Продается кольцо, доставшееся по наследству



Продавец думал, что кольцо дешевое и искусственное. а оказалось, что очень дорогое (он нашел его в антикварной лавке). Продавец идет к покупателю и требует доплаты.

Если покупатель заранее знал, что он покупает дорогое кольцо по цене дешевого. Заблуждение в предмете касается продавца: если он не знал, то сделка действительна; если в момент совершения сделки он думал то же самое о кольце, что и продавец, то сделка действительна. Совпадение воль!

ДЗ: ТЕМА 5 ЭКЛОГА, ВСЕ 4 ВОПРОСА. 4-Й ВОПРОС (ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ) – БЫЛ ЗАИМСТВОВАН ИЗ ДИГЕСТОВ (47, 48 КНИГА) – МОЖНО СРАВНИТЬ И СДЕЛАТЬ СООБЩЕНИЕ. НАС ИНТЕРЕСУЕТ ЧТО ПОПАЛО И ЧТО НЕ ПОПАЛО В ЭКЛОГУ. ЖЕСТОКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРИПИСЫВАЮТСЯ ЭКЛОГЕ, НО ЭТО НЕВЕРНО, ОНИ УЖЕ БЫЛИ В ДИГЕСТАХ

 

30. Эволюция римского права в постклассический период. 
 Систематизация римского права при императоре Юстиниане. 


31. Эволюция государственного строя Византии. 


32. Источники византийского права. Эклога как памятник византийского права. 


Что заставило создать Эклогу? Во-первых, христианство.
Во-вторых, императоры были иконоборцами. По-простому, иконоборцы это христианские экстремисты и радикалы, то же, что хасиды в иудаизме, что и вахабиты в исламе. Главный мотив создания Эклоги – стремление выразить идеалы христианство (в семейном и уголовном праве). Появляются новые преступления, против церкви и прелюбодеяние.

Эклога — краткий свод византийского законодательства. Представлял собой сокращённую выборку-компиляцию из кодификации императора Юстиниана (известной как Corpus juris civilis), а также последующих актов византийских императоров, с целью сделать законодательство более доступным для населения. (википедия).

 

33. Правовое регулирование брачно-семейных и имущественных 
 отношений в Эклоге. 


Сговор (в Дигест) - институт частный, одна из сторон несёт определенные расходы по соглашению сторон; убытки возникают из нарушения договора

обручение (в Эклоге) - церковный обряд, церковные обряд, с участием третьей стороны. В чем смысл обручения? В России еще в 19-м веке ни одного брака не заключалось без обручения. Почему так? Это нужно для того, чтобы дать молодым людям время подумать, обдумать брак. Почему христианский брак невозможно заключить без обручения? Нужно искать ответ в сущности христианского брака. Браки заключаются на небесах, души неполные, они ищут свою половину (платонизм же). Брак должен был быть основан на единой вере, поэтому существует институт обручения - для проверки того, что оба одной веры. Соединение душ дольше, чем тел, поэтому нужен обряд обручения. Если мужчина с женщиной обручены, они совершенно по-другому друг на друга смотрят, и вы тоже почувствуете, как меняется взгляд молодых людей друг на друга, они уже смотрят друг на друга как на мужа и жену. В Уставе благочиния Екатерины II есть такая фраза: «да прилепятся они друг другу» – очень удачный термин: существо, появляющееся в браке, обладает своей сущностью; но каждый из супругов не теряет свою сущность.
брак предполагает служение друг другу, поэтому существует целибат - чтобы монахи любили Бога и служили только ему.

 

Публичная жизнь утомительная, поэтому семья должна обеспечивать таинство

Венчание - семья, как церковь, муж - глава этой церкви

Поэтому семья - не только сфера правового регулирования. Нормы права касаются только внешних сторон сторон брака - имущественных отношений. Обязанность служить друг другу больше религиозная, нежели правовая

 

Основания для развода в Кормчей книге – только те факты, которые свидетельствуют, что семьи больше нет: например, жена замышляет убить мужа. Когда развод мыслится как спасение друг от друга.

Христианство проявляется в брачных отношениях:
– запрет на браки с родственниками
– прелюбодеяние мужа – не основание для развода, а прелюбодеяние жены – основание. Это связано с тем, что муж ущемлялся в другой сфере: любой ребенок, рожденный женой, считался появившимся в семьи и от этого мужа.

Брак, заключенный в устной форме – заключается только в стесненных обстоятельствах или ввиду бедности.

