Мы побывали в Нижнем Новгороде на мастер-классе каллиграфии в технике «Вязь»



VIII детские Серафимовские чтения

Направление «Православное искусство»

 

 

Творческий проект

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

           Работу выполнили:

                 учащиеся 5-х классов,

                            ЧОУРО «НЕРПЦ» «Саровская

                     православная гимназия»      

   Руководители:

         Кальманова Е.Ю.,

                                             учитель  русского языка и литературы,

       Финюшина О.В.
   учитель ИЗО

                                                             

 

Саров

2018 г.

 

 

Содержание

Введение............................................................................................... 3
Основная часть……………………………………………………… 5
1.Поиск информации по теме проекта…………………………….. 5
2.Техника написания портретов…………………………………… 7
3.Сбор материала для проведения экскурсии.................................. 7
4.Оформление кабинета и сбор материала для экскурсии……….. 7
Заключение.......................................................................................... 8
Список использованных источников……………………………… 9
Приложение…………………………………………………………. 10

Введение

В начале этого учебного года в нашей православной гимназии появился новый кабинет русской литературы. Он стал нашей классной комнатой. В кабинете сделали ремонт, поставили новую мебель. Мы принесли сюда свои любимые книги. Но всё равно кабинет выглядел пустым и неуютным – безликим. Надо было как-то его оформить, чтобы у него появилось «своё» лицо. Наш учитель литературы Екатерина Юрьевна предложила нам подумать, как оформить кабинет. Возникла идея украсить стены нашего кабинета портретами писателей, с которых начиналась русская литература.

Актуальность выбранной темы, планируемый результата проекта

Трудность заключалась в том, что мы никак не могли решить, кто же стоял у истоков русской литературы: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин или всё-таки А.С. Пушкин?

Итак, мы устроили опрос среди учеников нашей гимназии. В опросе приняли участие 30 человек (от 11 до 16 лет). Мнения разделились следующим образом:

А.С. Пушкин– 40% опрошенных;

Нестор-летописец – 23 % опрошенных;

М.В. Ломоносов – 17 % опрошенных;

другие писатели и поэты – 20%.

Больше всего голосов было отдано за А.С. Пушкина, но ведь у него были великие предшественники: М.В. Ломоносов, Нестор-летописец. Кто же был до них? На этот вопрос предстояло ответить в ходе проекта, а потом рассказать ученикам нашей гимназии, точнее устроить экскурсию для них в нашем кабинете русской литературы.

Итак, цель нашего проекта – оформление кабинета русской литературы.

В ходе работы нам необходимо решить следующие задачи:

1. Узнать о русских писателях и поэтах, которые стояли у истоков нашей литературы;

2. Изучить технику……..? и нарисовать портреты писателей;

3. Провести экскурсию для учеников и гостей нашей гимназии с рассказом о первых русских писателях и показом их портретов.

В работе были использованы следующие методы исследования: социологический опрос, изучение и обобщение литературы по теме, поиск информации в интернет-источниках, анализ полученных данных.


Основная часть

Поиск информации по теме проекта.

За помощью мы обратились к нашей учительнице литературы Екатерине Юрьевне. Чтобы мы узнали, как и когда возникла русская литература, она посоветовала обратиться к следующим источникам информации:

 - Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1. От былин и летописей до классики XIX в.;

- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы.—. 3-е изд.—М.: Наука, 1979;

- Древнерусская литература - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия /megabook.ru/article/Древнерусская%20литература.

Познакомившись с данной в этих источниках информацией, мы поняли, что русская литература возникла задолго до Ломоносова, Державина и Пушкина – с возникновения русской письменности, после принятия христианства. Древнерусская литература возникла в XI веке. Один из первых её памятников – «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона – был создан в 30-40 гг. XI века. XVII столетие – последний век древнерусской литературы.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно. Древнерусские книжники не были бережны с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые «украшения». Иногда идеи и оценки автора заменялись на противоположные. Древнерусские книжники редко указывали в рукописях своё имя, ведь они не считали себя авторами, творцами в современном смысле слова, а лишь исполнителями Божьей воли. Как правило, авторы упоминают свои имена, только когда это необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Так, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого. Авторы повествований о паломничествах, описывая собственные путешествия к великим христианским святыням, сообщали свои имена. Ценилось прежде всего не авторство, а авторитет пишущего. Поэтому так ценны немногие сохранившиеся для потомков имена таких древнерусских писателей, как

- Иларион Киевский, митрополит Киевской Руси (вероятно первые годы XI века– около 1055 года);

- Нестор Летописец (середина XI века – начало XII века);

- Владимир Всеволодович Мономах (1053– 19 мая 1125);

- Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский;

- Епифаний Премудрый (вторая половина XIV/начало XV вв.) — иеромонах.

Понятие авторства в современном смысле появляется лишь в XVII веке. Придворные стихотворцы, среди которых создатель «Псалтири рифмованной» монах Симеон Полоцкий (1629-1680), уже считают себя создателями оригинальных творений, подчёркивая своё литературное мастерство.

До сих пор загадкой для потомков остаётся авторство жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве», написанное предположительно в конце XII столетия, обнаруженное А.И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века в библиотеке Спасо - Ярославского монастыря, в сборнике XVI века. В авторы гениальной поэмы Древней Руси предлагались и некий певчий Митуса, и сам князь Игорь, и даже его супруга Ярославна. Академик Б.А. Рыбаков предположил, что «Слово» мог написать киевский боярин Пётр Бориславич.

Переводчик Александр Степанов, а в след за ним, и писатель Владимир Набоков обратили внимание на то место, где рядом с Бояном появляется ещё один сочинитель: «Сказали Боян и Ходына, оба Святославовы песнетворцы…». Место это было восстановлено в конце XIX века историком Иваном Забелиным. В подлиннике текст «иронической песни» не был разбит на слова. Эту работу проделали первые публикаторы, и далеко не всегда верно. Так, имя Ходына они написали как два слова: «ходы на».

Ходына – псевдоним, поэтическое имя. Оно означает «странник». Если Степанов и Набоков правы, то вместе с именем появляется чрезвычайно важное сообщение о судьбе автора «Слова». Вряд ли это произведение могло быть создано придворным. Слишком смел и грозен голос его автора, великого поэта и великого гражданина. В сочетании двух этих качеств и кроется ответ на вопрос, почему «Слово» так высоко оценено читателями-потомками.

Названных выше писателей можно считать первооткрывателями русской литературы. Их портретами мы решили украсить кабинет литературы.

 

Техника написания портретов

Мастер-класс по каллиграфии

Мы побывали в Нижнем Новгороде на мастер-классе каллиграфии в технике «Вязь»

Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

1.лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;

2.уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшенными буквами;

3.соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;

Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности.

В наше время вязь можно встретить в исторических источниках (например, в подлинном переиздании «Слова о полку Игореве»), а также увидеть в орнаментах росписей храмов. Наименование иконы и свитки в руках у святых часто пишутся вязью.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!