Анализ шестого явления первого действия



XXII открытая c международным участием проектно-практическая

                              конференция школьников

                              «Царскоселькие старты»

                                 ГБОУ гимназия № 406

 

                                 ТЕМА ПРОЕКТА

КОМЕДИЯ Н.В ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

                                                                      Выполнили:

                                                             Ученики 8 «Г» класса

Михайлова С., Цыбульская Л., Кориненко Д.,

Лопоха Д., Скворцова О., Шильникова К.,

Берцулевич В., Шманай Л., Макеева М.,

Герус В., Шалагинова А., Иванюкович А.,

Бабурин Д., Булавенко Н., Рассказов Д.,   

Гостюхин С., Тужиков И., Шлейкин А.,                                                                                                                       

                                               Учитель: Абрамова Ирина Васильевна

                                                                                              

г. Пушкин

2017 г.

 

Содержание:

 

1. Введение…………………………………………………………..……..3-5

2. Анализ завязки ………………………..…………………………..…….6-8

3. Анализ шестого явления первого действия ……………………… …9-10

4.  Анализ восьмого явления второго действия …………………………10-12

5. Анализ кульминации ……………………………………….…………13-15

6. Критика ….……………………………………………………………..16-17

7. Сопоставительный анализ спектакля и пьесы………………………18-20

8. Заключение………………………………………………………………21

9. Приложение ………………………………………………….…………22-37

 

Введение

Практический проект «Комедия Н. В. Гоголя на уроках литературы и сцене театра» представляет собой разработку в виде презентации и приложений. Эта разработка поможет ученикам лучше работать с объемными текстами произведений, качественно анализировать их и понимать идею автора.

Актуальность работы состоит в том, что работа с комедией выдающегося русского писателя необходима для подростков в 8 классе. Анализируя произведение, они могут увидеть взрослый мир, в который им вскоре предстоит вступить. Это служит примером для адаптации учеников к взрослой жизни. Происходит понимание того, что вся нелицеприятная сторона комедии существует и в реальности.

Исследованная критическая литература и просмотр театральной постановки дает возможность глубже понять суть комедии. Отснятые эпизоды позволяют представить ее более ярко, а сравнение текста произведения с действиями актеров на сцене расширяет понимание о замысле автора. Также это позволяет наглядно сопоставить происходящее на страницах и в действии. Задать вопросы и поразмышлять об увиденном с разных сторон.

В разработку вошли отснятые основные эпизоды комедии «Ревизор», что позволяет говорить о возможности создания «Виртуального кинотеатра». Это позволит более ярко и глубоко увидеть замысел автора – через актерскую игру.

И завершающий этап, это написание сценариев по комедии Н. В. Гоголя и съемка основных эпизодов произведения. Данный этап работы можно назвать самым интересным, поскольку ребята сами подбирали себе костюмы, реквизит. Разбирали роли и могли с головой окунуться в актерскую среду. Ведь понимание идей автора и основной сути произведение происходит не при простом прочтении, а при полном вживании в образ персонажа путем постановочной игры.

Цель проекта – исследовать комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» во всех аспектах,  снять видеофильм и создать разработку в виде презентации, включающую в себя все материалы анализа и приложения к нему.

Задачи нашего проекта определяются поставленной целью и представляют собой следующие конкретные направления решения проблемы для достижения цели исследования:

- проработать материалы учебника, критическую литературу посвященную писателю и его произведению, проанализировать комедию.

- посетить театр «Буфф» для просмотра театральной постановки комедии и дальнейшего сопоставительного анализа.

- написать сценарии, подобрать реквизит, костюмы и снять эпизоды произведения.

- обработка и отбор интересных материалов для уроков литературы.

- создание презентации, в которую вошли все материалы, облегчающие труд учителя и дающие возможность интересно и с пользой проводить урок.

 

 

Этапы Название Время работы Результат
№1 Проработка материалов учебника, поиск и анализ критической литературы и комедии. 1.5 недели Конспекты
№2 Посещение театра и работа над сопоставительным анализом. 5 дней Просмотр спектакля и написание рецензий на спектакль
№3 Работа над съемкой эпизодов комедии. 2 недели Снятые эпизоды
№4 Отбор материалов. 1 неделя Монтаж видеоспектакля
№5 Оформление проекта. 2 недели Презентация проекта

 

 

Анализ завязки и характеристика героев

Завязка в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» - это эпизод диалога городничего со всеми важными персонами города, то есть чиновниками, когда он сообщает, что в город едет ревизор. Её можно назвать стремительной, ведь завязкой стала лишь одна фраза городничего: «Я пригласил Вас, господа,  для того, чтобы сообщать Вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».[1]

Оригинальность, смелость и новаторство Гоголя заключается в том, что он начинает пьесу всего с одной фразы, когда другим авторам требуется несколько первых сцен для того, чтобы начать и завязать пьесу. В этой стартовой реплике городничего содержится тот самый импульс, главный компонент, дающий «толчок» и основу пьесе, а это, прежде всего страх и переживания по поводу неожиданного визита ревизора в город.

После объявления Городничего, разразившего спокойную атмосферу города, точно гром среди ясного неба, всех присутствующих постепенно начинает охватывать паника. Глава города советует чиновникам «сделать кое-какие распоряжения»[2], чтобы на время присутствия в городе проверяющего, подчиненные им учреждения имели надлежащий вид. Городничий начинает раздавать чиновникам указания, и таким образом, действия начинают почти все герои произведения, что довольно редко встречается в завязке. Город сразу же приводится в движение.

