Сами изображения святых мы брали с интернета со следующих сайтов



Https://days.pravoslavie.ru/Life/life6554.htm . Православный календарь

2.http://www.pravmir.ru/svyatitel-dimitrij-rostovskij-tot-kto-sdelal-svyatyx-blizkimi-lyudyam-2/

Православие и мир.

Словарь терминов

Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Л игату́ра (лат. ligatura — связь) — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем,т.е. объединение букв.

Графе́ма (греч. γράφω «пишу» + суфф. «-ем») — единица письменности: в алфавите — буква

 

Сбор материала для проведения экскурсии

На следующем этапе проекта мы распределили между собой, кто о каком писателе будет собирать материал. Необходимо было не только отобрать важную информацию о писателе, но и познакомиться с его произведениями (ведь порой биографические сведения содержатся только в текстах произведений).

В «Повести временных лет» Ксюше Скобловой запомнилась строчка «Откуда есть пошла Русская земля». Перефразировав её, мы решили назвать наш проект «Откуда есть пошла русская земля».

Оформление кабинета и написание текста для экскурсоводов.

На этом этапе мы решили, что экскурсоводом будет Настя Слабикова, а остальные ребята будут выступать в качестве «экспонатов», представляя портреты древнерусских писателей, рассказывая о них.


Заключение

    В процессе работы над проектом мы узнали, что русская литература началась не в XIX веке, а задолго до этого - в XI. Без произведений митрополита Илариона, Нестора – летописца, стихотворений Симеона Полоцкого, гениального «Слова о полку Игореве» не было бы Золотого века русской литературы.

Наш проект – дань уважения людям, которые первыми открыли удивительный литературный мир русскому обществу и первыми создали образ человека духовного, давший нравственный ориентир всей русской и даже мировой литературе.

В итоге мы оформили наш кабинет портретами древнерусских писателей и провели экскурсию для всех, кому интересна судьба русской литературы.


Список использованных источников

 

1.Водовозов Н.В. История Древней русской литературы. М.: Просвещение, 1972.

2.Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.: Древнерусская литература в школе. – М.: МИРОС , 1992.

3.Древнерусская литература - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия/

megabook.ru/article/Древнерусская%20литература;

4.Древнерусская литература – М.:Олимп, 1996.

5.Кусков В. В.  История древнерусской литературы – М.: Юрайт, 2016.

6.Кусков В. В., Н. И. Прокофьев – Ленинград: Просвещение, 1987.

7.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы.—. 3-е изд.—М.: Наука, 1979.

8.Охотников В.И. Древнерусская литература.- М.: Просвещение, 1997.

9.Творогов О.В. Литература Древней Руси: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1981.

10.Хрестоматия по древнерусской литературе, составитель А. Н. Ужанков – М.: Русский язык, 1991.

11.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1. От былин и летописей до классики XIX в. \ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М..: Аванта+, 1998.

12. Православный календарь https://days.pravoslavie.ru/Life/life6554.htm.

13. Православие и мир http://www.pravmir.ru/svyatitel-dimitrij-rostovskij-tot-kto-sdelal-svyatyx-blizkimi-lyudyam-2/

.

 


Приложение

ВЕД. Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на нашей небольшой, но очень интересной выставке, посвященной древнерусской литературе. Скажите, пожалуйста, каких русских писателей вы знаете?
ОТВЕТ.
ВЕД. Правильно! Этот список великих писателей можно продолжать и продолжать. Но если задуматься, то все, кого вы перечислили, жили и творили после XVIII века! А до этого времени что же не было русской литературы? Да, если подумать, можно вспомнить «Слово о полку Игореве», Нестора-летописца и все! Неужели русская литература родилась в XIX веке? Конечно, нет! Нельзя забывать прошлое и особенно тех, кто начал этот трудный путь в литературный мир. Кто основал его и первым вложил в него свои мысли и чувства, дал ему жизнь, передал свой богатый опыт следующему поколению. Основывался этот богатый опыт на православных традициях, христианских образах и смыслах.

Итак, цель нашего проекта – оформить кабинет литературы, познакомиться с древнерусскими писателями, с которых началась великая русская литература, и рассказать о них своим одноклассникам и друзьям.

