Поэзия старших символистов (К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.).



 

Идеологом «старших символистов» стал Д. Мережковский, мэтром (Учителем) — В. Брюсов. Между тем они, как и другие члены объединения, придерживались особых взглядов на искусство.

 

1. Бальмонт культивировал лирику импрессивно-музыкального типа. Полагая, что «поэзия есть внутрен­няя музыка, внешне выраженная размерною речью», он выявил новые музыкальные потенции слова и обогатил возможности зву­ковой символики.

 

В политической лирике и сатире поэта 1901— 1907 гг. связь с событиями и настроениями момента сказалась особенно явно; свободолюбие анархического толка и черты интеллигентского «народничества», проявлявшиеся у Бальмонта с юности, усилились (как и у ряда других символистов) в революционную пору.

Однако после 1905 г., в изменившейся общественно-литератур­ной атмосфере многое из репертуара бальмонтовой поэзии было отменено временем.

Приверженность импрессионистическому письму, мас­тером которого был Бальмонт, показалась устаревшей; ассоциатив­ный символизм адепты теургии третировали как отвечавший начальной, низшей фазе течения. В своём творчестве Бальмонту пришлось осваивать новую тематику. Так возникли обширные циклы стихов и лирической прозы в сборниках поэта конца 1900—1910-х годов. И хотя самоцветов здесь оказалось меньше, чем пустой породы, нельзя не признать роли этих книг в расширении хронотопа русской поэзии и в преодолении ее европоцентризма (дань «музе дальних странствий» вскоре станут платить молодые поэты, художнически несродные Бальмонту, прежде других — Гумилев).

Бальмонт дебютировал в 1886 г. на страницах «Живописного обозрения» и изданный в 1890 г. Но свой сборник «Стихотворения» счел неудачным.

 

В книге стихов «Под северным небом» (1894) и близких по времени сборниках «В безбрежности» (1895) и «Тишина» (1898) Бальмонт — сложившийся поэт, выразитель современного лириз­ма, жизнечувствования человека переломной поры.

Традиционная романтическая грусть, эта «бесприютная чайка», что «с печальными криками носится / Над холодной пучиной морской», сознание богооставленности и неизбывного одиночества в мире, где

«Душа душе далекая,

Как для звезды звезда».

нередко окрашивались восьмидесятническими тонами: герой томит­ся «в царстве мертвого бессильного молчанья», он устал «напрасно весны ожидать», боится «трясины» обыденного, что «заманит, со­ жмет, засосет».

 

Гамма подобных переживаний была не нова, но их нагнетание и утрировка давали новое качество: синдром упадка.

 

Пейзаж у Бальмонта говорит о безысходном: под «вздохи ветра», в час, когда «умер вечер», взирает месяц, полный «горькой грусти», на драму героя, на его тщетное боренье со стихией.

 

Таким образом, тема одиночества - одна из главных тем поэзии Бальмонта.

 

Излюбленные образные обличья героя Баль­монта — эмблемы «мига», непостоянства — мотылек-однодневка, бегущий ручей, что «для всех — и ничей», «ускользающая» морс­ кая пена. Средства стиха, приемы поэтики призваны передать зыб­кое, эфемерное. Туман над заводью, нити степного ковыля, реющая в воздухе осенняя паутина — психологические символы смутных порывов, вибрирующих чувствований лирического Я. Океан и разлив реки, ключи пещеры, затон и весенняя ка­пель — еще одни частые образы Бальмонтовых лиризованных пейза­жей в разнообразии их ассоциативно-символических смыслов.

 

Главной в лирическом мире Бальмонта оставалась сфера экзистенции, бурное переживание са­мого феномена бытия. Певец «четверогласия стихий» с его пафосом витальных сил и неиссякавшим ощущением единства личности с природным универсумом, Бальмонт оказался в русле формировав­шейся тогда в России «философии жизни», давая как бы ее раннюю поэтическую транскрипцию. Именно так возникало глубинное соприкосновение Бальмонта с Ницше, одним из ее инспираторов и первых выразителей, соприкосновение более существенное, чем то, которое обычно усматривают у певца «горящих зданий» на уровне мотивно-тематическом.

 

Является одним из самых ярких представителей импрессионистической линии.

Замысел и смысл его лирики проявляется в фиксации нюансов в стихотворении, и в нем зачастую отсутствует привлекающая к себе внимание кульминация и устойчивый эмоциональный накал. Поэт часто теряет в этом чувство меры, и жертвовал смысловым наполнением своего произведения ради созвучности слов и совершенной музыкальности.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 778; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!