молодежи, но отвага их растрачивается впустую. Никто из них не способен на подвиг, равный декабристам. Власть превратила их в рабов. И не сочувствия, а презрения заслуживают эти духовные рабы,   306   не сознающие своего рабства и довольные своим унизительным существованием. Вражда к абстрактному уму у Лермонтова столь же велика, как и к «бездействию»: Мы иссушили ум наукою бесплодной... С ужасом, печалью, негодованием и сожалением говорит автор о пустоте, которую оставит потомкам его поколение. Своих современников поэт не зря называет «толпой»: выдающихся личностей, гениев среди них нет — равнодушие-охватило всех: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Заглядывая в будущее, поэт предчувствует строгий суд потомков, которые будут презирать слабых и нерешительных. В сознании поколения 30-х годов все оказалось перевернутым и переосмысленным: «вольнолюбивые мечты» стали призраками, на смену им пришли идеи отрицательные: ирония, безверие, отрицание, сомнение. Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию «социального отчаяния», охватившую и современников поэта, и его самого. Стихотворение «Дума» — это, по сути, реквием, похоронная песня потерянному поколению, погрязшему в равнодушии и бездействии, смирившемуся с грустной действительностью. МОТИВЫ ЛИРИКИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима, последовавшего за восстанием на Сенатской площади, но она не вступала в открытую борьбу с самодержавием, не верила в победу над ним. И все же реакция не могла остановить развития общественной мысли в России. Изредка печатались произведения поэтов-декабристов — Кюхельбекера, Одоев-   ского и других, начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский. В тридцатые годы XIX века продолжал развиваться критический реализм, но одновременно с ним существовал и романтизм. Ярким примером романтизма в творчестве Лермонтова является стихотворение «Парус», написанное восемнадцатилетним поэтом: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! В интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного, что было характерно и для Пушкина. В одном из стихотворений он признавался: • Пусть я когда-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Любовное чувство лирического героя у Лермонтова наполнено тоской, ему сопутствуют трагические обстоятельства, тяжелые предчувствия. Чаще всего Лермонтов пишет о неразделенной любви, об измене женщины, не сумевшей оценить возвышенные чувства. Трагизм любовной лирики был обусловлен обстоятельствами личной жизни поэта. Цикл стихов посвящен Наталье Федоровне Ивановой, дочери известного драматурга. Вначале Иванова отвечала взаимностью Лермонтову, была его близким другом, но любовное увлечение поэта окончилось несчастливо. Измена любимой женщины послужила поводом для создания стихотворения «Я не унижусь пред тобою...» Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Дая заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы   307   Твоей улыбке и глазам, И так я слишком много видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы любить тебя сильней. Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку — Безумец! — лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала лъ цену? Ты знала — я тебя не знал! С резкой критикой современного ему поколения выступил Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838 г.). Это стихотворение — горькая поэтическая исповедь поколения, которое живет без активного действия и не верит в его пользу. Оно «старится в бездействии». У этого поколения нет ни глубоких чувств, ни прочных убеждений: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Это поколение не способно сказать новое слово в истории России. Стихотворение заканчивается пессимистически: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдет без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрителънымстихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. «Дума» — это и лирическое стихотворение, проникнутое грустью, мечтательностью, и одновременно сатира. • По идейному содержанию с «Думой» связано стихотворение «И скучно и грустно...», написанное в форме лирического монолога. Критик В. Г. Белинский восторгается этим произведением. Он сравнивает его с «потоком слез, давно накипевших», со струей горячей крови из раны, с которой вдруг сорвали повязку. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова. Стихи Лермонтова — это почти всегда напряженный внутренний монолог. Взгляд по.-   эта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на внутреннем душевном состоянии человека. Поэт раскрывает борьбу противоречивых мыслей своего лирического героя. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! Любить... но кого оке?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь ? — там прошлого нет и следа: Прадостъ, и муки, и все там ничтожно... Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустячная и глупая штука... Состояние души, которое, казалось бы, трудно выразить словами, занимает главное место и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» Философское содержание этого произведения выявляется из сопоставления спокойной и величественной природы и страдающего человека, задающегося извечными вопросами. Лирический герой Лермонтова устал от невозможности понять самого себя, от неосуществимости желаний. Поэтому в нем нет той гармонии, которую он чувствует в природе. Но у него осталась жажда прекрасного, которое он связывает с любовью, с единением с природой. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно ? Жду лъ чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы,

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!