А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 54 страница



Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенъя?В самом деле, Три дома на вечер зовут... А затем — сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. День у него начинается после полудня, он встает поздно — это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим: Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят... А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он. Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать зй полночь. После ночного развлечения Онегин отправлялся спать: Что ж мой Онегин ? Полусонный В постелю с бала едет он.   Евгений в рамках того времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. А еще Пушкин отмечает, что Онегин «острижен по последней моде». В кабинете у героя «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале». В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения: И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! Основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция: Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы. В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы. Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки. Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни. Поместные дворяне — одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. По-   292   том она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой: Она езжала по работам Солила на зиму грибы. В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; " Скотинины, чета седая... Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Нетрудно заметить, что у всех гостей «говорящие» фамилии. И конечно же, все они неисправимые консерваторы. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили. Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин. Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности. Он воспринимает людей как романтик и мечтатель. Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину — обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ — это пародия на сентиментальный портрет. Центральный женский образ в романе — образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню «русскою душою», «ми'лым идеалом». В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин «нелюдим», живет «анахоретом», и Таня «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Она проста и искренна.   Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны — подлинный представитель женщин из простого народа. Она рас-сказйвает в романе о судьбе женщины-крестьянки. Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества «не видно перемен», «все на старый образец». В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней бледно, равнодушно: «Они клевещут даже скучно». Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом. «Евгений Онегин» — в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА («Парус») Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение «Парус». Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. Шло время, я читал и читал Лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус». (Близки к нему «Горные вершины», но это перевод из Гёте.) Продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью и точностью, прав-   293   дивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино», «Смерть поэта», «Дума») оно невелико — в нем всего три четверостишия. Но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веет духом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтические достоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. Может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому «Парусу». Прежде всего — образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. Наиболее точные эпитеты — «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Только две его вещи так взволновали меня: «Мцыри» и «Парус». Вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта.   МИРООЩУЩЕНИЕ ПОЭТА В СТИХОТВОРЕНИИ «ПАРУС», ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ Поэзию Лермонтова не спутаешь ни с чьей другой. Ей присуща та очаровательная музыкальность, которая редко кого оставит равнодушным. Вот уже почти две сотни лет стихи, проза, судьба Лермонтова воспринимаются миллионами людей как очень личное переживание, и каждый, в свою очередь, открывает Лермонтова для себя одного. Нам нужен Лермонтов такой, какой он есть, — грустный, печальный, даже немного отчаявшийся, но в этом ведь его неповторимость. В отчаянии Лермонтова есть такое бурное жизнеутверждение, которого не найдешь в других на первый взгляд очень оптимистичных стихах. Может быть, это жизнеутверждающее отчаяние и привлекает к нему нас. Старшее поколение, наверное, притягивает не юношеская мятежность Лермонтова, а непонятная, тревожащая, необъяснимая зрелость его мысли. В стихотворении «Парус», на мой взгляд, как в зеркале, отражается вся поэзия Лермонтова. При всей своей лаконичности (двенадцать строк) оно поражает образностью, поэтической красотой, глубиной переживаний, чувств и мыслей, заключенных в нем. Образ паруса навевает спокойствие и гармонию, настраивает на чуть мечтательный лад. Но в сущности этот парус так похож на самого автора, что невольно за простыми строками чувствуешь душу самого поэта. «А он, мятежный, просит бури...» Ведь и сам Лермонтов точно такой же — «одинокий» и «мятежный»; это он «просит бури», и ни «золотые лучи солнца», ни «лазурные струи» не могут удержать его, ведь это его стихия. Романтическое мироощущение, свойственное ранним стихам Лермонтова с их неприятием повседневной действительности, темой одиночества и жаждой неограниченной свободы, в стихотворении «Парус» уже переосмысливается и углубляется. Лермонтов старается быть объективным, изображая внутреннее «я». Это не однозначное роман-   294   тическое самоутверждение. Мы это можем видеть, анализируя композицию стихотворения. В первых двух строках каждой строфы поэт рисует меняющуюся картину моря и парус, а в двух последних показывает реакцию лирического героя, который пытается разгадать тайну судьбы паруса и дать ей оценку. Все стихотворение построено на ярких и контрастных противопоставлениях. С одной стороны, буря, а с другой — покой и умиротворение, чужая и далекая страна и родной край, движение