Эмфитуатическая аренда (Византия) - вложение денег в землю рискованно, если обычный договор аренды – деньги нескоро окупаются - могут измениться условия, есть определённый срок, который больше, чем у обычного договора аренды (лет сто), поэтому арендаторы опасались. Чтобы кто-то вложил в деньги, нужно дать ему дополнительные гарантии, отсюда у арендатора появляются по сути те же права, что и у собственника: платить налоги, сдавать в субаренду и тд; собственник не заинтересован, чтобы арендатор стал собственником, таким образом арендатора наделяют функциями собственника: он платит налог, может сдавать в субаренду – и это совершенно непохоже на договор аренды, но по прошествии времени возвращает землю.По сути продаются правомочия, функции собственника, и правомочия привязаны к объекту, а не к субъекту.

Это договор о сохранении земли, цель - сохранение и процветание земли. Томсинов считает, что эмфитевзис – это не договор, а юридическая фикция права собственности. Точно так же Октавиан Август получил полномочия плебейского трибуна, но самим трибуном не стал – похожая фикция. Эмфитевзис предполагает только права на недвижимость, в отличие от договора аренды.
Томсинов разрешал похожее дело с Собором: собственники, стороны менялись постоянно, но договор действовал. Почему же мы считаем, что договор сохранился?

Пекулий (лат. Peculium) — обозначение в римском частном праве обособленного имущества, которое глава семейства (pater familias) мог передать во владение какому-либо лицу для использования и получения доходов и таким образом ограничивая ответственность по обязательствам размерами пекулия.

Для Средневековья характерно, что договор купли-продажи был реальным.

Виды дарения по Эклоге

 

От дара можно отказаться. Дар можно вернуть, если получатель дара неблагодарно относится к дарителю. Дарение – не совсем договор, потому что договор предполагает согласие на все действия, односторонние действия не поощряются.

 

ВЕНЧАНИЕ В ЭКЛОГЕ (доклад Путилиной) – союз на небесах.
Смысл венчания – превратить естественную любовь в любовь христианскую. Венчание, венцы – символ победы над плотью и похотью, символ девственности – белое платье невесты и ткань, на которой стоит жених.

Изречение апостола Павла, которое важно для Томсинова: «Как церковь повинуется Христу, как Христос полюбил церковь, так и мужья должны полюбить своих жен». Томсинов: «Муж уподобляется церкви».

34. Институты уголовного права в Эклоге. 


ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕСТИ СРАВНЕНИЕ С ДИГЕСТАМИ

В Эклоге есть смертная казнь, членовредительство, в отличие от Дигестов. Появляется преступления против государства. Появляется наказание за мужеложство, зоофилию – благотворное влияние христианства на половые отношения.

 

В Эклоге присутствует символический талион.

 

НОВОЕ, чего в Дигестах не было – понимание преступления.

Преступление - повреждение души, наказание - очищение души; и это очищение - физические страдания, которые очищают душу; самые жестокие нормы - христианские.

Страдание - символ христианства, страдание - искупление. Что было привлекательного в христианстве? Иисус искупил все-все грехи мира. Социализация человека, жертва - делается не ради себя, каждый человек должен понять, какие страдания испытывают все люди, наказания жестокая для того, чтобы каждый ощутил, что чувствует другой, жертва, преступника делают жертвой. Преступник совершает преступление, потому что не знает, что испытывает жертва.

35. Основные черты феодального общественного и государственного строя в западноевропейских странах. 


36. Основные черты феодальной правовой культуры в Западной Европе. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты.

Ответ на вопрос 36 дает статья «О сущности явления, называемого «рецепцией римского права» (Галка говорила о важности этой статьи), размещенная по адресу: http://tomsinov.com/publ/igpzs/3-3

37. Возникновение и развитие государства у франков. Империя Карла Великого. 


38. Правовое положение основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде. 


Конспект:

Середина восьмого века (это тот вариант, который мы рассматриваем, были и еще варианты) – Салическая правда. Lex Salica – дословно «Салический закон», термином Lex обозначали и обычаи. Правда у всех своя, а истина объективна.

Русская правда – это оригинальное название. Десять значений слова правда в статье Томсинова. «Правда роська» – название не придумано, оно так и звучит – Правда, а Салическая правда – слово «правда» здесь придумано. В терминах «Салическая правда», «Русская правда» – правда это СУД. Перед нами судебники!

