Психологический момент в творчестве журналиста.



Жизнь современного человека включена в сложную систему социальных связей и зависит в немалой степени от системы общественных отношений, процессов и событий, происходящих в стране и обществе в целом. При этом, главный психологический механизм  – это восприятие, иными словами, выработка представлений, установок.

Чтобы изучить и осмыслить основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию, психология журналистики, одним из своих научных направлений избрала формы и методы воздействия журналистики на сознание и поведение индивида. Для всестороннего изучения психологических аспектов печати необходимо учитывать, что журналистика по своей природе и функциям столь же социальна, сколь и психологична. Способы психологического воздействия на аудиторию в процессе общения осуществляются с помощью подражания, внушения, заражения и убеждения. Все они взаимообусловлены, достаточно сложны, подтверждены практикой и результатами экспериментальных опытов.

Практика массмедиа опирается на многолетний опыт социологических и социально-психологических исследований отечественных и зарубежных ученых. Однако до сих пор полно не изучено действие этих механизмов применительно к анализу деятельности журналиста и влияния их на сознание массовой аудитории. Отсюда одним из наиболее интересных с научно-познавательной точки зрения феноменом в системе массовых коммуникаций является стереотипизация.

Стереотип в журналистике содержит в себе установку эмоционально-окрашенную и выражающую систему ценностей тех или иных социальных групп. Поэтому стереотипы могут являться выражением общественного сознания и функционировать на основе какого-то определенного социального заказа. В этом и заключается стереотипизация – пропагандистское воздействие, которое достигается в основном посредством традиционных источников информации.

 

 

Факт и ассоциации.

 

Ассоциации имеют большое значение в мыслительной деятельности человека. И в журналистском творчестве их роль очень велика. Ассоциативность позволяет сделать неожиданные сравнения, воссоздать особую значимость того или иного события, факта. Журналистское мышление отмечает особую привязанность к фактам. Факт подвергается со стороны журналиста определенному духовному воздействию, иному чем у писателя или ученого.

Преимущества ассоциативного воссоздания образа факта журналистом заключаются в нахождении неожиданных композиционных и концептуальных решений материала. Объектом журналистского отображения может быть, как сама действительность, так и социальные явления, и процессы, и человек.

Говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, много авторов сходятся на том, что содержание факта – это объективное отображение события, которое находится вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отображение, субъективная.

Для журналистов объективное освещение событий означает суровое соблюдение фактов. А как же быть с авторскими комментариями, соображениями, мыслями? Если в хронологической информации нужно обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, которые подтверждают тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку, непосредственно воспользовавшись ассоциативным мышлением.

 

Рождение журналистской темы.

 

 

Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации. На этом этапе решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, с накоплением жизненных впечатлений, с планировкой будущего материала, с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.

 

Рождение журналистской темы всегда связано с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других – непознанная проблема, для третьих – интересный жизненный случай или ситуация и т.д.

 

Также оно связано с творческим поиском, с осознанием ее актуальности и значимости для общественности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни людей, наконец, с четким определением круга жизненных явлений или вопросов, требующих раскрытия. При этом тема – это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения.

 

Аграновский о творчестве.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!