навстречу неизвестности и бегство от постылой и наскучившей жизни, обретения и потери, далекое «там» и «тогда» и близкое «здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и вечное «всегда». Уже в первой строфе стихотворения мы сталкиваемся с мотивом одиночества. И парус, и поэт — одиноки оба; может быть, поэтому автор так близко к сердцу принимает судьбу паруса. Буря, изображенная Лермонтовым во второй строфе, не приносит парусу избавления от неудовлетворенности своим существованием. Если сравнить конечный и первоначальный вариант фразы, то мы увидим небольшую разницу. В черновом наброске написано: «Увы! он ничего не ищет», в то время как в окончательном варианте: «Увы! он счастия не ищет». Таким образом, парус вроде бы бесцельно странствует по морю. Тот факт, что в окончательной редакции стихотворения парус не ищет счастья, соответствует духу лермонтовской поэзии, в которой мотив счастья нередко представлен через его отрицание, как невозможность достижения счастья здесь, на земле, в конкретных условиях существования. Счастье для Лермонтова является одной из тех вечных категорий, над которыми он постоянно размышляет. Он жаждет счастья и в то же время осознает, что его просто-напросто нет, а если оно и есть, то недостижимо. Это двойственное состояние характерно и для автора, и для его героя. Счастья нет ни в умиротворении и спокойствии, когда море кажется безмятежным, ни в буре. Все это было, есть и будет как в природе, так и в жизни, все кроме счастья, которого нет. Поэтому парус не может найти успокоения, а вместе с ним не в силах установить равновесие между   внутренним миром и миром внешним и сам автор. Белинский писал, что в поэзии Лермонтова неизменно присутствуют «вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов. МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору — Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о «певце свободы» с пылкой и деятельной душой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой...» — пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант — это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником. Герцен, почти ровесник Лер-   295   монтова, называл свое поколение «отравленным с детства». Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что любая деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Нужно было быть очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть им слова: «Вы, жадною толпой, стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!» Лермонтов-поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. «Смерть поэта» — это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт стоящим у трона «Свободы, Гения и Славы палачам». Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству — Одоевского. Одоевский был опальный поэт. По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую «тишину». Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении «Дума» поэт пишет: Печально я гляжу на нагие поколенье'. Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бремгнемпогнанъя и сомненья, В бездействии состарится оно. «Дума» заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении «Поэт» Лермонтов говорит о роли поэта в общест-   ве, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, «как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных». Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал «Отечественные записки» был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова. Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: «Перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы». Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «Как часто, пестрою толпою окружен...» и «Родина». Он писал: «О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..» Бабушка Лермонтова, безумно любившая внука, постоянно сокрушалась, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: «Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком». Но кто-то же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших дел, а не увлекаться призрачной мишурой. Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и недостижимость ее — важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским «на свете счастья нет, но есть по-   296   кой и воля», Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь «пустой и глупой шуткой». В то же время Лермонтов пишет «Бородино», которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом. В стихотворении «Родина» он писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» Высоко Лермонтова оценил Чехов. Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать». Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. У поэта трудная судьба. За свои дерзкие стихи М. Ю. Лермонтов не только оказался в опале, но за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его творчеством. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. «Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой», — писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла». Подводя итог, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, — это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.   МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 2) Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных в истории России время — николаевскую реакцию, которая наступила вслед за национально-патриотическим подъемом, вызванным победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Воспитывался будущий поэт в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки, А. Столыпин, дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пестеля. С детства Лермонтов буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, вынужденное молчание и бездействие современников только разжигали мятежность его духа. Отчаявшись что-нибудь изменить к лучшему в социально-экономическом укладе страны, многие передовые люди из дворянства ушли от борьбы за преобразование отечества, их протест выражался не в действии, а лишь в отрицании всего и вся, в озлоблении. Это всеобщее бездействие наиболее волновало поэта. Не боясь преследований со стороны царя, Лермонтов не перестает бичевать современников, он вскрывает все язвы своего смирившегося и покорившегося «воле Господней» поколения.

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!