первая статья о суде!! Если система какого-либо правового сборника следует ходу судопроизводства, то это СУДЕБНИК.
Для Средних веков характерна персонификация правовых норм: отдельно для горожан, отдельно для крестьян. А еще была алеманская правда (для немцев), еще другие франки. Но «правда» – это название наше, Салическая правда написана на латыни.

 

       Женщину нужно посчитать в свиньях (200 молочных поросят); для франков это было много, целая ферма; все штрафы крупные; если штраф непосильный, то значит он налагается на весь род; статья о гости земли (108)

       общество разделяется на социальные группы с различным статусом, но индивидуализм развит слабо; отсутсвуют наследование и частная собственность; основной субъект - община, что очень влияет на институты; ответственность без вины - общество так устроена; важно возмещение ущерба

       по этническому и функциональному критерию; рахенбурги - служили общим интересам, поэтому были важны

       скотоводство - свинячий кодекс - много видов свиней; земля принадлежит общине, но передаётся в личное пользование; аффатомия - декрет пик о запрете наследования имущества ценой свыше 10к, но можно подарить; то есть завещать по законному наследнику нельзя; это фикция, замещавшая наследство по завещанию; чужому человеку передаётся, чтобы вышло из рода, но оно продолжает быть собственностью того, кто его передал; дальше смерть собственника; имущество становится бесхозным, чтобы посредник передал, он может приобрести право собственности на это бесхозное имуществу и тогда уже может передавать кому угодно; стебелёк - фистука; фистула также копье; в древнем Риме при передаче имущества бросали копье; скорее всего, солдаты вступая в город, грабя город, втыкали копье в то, что хотели забрать;

       они не могли создать норм, но могли создать или изменить процедуру, похожую на процедуру в древнем риме; in bonis - “бонитарной собственности” не может быть, без обряда нельзя получить право собственности, продавец мог потребовать обратно, но претор мог наложить эксепцио - длилось год для движимых и два для недвижимых, поэтому оно переходило по давности владения; по женской линии он бы ушёл из рода;

       ответственность из договоров падала на общину

       по преступление было как население вреда и имущество; вред как бы может быть вредом личности, поэтому убийство мужчины и женщины; то есть самого убийства не было, было убийство личности;

       вина не всегда принималась во внимание;

       “государство возникает из человеческих пороков”

Доминирование частно-правовых начал проявляется в том, что истец сам приводил ответчика

На самом деле, «Салическая правда» представляет собой судебник и правильнее было бы назвать его «Салический судебник».
Преступление - это нанесение ущерба. Раз это нанесение ущерба, он должен быть возмещён, даже без вины. Именно из-за этого община платит за убитого человека, тело которого нашли на её территории, если убийцу найти не получилось.
Салические франки переселились с берегов Рейна и оказались в окружении чужого населения. Главной их целью было сохранение своей идентичности. Об этом свидетельствует несколько факторов: само название документа; в Салической правде франки чётко отделяются от римлян; в Салической правде особое место уделено охране женщин, например, за убийство беременной женщины полагался штраф в 600 солидов. Повышено охраняются те, кто состоит на службе. Если судить чисто по наказаниям выстраивается следующая иерархия: Члены королевской династии — знать — духовенство— ... литы —рабы. Перед нами общество, в котором ещё не выделились сословия. Основным критериями для того, чтобы занять определённое положение в обществе являются выполняемая функция: этническая принадлежность; пол; возраст.
Король - это высшая судебная инстанция в государстве франков. Вся земля принадлежит королю. Община лишь пользуется этой землёй. Но в Салической правде мы практически не видим короля в качестве главы государства. Причиной этому служит тот факт, что Салическая правда была издана для сельских жителей. В ней присутствуют должностные лица, но все споры решаются судом.

Аллод – семейное имущество. Его может наследовать мать, а незамужняя девушка не может – потому что она уйдет из семьи и заберет аллод в другую семью. Поэтому в параграфе 5-м титула 59-го «Об аллодах» речь идет именно о незамужней женщине. Мать – другая категория женщины.

Деликт и преступление. 62-й титул. За воровство платят стоимость вещи + плату государству, в королевскую казну. Есть понимание преступления не только как нанесения ущерба, но и как преступление против правопорядка

 

«Если какой-нибудь раб лишит жизни раба, господа пусть разделят между собой убийцу».
ПОЧЕМУ ХОЗЯИН РАБА-УБИЙЦЫ ИМЕЕТ ПРАВО НА ВОЗМЕЩЕНИЕ? Хозяин раба-убийцы не может нести на себя полный ущерб, а только половину стоимости переданного раба – или просто платится половина стоимости раба. Речь идет о возмещении не всей стоимости убитого раба, а только половины его. Размер ущерба привязан к статусу, то есть преступление понимается не только в качестве нанесения ущерба. Вергельд (вира) зависит от статуса лица. Объектом посягательства мыслится не только человеческая личность, здесь нет категории человека вообще! (Что характерно для средневекового мышления). Только конкретный человек, памятник перед нами защищает ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ.

