Анализ восьмого явления второго действия



В восьмом явлении второго действия происходит первое знакомство городничего с Хлестаковым, поэтому эпизод можно считать основным.

Перед читателем предстаёт довольно комичная картина этой встречи, так как и Хлестаков,  и городничий насмерть напуганы:  «Хлестаков бледнеет и съёживается…Городничий вошёл, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого,  выпучив глаза»[10]. Поведение городничего в данном эпизоде, характеризует его как умного, опытного и хитрого чиновника. Он лжёт, унижается лишь бы понравиться  Хлестакову. Городничий использует и демонстрирует все приёмы и унизительные формы обращения низшего чина к высокостоящему чиновному лицу. Им движет одно стремление – обмануть чиновника, создать видимость гармонии и всеобщего благополучия, не дать возможности ни одному человеку в городе поведать ревизору о должностных нарушениях: «Все узнал, все рассказали проклятые купцы!»[11].

Это персонаж «с грубо развитыми склонностями души», и автор очень выразительно передаёт это в поведении городничего в данном эпизоде. Так как городничему кажется, что «ревизор» очень скрытный и не выдаст важной информации о себе, то, не зная, как к нему подступить, предлагает ему деньги, представляясь великодушным и щедрым, и оправдывая своё предложение тем, что это его обязанность, помогать проезжающим, и этим проявляет всё своё благородство, которое, конечно, является наигранным. 

Поведение Хлестакова в этом явлении также определяет его образ с некоторых сторон. Он трусливый и наглый одновременно. Это можно объяснить сильным страхом, который он испытывает. Именно в таком состоянии он начинает сыпать жалобы на трактирщика и гневаться. Однако, он выглядит нелепо, демонстрируя мнимую храбрость и уверенность. Его восклицания выдают его растерянность, страх, но он всё равно держится, демонстрируя несуществующую важность своего положения, и городничий не замечает неладного.

Хлестаков выдаёт жалкие, смешные угрозы, ведь «у него,  что на уме, то и на языке». И как только он получает деньги, то сразу резко меняет своё отношение ко всем и всему окружающему. Люди, живущие в этом городе, начинают казаться ему очень любезными и радушными. Он, совершенно не стесняясь, жалуется на комнату в трактире и принимает предложение городничего пожить в его доме.

Вместе с тем, молодой человек показывает своим поведением убожество и скудность его внутреннего мира. Приняв деньги, он заявляет, что вернёт их, дабы показаться честным и любезным, однако, этого нет в планах «ревизора», ведь он хитёр и лжив. И тогда, успокоившись, он отвечает на некоторые вопросы городничего о цели поездки, о службе в Петербурге. Именно отсюда мы узнаем, что Хлестаков едет в Саратовскую губернию. Хлестаков, несомненно,  польщён вниманием и любезностью к себе, однако, и не подозревает, что это потому, что его приняли не за того. Одет он по моде, что только прибавляет ему шансы показаться жителям города чиновником из Петербурга. Думает, что всё дело в его личностных качествах и особой любезности жителей этого города, которые всех гостей принимают так.

Речь Хлестакова поначалу отрывиста, раздроблена. Авторское замечание характеристики героя явственно проявляется: «…без царя в голове… Говорит и действует без всякого соображения… речь отрывиста. И слова вылетают из уст его совершенно неожиданно: «Да что ж делать?...я не виноват…я, право заплачу…»[12]. Это не удивительно, ведь он думает, что городничий явился забрать его в тюрьму за неуплату. Однако, лишь поняв, что дело не в этом, мгновенно перестраивается и осторожно начинает требовать своего: «Дайте, дайте мне взаймы, я сей час же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше»[13].

Немаловажны и реплики городничего «в сторону». Через них Н.В. Гоголь выражает истинные мысли и задумки героя: «Эх куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет…»[14].

В действии также своя роль у Добчинского, однако своих реплик не имеет. Он городской помещик, болтливый, но в данном явлении, во время знакомства с Хлестаковым, он всегда молчит, поскольку напуган, боится, что может сказать что-то не то, что не понравится ни ревизору, ни городничему, поэтому сохраняет молчание на протяжении всего разговора.

