А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 46 страница



Онегин понимает призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен. Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных его поступков: опрометчиво ведет себя на балу у Лариных, соглашается на дуэль и убивает Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой. Татьяна — «милый» и «верный» идеал нравственной чистоты — прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходило на лоне природы. Она развивалась свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна любила природу и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Но это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, ее устраивала. Татьяна, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствовавшее ее романтическому восприятию мира, создала свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинственно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка. Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенному человеку, которому она «вручает свою судьбу». Итак, естественная потребность Татьяны — любить и быть любимой. Именно эта потребность была проявлением ее страстной и сильной натуры. Именно она выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет места эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства. Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же, по достоинству оценив Татьяну, выделив ее из круга сельских дам, на предложение отвечает отказом.   Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин из тех, кто в любой ситуации поступает обдуманно и решительно. Но при первом же испытании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком он становится рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится «шепот, хохотня глупцов». Вызов принят. Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и растущее чувство собственной бесполезности: ...Зачем не чувствую в плече Хоть ревматизма? — ах, создатель! Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!.. Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежденной. Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества, уродующего человеческую душу. Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе — главный укор обществу. В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то они избавятся и от эгоизма, и от желания устроить свои дела за чужой счет, оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.   247   И на мысль эту Пушкин наводит, показывая любовь Онегина к Татьяне, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отделенный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору — уважение к себе. И только снова встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что такое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, сам того не осознавая, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его душу, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить. Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в «свете». В чистой нравственной атмосфере, излучаемой ею, даже самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценились не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить. Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и потомков. ОТРАЖЕНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПИСЬМАХ ТАТЬЯНЫ И ОНЕГИНА (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель   сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна полная свобода пушкинского стиха. Письмо Татьяны к Онегину... Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств: Як вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперъ,я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать... Знаменитые строки! В них — вся Татьяна. Ей приходится первой признаваться в любви мужчине. Что подвигнуто провинциальную барышню на такую смелость, кроме сильного чувства? В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что, «смирив души неопытной волненья», могла бы быть счастлива с другим. В этих словах есть доля столь несвойственного ей кокетства. Но тут же искренние чувства берут верх: Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! Татьяна и здесь, и в последующих строках предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие, к примеру, строки: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. На что надеялась, что искала она в Онегине?.. Понимания. Онегин с его светским воспитанием казался ей, деревенской девочке, человеком необыкновенным, а значит, способным ее понять. Но тут же Татьяна осознает ужас своего поступка;   Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю... Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но ни единого слова не исправила, Такая уж она — Татьяна Ларина, героиня романа. Не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за   248   время странствий, способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности и пишет любовное письмо замужней даме: Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Вага гордый взгляд изобразит!.. Здесь чувствуется не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду .следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами,,. И это все. О большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин, тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот может. И в итоге герой признает себя побежденным: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны. «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, А она: «Теперь, я знаю, в вашей воле...» Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их — они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования. И два письма, таких близких по смыслу и таких разных по выражению, являются этапами этого сложного пути. ОБРАЗ ОЛЬГИ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 1) Ольга — одна из главных героинь романа в стихах «Евгений Онегин». Впервые на стра-   ницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена... То, что Ольга являлась предметом любви молодого поэта, уже предвосхищает появление прекрасного светлого образа. «Он был свидетель умиленный ее младенческих забав», проводил с ней лучшие минуты своей жизни и в общественном сознании считался женихом. Невинной прелести полна, В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаенный, Незнаемый в траве глухой Ни мотыльками, ни пчелой. Казалось бы, поэт восхищается чистотой, непосредственностью и обаянием героини, как восхищаются невинной прелестью нераскрытого бутона, обещающего превратиться в прекрасный яркий цветок: Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. А. С. Пушкин нарисовал великолепный портрет безупречной красавицы, но все же не считает ее образцом совершенства, предметом авторского внимания и восхищения. Что же смущает поэта? Какие недостатки видим мы в этом эталоне женской красоты? Автор признает, что и сам в юношеских стихах поклонялся подобным героине девушкам, но они надоели ему безмерно. Разгадку мы находим в первой, непосредственной оценке любимого героя А. С. Пушкина Онегина. Взгляд этого искушенного жизнью героя, не искаженный к тому же субъективным восприятием любящего человека, воспринимает предмет обожания Ленского холодно и жестко, без флера романтической восторженности поэта: В чертах у Ольги жтни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:   249   Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Вряд ли и Онегин объективно воссоздал портрет героини, но он подчеркнул существенный в его представлении недостаток, искажавший впечатление от безупречной внешности Ольги; отсутствие гармонии между прекрасной внешностью и бедностью внутреннего мира, бедностью духовной жизни, освещающей внешний облик светом душевного огня, своеобразия личности, мучительно и неутомимо ищущей свое место в жизни. Отсутствие жизни в чертах Ольги — следствие бездуховности, бесконфликтности, потребительского отношения к внешнему миру, самодовольства и ограниченности. Онегин, безусловно, излишне язвительный и критичный, и его восприятие образа Ольги нельзя признать объективным. Ольга проста и непосредственна, кокетлива и игрива, поверхностна и беззаботна, полна жизненной энергии и жажды наслаждений, поклонения, праздника. Она восприимчива к похвалам, как всякая женщина, поэтому так легко удалось Онегину завладеть ее вниманием на балу у Лариных: ...