Очень жестокие наказания за неявку в суд. Салическая правда удивительна, поскольку очень четкое понимание ОБЩЕГО ИНТЕРЕСА. Потому повышенное наказание за вред должностным лицам – четкое понимание того, что общий интерес в: сохранении правопорядка (защита должностных лиц) и этнической идентичности (защита женщин).

Впервые видим защиту общего интереса, то есть того, что объединяет людей в общество. Защищаются все люди, которые стоят на страже общего интереса. Ответственности наступает без вины (если обнаруживается труп, неизвестно кто убил, но община несет ответственность). Община несет ответственность не за убийство! Контроль за правопорядком, община виновата, потому что не предотвратила убийство.

Англичане (5-6кк человек в 18 веке) взяли под контроль чуть ли не весь мир. Франков было 70к – они сохранили свою идентичность!!! «Франк» значит свободные, они сохранили свой этнос и свою свободу. Галлия была самая развитая и благодатная для жизни часть Римской империи во всех отношениях – очень населенная и развитая территория, много акведуков и тд. И приходит это племя франков (это германское племя, не галлы!) и просто создает свое королевство – это если бы какие-нибудь цыгане пришли в Россию и создали здесь свое государство. Разгадка этого франкского чуда – маленькое племя стало господствовать чуть ли не над всей западной Европой – разгадка в законах, защищавших общий интерес!
Франкские короли погребались в Ахене – это столица будущей Священной Римской империи – германский гороД!

39. Преступления и наказания в Салической правде. 


40. Суд и судебный процесс в Салической правде. 


41. Государственный строй Франции в X–XIII веках. Развитие 
 королевского аппарата управления. Реформы Филиппа II (Августа) 
 и Людовика IX (Святого). 


42. Государственный строй Франции в XIV–XVI вв. 
 Возникновение Генеральных штатов. Великий Мартовский 
 ордонанс 1357 года. 


43. Государственный строй Франции в XVII–XVIII вв. Понятие 
 абсолютной монархии. Реформы Ришелье и Людовика XIV. 


44. Основные черты права средневековой Франции. Источники 
 права. «Кутюмы Бовези» Филиппа де Реми де Бомануара. Систематизация королевского законодательства во второй половине XVII века. 


Кутюмы (конец 13-го века) – это было время, когда началась запись обычаев, которая продолжалась до самой революции. Это наставление одного бальи всем остальным бальи, не странно ли это? Кутюмы – сборник обычаев. Есть обычай устный, а обычай мы записываем, остаются ли они обычаями? Генеральный кутюм – распространяется на всю территорию, нет ли противоречия, ведь обычай это всегда территориальная норма, обычай – только для конкретного населения? Кутюмы Бовези – это не совсем сборник обычаев. Чтобы кутюм стал генеральным кутюмом, прежде всего его нужно записать. (Бовези – провиниция).

Что значит записать обычай? Это значит превратить обычай в норму, в правило поведения – ведь обычай это не норма права! а просто стереотип поведения
Слово «кутюмы» (то есть «обычаи») носит условный характер, поскольку если обычай записан, то он изменился (главное отличие не в том, что обычаю придана сила закона), а в том, что из обычаев как стереотипов поведения создали норму! «Обычай страны» – это оксюморон, ведь обычай существует только на отдельной территории.
Обычай отражает мировоззрения населения, Генеральный кутюм – это обычай не по содержанию, а по характеру и сущности – это не закон, который кем-то придуман и выражает интересы королевской власти. Он происходит из того, что уже было
Конец 13-го века – это время, когда считалось, что человек не может ничего создать, человек может что-то открыть – и название Кутюмы означает, что человек не сам создает право, а описывает то, что уже было, Филипп де Бомануар (юрист, создавший Кутюмы) просто записал их – именно поэтому это не авторское произведение. Как и в случае с Саксонским зерцалом, Кутюмы не были созданы юристом, эти трактаты мыслятся не как творение автора, не как авторское произведение, а как запись тех правовых ценностей, которые уже существуют.