 

Анализ кульминации

Кульминация – это высшая точка напряжения в развитии сюжетного действия. В комедии «Ревизор»  - это заключительное восьмое явление и следующая за ним «немая сцена».

Действие происходит в доме городничего, в нем участвуют почти все герои произведения: городничий, почтмейстер, Лука Лукич Холопов, Бобчинский и Добчинский, Коробкин и его жена, Артемий Филиппович, Аммос Федорович и Анна Андреевна.

    В последнем явлении почтмейстер прибегает в дом городничего с распечатанным письмом Хлестакова, содержание которого показывает, что ревизор вовсе не он. Это известие, как гром среди ясного неба, обрушивается на уже успокоенных столь удачно складывающимися развитиями событий чиновников и их близких. В письме Хлестаков нелестно описывает государственных служащих городка, в полной мере раскрывая их истинное «я» взяточников, клеветников и порочных людей, которые заботятся лишь о собственной выгоде и материальном достатке.

По началу, собравшиеся отказываются верить в эту правду, однако вскоре по мере прочтения письма, все становится ясно, как божий день: их всех одурачил какой-то мелкий чиновник четырнадцатого ранга, а настоящий ревизор сейчас где-то в городе и непременно заметил все нарушения порядка.

Чиновники не желают принимать правду, называя Хлестакова «скверным мальчишкой» и «мошенником», а его слова «дрянью». Все пытаются оправдаться, но, скорее,  перед собой, а не перед другими. Каждый остро воспринимает слова Хлестакова, не веря им, а самого лже-ревизора, обзывая, на чем свет стоит. Никто из них не хочет посмотреть правде в глаза, боясь увидеть там себя. Каждый оспаривает мнение Хлестакова, называя это вздором: «Не может быть! Вы сами это все написали!».[15]

В глупом отрицании правды чиновниками, погрязшими в грехах и лжи, и состоит вся комичность ситуации. Этой насмешкой, Гоголь хочет показать, насколько порочны люди и как они смешны, когда пытаются защититься ложью.

   Но  все свелось к деньгам. Вместо того чтобы думать, что же делать дальше: покаяться и признать свои грехи, каждый из чиновников начинает вспоминать, сколько же денег забрал у них Хлестаков: «Однако ж, черт возьми, господа! Он у меня взял триста рублей взаймы! ... У меня тоже триста рублей»[16].

Далее, все чиновники начинают искать виноватых в их бедах.  Они останавливаются на Бобчинском и Добчинском, которые впервые упомянули о ревизоре, сидящем и жалующимся на всех в трактире, и которые распустили эти сплетни: «Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!.. Сороки короткохвостые…»[17].

И тут, наконец, входит жандарм и сообщает о том, что настоящий ревизор требует к себе, сей же час Городничего. Затем наступает «немая сцена». Она настолько мощная сама по себе, что не требует никаких реплик или действий господ актеров.

В ней присутствуют почти все действующие лица произведения, и позы, в которых они застыли, говорят за них: «Городничий посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головою…», «…за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак…», «…три дамы,…прислонившиеся одна к другой с саркастическими выражениями лиц…», «…судья… как бы хотел посвистать и произнесть: «Вот те, бабушка, и Юрьев день!», «…Коробкин…с прищуренным глазом и едким намеком на городничего…»[18].

Здесь, как ни странно, особенно важна актерская игра. Ведь планы грешных чиновников рухнули, не оставив и следа, а сами они, матерые обманщики, были обмануты каким-то, совсем еще мальчишкой, самым низшим чиновником. И вот теперь в городе настоящий ревизор, от которого они не сумеют никак защититься. На лицах государственных служащих горечь, разочарование, досада и злость, а главное вопрос: что же будет теперь со всеми ними?

Кульминация является очень важной и значительной для понимания произведения «Ревизор». Благодаря ей, пьеса является не только общественной, то есть, призывающей к социальной теме, но и нравственной. Гоголь как бы подводит пьесу к тому, что призывает людей жить по совести, быть благочестивыми и ответственными, и напоминает о том, что за свои поступки, грехи каждому придётся отвечать.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 9900; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!