Однако, вместе с тем, завязка в пьесе отличается комедийностью. Известие о приезде ревизора неожиданное и волнующее, но городничий всё держит в своих руках и у него всё под контролем.

Действие  происходит в доме Городничего. В завязке участвуют Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных,  - словом,  все чиновники, погрязшие во взятках, лжесвидетельствовании и других мелких и крупных грехах и пороках.

В завязке начинают раскрываться характеры и поведение каждого персонажа. Каждый из них действует в соответствии со своим амплуа. Уже в завязке автор осуществляет поворот к социальной теме и демонстрирует реальные процессы русской действительности. Всё к приезду ревизора начинают подстраивать и приукрашивать, основываясь на лжи и готовя взятки. Гоголь ссылается на эту проблему и, несомненно, умело обыгрывает ситуацию комично. Саркастичность наблюдается уже в завязке, где автор призывает задуматься над общественной проблемой. Вследствие этого создаётся двоякое чувство, хочется то ли посмеяться над глупостью и предвзятостью чиновников, то ли плакать, причём по этой же причине.  

         Городничий - солидный человек, ведёт себя неглупо, резонёр. Каждое его слово имеет большое значение, ведь он начальник уездного города, важная персона. Он серьёзный, эмоциональный, переменчив в настроении и  «… уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек»[3], без зазрения совести берет и дает взятки, однако страшится высших чинов, как огня, поэтому как нельзя серьезно отнесся к приезду ревизора и довольно обстоятельно, однако вовсе нечестно подходит к этому вопросу. Вид он имеет солидный, носит мундир, согласно своему званию. В завязке речь его довольно эмоциональна, изобилует восклицательными предложениями, однако все сказанное им значительно и важно, сугубо по делу.

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпки  прочитал не более пяти- шести книг, но уже считает себя начитанным человеком. Свою службу он исполняет плохо, «тяп-ляп», о чем свидетельствует его говорящая фамилия. Взятки берет борзыми щетками, вовсе не стыдясь этого. В его суде царит полнейший беспорядок и произвол: «Сторожа завели гусей…»[4], дела не ведутся должным образом, однако он вовсе не боится приезда проверяющего: «В самом деле, кто зайдет в уездный суд, а коли и зайдет, то ничего не поймет…». Голос его хриплый, с присвистом и змеиным шипением.

Попечитель богоугодных заведений,  Артемий Филиппович Земляника, услужлив и суетлив, однако в той же степени лицемерен, пронырлив и по натуре своей плут. Его образ как нельзя лучше говорит о равнодушии чиновников к государственной службе. Любые свои поступки всегда оправдывает добрыми намерениями, видимо,  благодаря таким чертам, автором дана говорящая фамилия Земляника. Но судит о нем не как о хорошем человеке, а как о подлеце, скрывающем свои грязные делишки за лестью и пресмыканием. Человек он толстый, неповоротливый и неуклюжий. Говорит писклявым голоском, «пресмыкается» перед вышестоящими по должности, но при этом незаметно делает свои дела.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов - в его учебных заведениях незнакомо слово дисциплина. Учителя несдержанно эмоциональны, в порыве подачи  материала (историк о Македонском) мог разбить стул в щепки, однако сам Лука Лукич ничего поделать с этим не может или не хочет.

Произведение хорошо продумано в плане композиции сюжета. Так, в самом начале читатель узнает манеры, характеры главных героев, что помогает позже хорошо ориентироваться в развитии события.

 

Развитие сюжетного действия

Анализ шестого явления первого действия

В небольшом эпизоде происходит открытие читателю новых персонажей: Анны Андреевны и Марьи Антоновны, жены и дочери городничего.

Сгорающие от любопытства главные дамы города ярко и действенно предстают перед нами. Они хотят как можно больше узнать о ревизоре, собирающемся их вскоре навестить. Анна Андреевна посылает служанку за дрожками мужа, для того чтобы самостоятельно все разузнать о приехавшем госте.

В этом явлении Анна Андреевна раскрывает себя как женщину глуповатую, провинциальную, любопытную и нетерпеливую. Лучше всего характер её проявляется в речи. Поток восклицательных и вопросительных выражений: «Муж! Антоша! Антон! ... Где ж, где ж они?»[5] обнаруживают пустое любопытство. Огорчение и обида: «Я не хочу после…»[6], а также вспыльчивая угроза по отношению к мужу, «Я тебе вспомню это!»[7]. Анна Андреевна женщина также эмоциональная и уверенная в себе. Она знает, что красива, и понимает всю власть жены городничего. Однако желает большего, а именно жизни не в провинциальном городке, а немного-немало в столице.

Марья показывает себя кокетливой барышней и ей кажется, что почтмейстер ухаживает за ней: «… А всё проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай перед зеркалом жеманиться: и с той стороны и с этой стороны подойдёт. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернёшься…»[8]. Девушка, как и ее мать, интересуется всем происходящим, однако не столь любопытна и обладает терпением: «Да что ж делать, маменька? Все равно через два часа мы все узнаем»[9]. Марья Антоновна явно сдержаннее своей матери и выглядит умнее ее.

Однако в препинаниях матери и дочери видно глупое и смешное кокетство, нелепые претензии друг к другу по пустякам. Женское общество в лице главных дам города подвергнуто осмеянию. Но вместе их суетливость, любопытство, взволнованность, особенно матери, хорошо оттеняются скупыми, авторскими ремарками для актеров: «вбегают на сцену», «говорит скоро», «подбегает к окну и кричит», «свешивается в окно», «кричит до тех пор, пока не опускается занавес». Это помогает зрителю лучше понять образы героинь.

Развитие сюжетного действия


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 553; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!