Идеал Бальи – это не мнение де Бомануара, он даже фамилию свою не ставит у Кутюмов. Не считалось, что человек является творцом – это даже считалось позорным, якобы ты уподобляешься Богу и становишься творцом! ничего подобного.
Разве трактат с названием Кутюмы Бовези может содержать в себе информацию об «идеале бальи»?

 

ФРАГМЕНТ ИЗ ЛЕКЦИЙ:
Филипп II учреждал должность Бальи – ведает сбором налогов. Прево ведает сбором налогов с хозяйств, но Бальи ведает сбором налогов, которые постоянно меняются: торговля, вырубка лесов, охота. Прево собирает налоги с хозяйств, они знают размеры и доходы хозяйств, а Бальи – разъездные налогосборщики и одновременно администраторы + одновременно судьи. Только во второй половине 13-го века они закрепились на своих территориях. Французские короли восприняли разъездную систему управления от Карла Великого – Бальи, разъездной слуга, во много главный пример таких слуг.

 

Бальи должен обладать 10-ю добродетелями. Главные – мудрость и верность – а из них уже проистекают остальные. Почему они являются основой?

 

§ 13. Вторая добродетель, которую должен иметь бальи, это то, что он должен     сильно любить бога — нашего отца и спасителя, а также из любви к богу святую церковь.

 

Что значит «СИЛЬНО ЛЮБИТЬ БОГА» для юриста? Мощное имперское государство возникает только в религиозном обществе. СИЛЬНО ЛЮБИТЬ БОГА – это не нужно понимать дословно, это означает ОТРЫВАТЬСЯ ОТ СВОЕГО ЭГОИЗМА, потому что они, государственные служащие, должны служить общему интересу, а не своему карману. Он должен смотреть на тот или иной конфликт на основе общего интереса, а не на основе своего мнения. Любить бога – значит служить общему интересу. По этой причине из большевиков получились хорошие государственные деятели, потому что они идейные. Остальные добродетели из Кутюмов – мелкие и не так важны.

 

§ 21. Десятая добродетель, которая должна быть у того, кто взял на себя (должность) бальи, — лучшая из всех, без которой ни одна ничего не стоит, потому что она озаряет все остальные. Эта добродетель называется верностью...

 

Почему она (верность) озаряет все остальные и является главной? Противоположно верности – предательство.

Чем предательство отличается от измены?

На что посягает предательство? Предательство не имеет конкретного объекта, объектом является не человек, а его доверие. Главный фактор регулирования поведения людей – это не право, а доверие. Когда мы покупаем продукты или идем к врачу – мы доверяем производителям продуктов и врачам. Везде мы имеем дело с доверием. Доверие – это то, что наполняет человеческое общество (см. Социальный капитал общества). Доверие соответствует сущности человека, это его естественное состояние, а если доверия нет – то законов придется создать великое множество.
Верность в данном случае – это не раболепие и подчиненность, а способность работать так, чтобы король был уверен, что бальи добросовестно выполнит свои функции. Сталин как-то сказал, что одному генералу он больше не доверяет ему, потому что тот не успел приехать во время из-за погоды (или как-то так). Доверие ­– это способность выполнить свои функции надлежащим образом. Потому у нас сейчас очень хорошая формулировка для увольнения чиновников «в связи с утратой доверия».

Диплом юриста раньше – это знак качества, знак доверия (!) ему.

Общество состоит не только из людей, но и из доверия. Доверие – то, что наполняет отношения; ткань общественных отношений. Рыцарь должен доверять своим помощником, что они в спину не вонзят ему кинжал, доверять своим вассалам.

 

§ 1883. Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая — та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собственном деле..; вторая — что, согласно кутюмам Бовези, сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди.

 

У короля нет других судей, никто не может его судить. В чем смысл принципа никто не может быть судьей в своем деле? Кутюмы Бовези – это то время, когда суд был сословным. Суд пэров – переводится как «суд равных». Правосудие – суд по справедливости, но у каждого сословия своя справедливость. Мы привыкли, что суд это правосудия, а здесь суд как повинность! Судебная повинность, человек обязан судить. Судебная повинность – это то, от чего нельзя отказать и что вкрапляется в отношения сюзеренитета-вассалитета. Судебная иерархия совпадает с сословной иерархией. У каждого сословия свой ОБЩИЙ ИНТЕРЕС и своя справедливость. Суд – это часть сословной организации. В то же время суд – это тот орган сословной организации, который стоит на страже общего интереса (в рамках сословия_

 

Судят в его суде только его люди.

