Образ в журналистике. Структура образа.



Образ в журналистике.

Необходимость эмоционального воздействия на читателя заставляет публицистов обращаться к приемам и средствам художественной литературы, в первую очередь — к образу. Образ — это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. Образ позволяет автору акцентировать смысл проблемы, установить эмоциональный контакт с читателем. Образность стимулирует эмоциональную реакцию читателя.

 Образ в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.

Считается бесспорным, что образность публицистики связана в первую очередь с «образом идеи», отстаиваемой автором. Авторская идея или представление о человеке становятся источником построения образа. Эта идея предшествует созданию текста и в нем полностью реализуется

Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах.

Публицистический образ-модель

Образ-модель, являют собой систему, наделенную некой структурой элементов, зависимых друг от друга и определяющих друг друга. Однако это не означает, что в модели присутствуют все элементы оригинала. Модельное представление неизбежно сопряжено с обеднением факта. Моделирование в публицистике – это формирование гипотетических ситуаций, корректировка моделей реальными фактами.

 Публицистический образ-концентрат

Под образом-концентратом понимаются образно-понятийные формы, которые зарождаются и имеют хождение в публицистике. Понятийно-образный контекст – активная сила, служащая резонатором образа. Часто из журналистики в житейский обиход перекочевывают понятия, представляющие собой результаты мысле- и словотворчества конкретного автора. публицистическое произведение обладает двуединой структурой:

1 – логическая:

- тезис,

- аргументы,

- вывод (некий доказанный тезис);

2 – образная (иллюстративный материал).

Разные группы жанров отличаются друг от друга степенью развернутости этой схемы. Так, в художественно-публицистических жанрах образная и логическая структуры уравновешиваются. Образная структура публицистического текста:

1) Образы-детали – подробности, обозначенные одним словом или развернутым описанием (портрет, речевая характеристика, описание обстановки, быта, пейзаж).

2) Фабульный (сюжетный) образный уровень. Создается при помощи: авторской мысли; личности автора; собственно сюжета.

3) Образы характеров и обстоятельств – единичные и собирательные герои произведений, обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий – столкновениях, коллизиях, конфликтах.

 

Факт и вымысел в журналистике.

Вымысел – изображаемые события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.

Факт в теории журналистики – это любой состоявшийся момент действительности; форма человеческого знания, обладающего достоверностью.

Существует три метода сбора фактов.

1) Эмпирический – наблюдение, беседа, интервью, проработка документов.

2) Теоретический – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

3) Художественный – метод наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации и творческой фантазии.

Именно художественным вымыслом зачастую пользуются журналисты. Вымысел должен работать как продолжение факта. Но ни в коем случае не заменять его полностью. Журналисты, обладающие богатством художественного вымысла, пишут хорошие очерки, и на этой основе становятся писателями, прозаиками. И это закономерное явление.

Факт и вымысел являются единственно верным решением в создании журналистского произведения. Вымысел – неотъемлемая часть журналистского мастерства.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!