Для этого необходимо изучить биографию этих писателей, познакомиться с их произведениями, нарисовать портреты.

В ходе проекта мы познакомились с таким жанром живописи, как портрет, научились рисовать древнерусский орнамент, с помощью которого мы впоследствии оформим портреты, ездили в Нижний Новгород для участия в мастер-классе по каллиграфии, чтобы научиться писать древнерусские буквицы.

А сейчас начинаем нашу экскурсию.
1. Знакомьтесь: Иларион Киевский (митрополит Иларион, Русин) – первый русский митрополит Киевской Руси (1051–1055), церковно – политический деятель, мыслитель, идеолог древнерусского христианства, один из первых русских писателей. К сожалению, о юности и отрочестве Илариона сведений нет. Зато в сочинении «Исповедание веры» есть его автобиографическая запись: «Я милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением Его, из благочестивых епископов освящен был и настолован в великом и богохранимом граде Киеве. Было же это в лето 6559 (1051) при владычестве благоверного кагана Ярослава, сына Владимира». Кстати,До Илариона митрополитов на Русь избирала Византия. Иларион, является автором первого русского литературно‑философского произведения «Слово о Законе и Благодати», которое до сих пор является духовным наследием Русской Православной Церкви.
2. А это Нестор (Нестор Летописец) – монах Киево‑Печерского монастыря, древнерусский историк, летописец, писатель‑агиограф. Биографические данные Нестора Летописца незначительные. В основном жизнеописание черпается из его же труда «Житие Феодосия Печерского». Нестор в юношеском возрасте пришёл в Киево‑Печерский монастырь к Феодосию Печерскому и стал послушником. Там же был пострижен в монахи и уже после становится диаконом. Жизнь Нестора ничем не отличалась от остальных монахов Киево‑Печерского монастыря, кроме одного деяния – он нёс послушание летописца и с разрешения Феодосия Печерского писал литературные труды. Он первый в истории литературы написал агиографический труд – «Житие». Так же его перу принадлежат «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба». Считается одним из авторов «Повести временных лет».
ВЕД. хотя его авторство подвергается сомнению.
3. Знакомьтесь: Владимир Мономах, великий князь Киевский. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием "Поучение". Они входят в состав Лаврентьевской летописи. "Поучение" — это политическое и нравственное завещание князя, адресованное не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей: «Не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите". Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Владимир Мономах выдвигает так же задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих.
ВЕД. Д.С. Лихачев отмечал, что "письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха». Князь, как христианин, отказывается мстить Олегу, прощает убийцу своего сына, утешает его, просит забыть обиды.
4. Перед вами портрет Святителя Димитрия (1651–1709) — митрополита Ростовского, церковного писателя, собирателя и редактора жизнеописаний святых, автора драм и стихов. Пьесы Димитрия Ростовского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» сохранились и исполняются по сей день. Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Он разделил все жития на 4 тома — по временам года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского. 2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков. Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского.
ВЕД. Необходимо отметить наличие в «Книге Житий» научных моментов: ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых (например, вмч. Георгия и свт. Николая), исторические справки, которые иногда превращались в (как, например, статья «О хазарах» при Житии равноапостольных Константина (Кирилла) и Мефодия) в небольшие исследования.
4. А вы знаете, что Ростов-на-Дону был назван в честь святителя Димитрия Ростовского? Пушкин в переписке называет Четьи Минеи «вечно живой, неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».«Жития святых Димитрия Ростовского» были ежедневным чтением в семье последнего русского царя Николая II.
ВЕД. Прославленный святитель Димитрий Ростовский стал любимым наставником русского человека. Сам он является образцом жизни и молитвенником за всех.
