А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 42 страница



Онегин сожалеет о том, что он «в грудь не ранен», что он «не хилый... старик», что он не скован параличом, и с горечью восклицает: «Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать?» Снова в душе героя только «тоска, тоска!». Онегин едет в Тавриду. Но здесь автор оставляет своего героя и погружается в воспоминания о своих первых впечатлениях об этих местах, когда он тремя годами раньше Онегина странствовал «в той же стороне». Воспоминания навевают мысли о бренности всего сущего, о постоянных изменениях во всем мире и в душе каждого человека. Какие 6 чувства ни -таились Тогда во мне — теперь их нет: Они прошли иль изменились... За время работы над романом изменились также и взгляды самого Пушкина. Раньше «бесконечный шум» бахчисарайского фонтана навевал иные, по сравнению с нынешними, мысли автору: героиня его поэмы «Бахчисарайский фонтан» Зарема — романтический образ. Теперь же Пушкин признается: «Иные нужны мне картины...» Его «идеал теперь — хозяйка», его «желания — покой, да щей горшок, да сам большой». Изображать в литературном произведении «прозаические бредни» может только писатель-реалист, каким теперь стал Пушкин. Споря с «очаровательным пером» Туман-ского, автор описывает Одессу, где ему довелось жить, именно реалистически: он дает конкретное неидеализированное описание города. Пушкина интересует многонациональность города, так как в творчестве ему свойственно было перевоплощаться в представителей других народов, других эпох и культур. Далее Пушкин описывает свой день, начиная с «пушки зоревой» и заканчивая «немой ночью», и сравнивает его с днем Онегина. Скучающий, больной «русскою хандрою» Онегин противопоставляется пирующим Пушкину и его друзьям — «ребятам без печали». В их душах преобладает радость, упоение жизнью — священным даром, данным людям Богом, которым надо дорожить и наслаждаться.   224   Когда «темнеет вечер синий», Пушкин едет в театр. Там он наслаждается «вечно новым» Россини, великолепными звуками, которые не позволено «с вином равнять», и другими прелестями театра: «закулисными свиданьями», балетом, созерцанием «негоци-анки молодой» и prima donna. Но «финал гремит; пустеет зала», и на землю спускается ночь, всходит луна, и «прозрачно-легкая завеса объемлет небо», как бы опуская занавес жизненной сцены, на которой состоялось очередное представление чьей-то судьбы. Последнюю фразу этой главы, реплику автора «Итак, я жил тогда в Одессе...» можно считать последней фразой  произведения. Эти слова подчеркивают, что финал романа открытый, что с концом одного сюжета обязательно начинается новый. Это закономерность жизни; одно поколение сменяется другим, одна история жизни уже завершилась, а другая только начинается! Тебе я место уступаю, Мне время тлеть, тебе цвести — писал Пушкин в стихотворении «Дорожные жалобы». Глава романа о путешествии Евгения Онегина занимает важное место в сюжете и композиции, многие мотивы этой главы перекликаются с мотивами лирики Пушкина. В этом сочинении хотелось показать, как переплетаются дороги Пушкина и Онегина, что еще раз подтверждает мысль о том, что автор вложил в образ своего героя много личного. «ПОСЛУШНАЯ ВЛЕЧЕНЬЮ ЧУВСТВА» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Мне кажется, что мое первое воспоминание — это как у моей подушки сидит мама и тихо шепчет: «У лукоморья дуб зеленый...» Потом мне снятся богатыри, русалки, страшный Кощей и добрый сказочник-кот. Пушкин... С его именем мы впервые встречаемся в раннем детстве. Поразительно точно   сказал А.Твардовский: «...если Пушкин приходит к нам с детства, мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами». Радостное ощущение того, что в детстве с тобой был Пушкин, остается навсегда. Потом с годами мы все больше понимаем Пушкина. В каком бы возрасте ни обратился ты к творчеству Пушкина, всегда найдешь в нем ответы на волнующие тебя вопросы, пример для подражания. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Кого не волнуют эти строки? Разве только глухих и слепых душой... Юность — весенняя пора человеческой жизни, пора наибольшей свежести и остроты впечатлений, пора неожиданностей и открытий, когда весь мир распахивается перед человеком во всем своем многообразии, всей сложности и красоте. Пора становления характеров, оценок и идеалов, вопросов, на которые необходимо отыскать ответы, пора дружбы и первой любви. И если в эту пору человек не прочитал «Евгения Онегина», он что-то очень важное упустил. У юности свой Пушкин. В этом романе меня особенно привлекает Татьяна, значительность и глубина ее душевного мира, красота и поэтичность ее души, искренность и чистота. Это одна из лучших героинь в нашей литературе, в которой А. С. Пушкин «поэтически воспроизвел русскую женщину». Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличалась от окружавших ее людей. Любовь поэта проявляется уже в том, что он дает своей героине народное имя, тем самым подчеркивая ее близость к народу, к обычаям и «преданьям простонародной старины». «Татьяна — русская душою». Все простое, русское, народное по-настоящему дорого ей. В этом Татьяна близка героине баллады Жуковского «Светлана». С большой теплотой показывает Пушкин доброе отношение Татьяны к крепостным, к няне, которую она искренне любит.         8 Зак. 269   225   Поэт признавался, что в няне Татьяны он изобразил Арину Родионовну. Это замечательный факт. Только с Татьяной Пушкин мог представить свою добрую няню. Это лишний раз подтверждает то, что поэт очень любит «Татьяну милую». Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девической души рассказывает Пушкин о пробуждении чувства любви в Татьяне, ее надеждах и мечтаниях. Она одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз. Давно сердечное томленье. Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь. Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею: Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Горькие чувства Татьяны после объяснения с Онегиным Пушкин переживает так, словно его самого сурово и безжалостно обидели. Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью... Девушка такой чистоты и простодушия, как Татьяна, смогла первой признаться Онегину в любви! Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему. Какие душевные муки пережила она, прежде чем послала письмо Евгению! Это письмо проникнуто «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным», Я к вам пишу — чего же боле ? Что я могу еще сказать ? Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все. Не каждая девушка и в наше время решится первой признаться в любви. А каково было Татьяне? Признаться и услышать слова, отвергающие ее любовь, отнимающие надежду на взаимность и счастье. Любовь стала для Татьяны «величайшим бедствием жизни», потому что все лучшие порывы своей души она соединила с этой любовью. Как тревожится за Татьяну Пушкин! И меркнет милой Тани младость... Увы, Татьяна увядает, в • Бледнеет, гаснет и молчит!   Дуэль Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Онегина... Отъезд Ольги... Татьяна одна. И в одиночестве жестоком Сильнее страсть ее горит, И об Онегине далеком Ей сердце громче говорит. Для Татьяны любовь к Онегину — величайшая ценность, потому что Евгений духовно близок ей. Татьяне тяжело, и в трудное для нее время поэт не покидает ее ни на минуту: он вместе с Лариными едет в Москву, он постоянно вместе с Татьяной. Пушкин тревожится за судьбу Татьяны («не замечаема никем...»), радуется за нее («...с победою поздравим Татьяну милую мою»). Поэт гордится Татьяной, которая, став «...неприступною богиней роскошной царственной Невы», не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам. Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, цельность натуры, благородная простота характера, верность долгу — все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней: «.„я так люблю Татьяну милую мою!» И невозможно не любить Татьяну! Это пленительный образ нашей литературы, который начинает собой галерею прекрасных характеров русских женщин, ищущих глубокого содержания в жизни, нравственно безупречных, поражающих нас глубиной и цельностью натуры, способностью преданно любить и глубоко чувствовать. Таковы Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обломов», «тургеневские девушки», видящие смысл жизни в служении людям, правде, воистину святые жены декабристов из поэмы Некрасова «Русские женщины», Наташа Ростова... Для Пушкина Татьяна — идеал русской женщины («милый идеал»). Становится она «милым идеалом» и для каждого, кто прочитал роман. Стала она идеалом и для меня. Мне семнадцать лет, и так хочется быть похожей на Татьяну серьезным отношением к жизни и людям, глубоким чувством ответственности, огромной нравственной силой. Спасибо Пушкину за Татьяну, за его «милый идеал», над которым не властно время. Это вечный идеал, потому что вечно будут це-   226   ниться в женщине целомудренная чистота, искренность и глубина чувств, готовность к самопожертвованию, высокое душевное благородство. ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ ГЕРОИНЬ А. С. ПУШКИНА (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...» Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы тревожат воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки»,.. Видимо, Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь он назвал свою старшую дочь Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина. Впервые мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, тоже была «прелестный уголок», какие часто попадаются в средней полосе России. Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны. Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», как иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Жизнь семейства, которая описывается с любовной иронией, протекала мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Также «верила преданьям простонародной   старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Но было уже с детст ва много такого, что отличало ее от других. Ока ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.     .. . Татьяна с детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства — тех качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено книгам, которые сыграли немалую роль в формировании личности Татьяны. Так Пушкин подводил нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни — просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам большого света. Существенное достоинство этих девушек — самобытность. Сказано как будто о Татьяне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте ? Пушкин особо подчеркивает постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Когда Татьяна становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется, была». А на самом деле она нисколько не изменилась. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в себе. Пушкин любил свою Татьяну... Существует древнегреческая легенда о том, как один скульптор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько красива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к девушке была так сильна, что скульптор по-   227   терял покои оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тоску замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым обрекая мастера и его создание на вечную любовь. Но это легенда. А Пушкин создал вечный образ прекрасной русской женщины. Трудно даже представить, что Татьяна поэтом придумана. Хочется верить, что она была в жизни, что подобные ей и теперь встречаются. О любви поэта к своему созданию говорят и следующие строки: Ока было нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Пушкин описывает ее такой, какой видел идеал женщины. Поэт ведь '«истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство, верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и сумевшая ради него попасть к самой царице. И, наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна». Как мучила, как занимала Александра Сергеевича тема супружеской верности! МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (Татьяна Ларина) «Евгений Онегин» — одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопережи-   вать и понимать то, чего не видят другие, влечет к ней. Именно тонкий внутренний мир делает Татьяну особенной, неповторимой. Пушкин искусно пишет портрет своей любимой героини. В нем нет четкого описания внешнего облика, но зато во всей красе отражается ее душа: Дика, печальна, молчалива, Жак лань лесная боязлива... Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Можно писать еще и еще, но образ Татьяны останется непостижимым, малоуловимым и таинственным. Душа ее тесно связана с природой. Пейзажи, на фоне которых протекают события, достраивают, дополняют состояния, чувства героини, прекрасно выражая то, что трудно описать словами. Татьяна романтична и сентиментальна... Ее влекут романы, заменяющие ей недостаток душевного общения, дающие пищу для ее ума и воображения; представление о жизни у Татьяны складывается также под влиянием романов. Для себя она уже создала своего героя, свой идеал. У него черты любовника Юлии Вольмар, Вер-тера, Грандисона. Он (как и сама Татьяна) неповторим, своеобразен, благороден, полон особенностей. Когда пришла пора любви, этому идеалу суждено было воплотиться в Онегине. Что влечет к нему Татьяну? Может быть, независимость, непохожесть на всех, кого она знала раньше? Трудно сказать, что именно. Постепенно Онегин, рыцарь в глазах Татьяны, открывается ей с иной стороны — как скептик, реалист, не способный любить (в тот момент). Это мучает ее, она пытается понять своего кумира — и до конца не может. После душевного порыва, выразившегося в страстном, романтическом письме, она попадает под холодный дождь морализатор-ских сентенций Онегина. Дуэль перевернула жизнь всех героев романа. Евгений, Ольга покидают деревню. Все это оставляет глубокий след в душе Татьяны, ее характере и судьбе, однако любовь не угасла — она жива, но теперь Татьяна поняла, что жить одними чувствами нельзя, не всегда их надо проявлять открыто. Но время летит. Татьяна уже «не дитя», и по настоянию матери   228   она едет в Москву, где ее уговаривают выйти замуж за генерала. И Татьяна из «нежной девочки» превращается в безупречную, изысканную «законодательницу зал». Ее гордость, благородство, утонченный вкус — подлинны. А неприступность, равнодушие и беспечность — это маска, которую вынуждена носить Татьяна под давлением суровых законов света. И хотя, несмотря ни на что, ее чувства живут, наполняют ей сердце, но они спрятаны, заперты. А в душе она остается прежней Таней, рвется назад: в старый дом, в поля, леса, в мир, где она жила, не скрывая своих чувств, где ей не нужна была маска. Но даже в светском окружении она не может сдержать свои чувства к Онегину: Ока его не подымает И, не сводя с него очей, От жадных уст не отымает Бесчувственной руки своей... И все же, несмотря на всю глубину своих чувств, когда ей «внятно все», когда она разделяет любовь Онегина, Татьяна не может освободиться от мнения своего общества. Она отказывает Онегину. В этом ее трагедия. Трагедия всех героев. Они не понимают друг друга, находясь под гнетом общественных предрассудков. Почему мне нравится Татьяна? Может быть, потому что мы с ней в чем-то похожи? В ней есть неодолимая потребность чувствовать, любить, которая встречается теперь все реже и реже. В чем-то я с ней, наверное, не согласна, но ее чистота и неординарность натуры, ее способность преображаться, ее духовность меня поражают. Я многому от нее научилась, пройдя с ней весь сложный, непонятный, в чем-то горький путь. Мы стали настоящими подругами, и мне было жаль с ней расставаться. ОБРАЗ ТАТЬЯНЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 1) Образ Татьяны — один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портре-   тов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она — духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных «тургеневских женщин». А. С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, и как мифический Пигмалион в Гала-тею, искренне влюбился в свою героиню: Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою. Столь же искренне он сопереживает душевному беспокойству, тревогам и разочарованиям своего любимого создания: Татьяна, милая Татьяна! С,тобой теперь я слезы лъю... Чем же привлекателен этот образ, не навязывает ли автор свое субъективное восторженное отношение к героине? Поэт не идеализирует героиню, не рисует образ совершенной, классической красоты популярных романов: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Больше внешность Татьяны в романе не описывается, но зато очень подробно А. С. Пушкин воссоздает особенности ее характера, поведения: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. С детства Татьяну отличали задумчивость, созерцательность, серьезность, мечтательность, отрешенность от ребяческих игр и забав, увлекали ее завораживающей поэзией наивные и загадочные рассказы няни («...страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей»), романтические песни дворовых девушек, чудесные картины природы («Она любила на балконе предугадать зари восход...»), сентиментальные романы иностранных писателей о любовных переживаниях героев («Ей рано нравились романы; они ей заменяли все...»). Девушка живет в органической связи с миром природы и народным миром, то есть жизнью естественной и гармоничной, черпая душевную силу в стихии природы и народном творчестве. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)   229   С ее холодного красою Любила русскую зиму. В этих строках подчеркнута органическая общность русской души и среднерусской природы, неразрывная связь «мглы крещенских вечеров» с «преданиями простонародной старины» — короткие зимние дни и отсутствие крестьянской страды способствовали общению в долгие темные вечера, гаданию, рассказыванию под звук прялки передающихся из поколения в поколение загадочных историй, выражающих священный трепет перед грозным и таинственным миром.

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!