проворно Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, сколъзя небрежно, И наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал, И руку жмет — и запылал В ее лице самолюбивом Румянец ярче, Беззаботно отвергает Ольга признаки внимания Ленского, мотивируя это обещанием танцевать с Онегиным. Разумеется, это не проявление женской хитрости и изменчивости, как в припадке ревности считает ее жених. Просто внешние признаки внимания, как и атрибуты жизни вообще, в силу ее душевной неразвитости играют для нее гораздо большую роль, чем подлинные движения души. Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на кокетку, желая сразить ее неожиданностью своего появления, она, «подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела», по-детски непринужденно поинтересовалась, почему он так неожиданно исчез с бала.   Все чувства в Ленском помутились, И молча он повесил нос. Исчезли ревность и досада Пред этой ясностию взгляда, Пред этой нежной простотой, Пред этой резвою душой!.. И раскаявшийся в своих глупых подозрениях Ленский уже почувствовал себя счастливым. Но все же Ольга не любила его так самозабвенно, исступленно, как сам поэт, так, как он представлял себе подлинное чувство. Она не обманывала Ленского, она просто не способна на глубокое, вызревающее в недрах души чувство, а воспринимает его только как внешнее проявление привязанности, как красивый ритуал традиционного самовыражения. После трагической гибели — из-за нее — Ленского Ольга недолго горевала и вскоре увлеклась уланом, который «успел ее страданье любовной лестью усыпить»: И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом 1 Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах. • В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной. Кокетливость — ее отличительная черта. Она у Ольги не наигранная, а естественная. Если присовокупить ко всем вышеперечисленным качествам поверхностность восприятия и легкость суждений, то получится наиболее распространенный женский образ, довольно привлекательный, но недостаточно глубокий. ОБРАЗ ОЛЬГИ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 2) Ольга — не центральный образ в романе Пушкина, но ее характер не только служит фоном для образа Татьяны, а интересен сам по себе. Еще не видя Ольгу, мы уже знаем, как страстно влюблен в нее юный поэт Лен-   250   ский: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Любовь поэта может быть обращена к образу легкому, светлому, жизнерадостному, И Ольга была именно такой: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Разве можно не влюбиться в такую девушку? Все влюбляются в нее, и автор с иронией признается «Ее портрет: он очень мил, я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно». Ольга — красавица, но она не личность, а красивых девушек много; «...но любой роман возьмите и найдете верно ее портрет...». Поэтому-то и Онегин, близкий по годам и по духу Пушкину, не находит ее привлекательной и сильно удивляется, почему в нее, а не в Татьяну влюбился Ленский. Он говорит: Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Однако воспринимать слова Онегина не стоит буквально, он, конечно, преувеличивает. И к тому же не следует забывать, что судья — сам неординарная личность. Ольга не злая, не жестокая, не коварная. Наоборот, она добра, мила, непосредственна, как почти все в ее возрасте, и, как всякая женщина, восприимчива к лести. Скорее всего она будет для кого-то хорошей женой. Но она бедна духовно — вот что возмущает в ней Онегина, и автора, и всех, кто ценит в людях прежде всего богатство души, а не внешние прелести. Ничто не омрачает жизни Ольги, она не утруждает себя раздумьями, ей не знаком душевный конфликт. Ольга, подобно беззаботной бабочке, порхает с цветка на цветок, и при этом выбирает только красивые цветки.   В силу своей духовной ограниченности Ольга не способна на большую любовь. Любящего ее всей душой Ленского, которого Ольга никогда не отвергала и, более того, собиралась совсем скоро принять его руку и сердце, она на именинах Татьяны с легкостью забывает и танцует весь вечер с Онегиным. Все та же духовная бедность мешает Ольге понять причину, по которой ее жених так рано ушел с бала. Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на предмет своей страсти и страданий, Ольга встретила его как ни в чем не бывало, «подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела». После смерти Ленского Ольга недолго переживает и тоскует. Совсем скоро на ее пути появляется молодой улан, в которого Ольга так же, как когда-то в юного поэта, безумно влюбилась: И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах. В образе Ольги Лариной А. С. Пушкин воплотил довольно распространенный тип женщин: внешне привлекательная, даже красивая, обаятельная, жизнелюбивая, веселая, кокетливая, но вместе с тем духовно бедная, не способная на глубокие душевные переживания и эгоистичная. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 1) В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описы-   251   вая восприятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность в мысли о своих любовных неурядицах, душевный хаос, очень болезненно переносит расставание с Ольгой («...смертной бледностью покрылось ее печальное лицо», «...И сердце рвется пополам»); И вот одна, одна Татьяна} Увы! подруга стольких лет, Ее голубка дюлоЗая, Ее наперсница родная, Судьбою вдаль занесена, С ней навсегда разлучена. Общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний связывают их прочнее, чем разъединяет духовная непохожесть, разность и душевная восприимчивость. Внешность Ольги и ее характер автор описывает довольно кратко, не очень выразительно. Он рисует облик писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, без малейшего изъяна: ...Глаза, как небо голубые Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир — мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила... Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке («Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный.,.») представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. И поэт подтверждает предположение внимательного читателя: ...ко любой роман Возьмите и найдете, верно   Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмер-но. А. С- Пушкин воздает должное классической правильности черт и младенческой безмятежности души героини, но он уже духовно перерос юношеское увлечение подобными образами, часто встречавшимися в любовной лирике поэта. Поэтому хотя автор и довольно-таки снисходителен к Ольге, однако беспощадно критический взгляд Онегина в определенной мере выражает и объективное отношение поэта: В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!