5. Обратите внимание – перед вами портрет Епифания Премудрого, монаха (к. XIV — н. XV вв.), духовного писателя и мыслителя, автора житий и посланий, раскрывающих мировоззрение Древней Руси. О его жизни можно узнать только из его сочинений. Получил образование, вероятно, в ростовском монастыре Григория Богослова. После 1370 совершал паломничество в Святую землю. После 1380 был иноком Троице-Сергиева монастыря. Видимо, в 90-х XIV в. переселился в Москву. Его перу принадлежат «Слово о житии и учении Стефана Пермского» и «Похвальное слово и житие Сергия Радонежского», в послании «Иеромонаха Епифания к некоему другу своему Кириллу» дана высокая оценка деятельности художника Феофана Грека.
ВЕД. По мнению некоторых исследователей, Епифаний был автором «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия».
5. За работу над «Словом о житии и учении Стефана Пермского» взялся «желанием одержим… и любовью подвигаем», и это подтверждает очень живая и богатая тональность произведения, местами ироничная, местами приближенная к стихотворной форме. В свою речь и в речь своих персонажей, в т. ч. язычников, Епифаний обильно включает библейские выражения. Иногда в тексте Епифания встречаются как бы пословицы («акы на воду сеять»).
ВЕД. Яркое литературное произведение, «Слово» о Стефане Пермском является также ценнейшим историческим источником. Наряду со сведениями о личности Стефана Пермского оно содержит важные материалы о тогдашней Перми и ее взаимоотношениях с Москвой.
6. Седобородому старцу, который смотрит на нас с портрета, было отмерено всего-то полвека земной жизни. Но в бурном, исполненном перемен в политике и длительных войн XVII веке он сумел развести в Москве, в царских палатах, яркий и многоцветный костер просвещения, не угасший со временем и только разгорающийся с новой силой. Именно Симеон Полоцкий – по мнению Тредиаковского - был первым русским поэтом. Он написал книгу "Венец веры" (1670-1671) - свод богословских знаний о мироустройстве.
ВЕД. Самуил Петровский-Ситнянович получив прозвище Полоцкий в Москве, с ним и вошел в русскую историю и литературу. А Симеоном он стал, приняв монашество. Как отмечал советский историк Лев Пушкарев, "всю свою сознательную жизнь он был учителем - сначала в братской Богоявленской школе, потом в московской Заиконоспасской и, наконец, стал наставником царских детей». Симеон занимался образованием и воспитанием царевича Алексея, будущего царя Федора и будущей царевны-правительницы Софьи. В 1679 году для семилетнего царевича Петра в основанной Симеоном типографии в Кремле был выпущен чудесный букварь с нравоучительными стихами:
6. Отроча юный, от детства учися,
Письмена знати и разум потщися. Его «Рифмованную псалтирь» Ломоносов называл «Вратами своей учености».
ВЕД. Он стал первым, кто за литературный труд получал гонорары. А вот это самые необычный экспонат на выставке – портрет автора «Слова о полку Игоревом».
7. Образ автора – загадка до сей поры, но мы нарисовали его таким, каким представили. Основной источник наших представлений о нем – сам текст. Автор был человек начитанный, хорошо знакомый с исторической литературой своего времени. Он не историк и не летописец, он не стремился дать представление о русской истории в целом. Он предполагает знание русской истории в самом читателе. Одни исследователи считают, что автор «Слова» был участником похода Игоря Святославича и вместе с ним находился в плену. Другие - что черпал он сведения из устных рассказов об этом очевидцев. То, что автор «Слова» был лицом не духовным, признается подавляющим большинством исследователей. Но недавно Б. И. Зотов высказал мнение, что автор — лицо церковное. Общепризнанным следует считать и предположение о том, что автор принадлежал к высшему классу тогдашнего общества.  Как отмечает Лихачев, «за гениальностью автора "Слова” чувствуется наличие не дошедших до нас традиционных форм профессиональной поэзии».

Но кем бы ни был автор «Слова», с его произведения началась русская литература. В «слове» созданы идеальные образы мудрого правителя, храброго воина и верной, любящей женщины.

Надеемся, наша экскурсия обогатила вас знаниями – откуда есть пошла наша родная, русская литература!

 

                       

 

 

Мастер-класс по каллиграфии в технике «Вязь»

в Нижнем Новгороде


Иларион Киевский, митрополит Киевской Руси (вероятно, первые годы Х I века – около 1055)

Нестор Летописец
(середина XI века – начало XII века)



Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!