В данном случае имеются в виду не слуги! А людях его сословия, то есть пэры («равные») – равные в любом сословии.

 

 

По плану методички:

19. Источники права Средневековой Франции

20. Общая характеристика сборника Кутюмы Бовези

21. Правовое регулирование имущественных отношений, понятие сезоны

22. преступления и наказания

23. суд и судебный процесс

24. история создания Великого мартовского ордонанса. основные требования Генеральных штатов

 

       Источники. население оседало в определённой местности, зависело от своего господина, подчинялось местным обычаям, которые сформировались ещё во времена племенного строя; эти обычаи, именуемые “кутюмы”, имели общую основу, которая проявлялась в том, что сформировалась под влиянием схожи образов жизни и производства племён, но при этом они различались в деталях, поэтому феодальное гражданское право Франции так пёстро.

      

 обычное право - не совсем система, потому что обычай привязан к местности, но партикуляризм объяснялся господством обычного права; усиление государства предполагало уничтожение партикуляризма - наличия разных законов в разных регионах; запись обычаев превратилась в Кутюмы; эти записанные обычае в качестве генерального обычая распространялись по стране; издание множества королевский актов очень часто основывались на обычаях, распространяясь на всю страны; третье проявление - Кутюмы Бовези, 80-ые годы XIII века в момент централизации Франции. Кутюмы Бовези излагали основные категории правовой культуры: образ идеального больи, который должен быть соблюдать закон; постулаты о разделении духовной светской власти; понятие преступления и институты гражданского права, характерные для средневекового общества.

 Юг Франции назывался страной писанного права, Север - обычного; на юге продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая, наряду с ним существовало множество местных кутюмов.

       на севере же долгое время не существовало никаких письменных источников, обычаи существовали в устном виде, на юге – влияние Рима и письменные источники распространены больше

       ввиду большого количества обычаев, которые порой разнились, существовал так называемый институт “дознания у толпы”: группа лиц должна была под присягой в письменном виде под присягой изложить всё, что ей известно о данном обычае; “толпа” должна была состоять из 10 человек, но к концу XV века её рассматривают как одного свидетеля; постепенно к ней начинают применять процессуальное правило о том, что показания одного свидетеля не могут учитываться судом, поэтому вскоре для подтверждения существования обычая приходится приводить двух свидетелей-“толп”, то есть 20 человек.

       предпринимаются попытки составить сборники обычаев, наиболее известный - Кутюмы Бовези;

       наряду с римским правом существует право каноническое, которое регулировало не только дела церковные, но и некоторые аспекты семейного права (например, запрет разводов).

       французские короли также издавали Ордонансы - законодательные акты, которые действовали в пределах королевских доменов и владений феодальных сеньоров.

       “гостиза” - земельный надел, держание которого сопряжено с несением военной службы вассалом в пользу сеньора, который ему этот надел предоставил

       сезина представляет собой особое вещное право, регулирующее отношения между сеньором и вассалом; её главная особенность в том, что в ней стираются грани между правом собственности и владением; у сезины есть широкий спектр владельческих право и способов исковой защиты (например, иногда он мог пользоваться исковой защитой против самого сеньора - верховного собственника земли); в то же время владелец сезины нес службу в пользу своего сеньора - в этом состоит её условный характер;

       существование такого сложного института обуславливается сложностью сформировавшихся феодальных отношений

 

Образ идеального бальи - образ автора;

Генеральный кутюм общий, потому что он письменный;

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ оспаривания - её нельзя вернуть захватом, ТОЛЬКО ПО СУДУ

Сейзина - захват, но захватом её вернуть нельзя;

 

§ 826. Измена (traison) — это если кто-то не показывает сво­ей ненависти к другому, но смертельно ненавидит его, и из не­нависти убивает его, или заставляет убить, или ранит его, либо заставляет это сделать.

 

       Общество основано на доверии; traison - объект посягательства есть доверие;

       С помощью права нельзя создать правопорядок, он создаётся доверием

       идея тризон в том, что доверие - главное в обществе

       преступление против атмосферы безопасности, против права человека на безопасность, значит против конституции, значит против государства, а значит это государственная измена.

45. Нормандское завоевание и его воздействие на развитие государственного строя Англии. Реформы Вильгельма I (Завоевателя). 


46. Английское государство в XII веке. Реформы английского короля Генриха II. Королевские приказы (writs). 


47. Великая Хартия Вольностей 1215 года и ее политико-правовое значение для развития английской государственности. 


Magna Carta Libertatum – Великая хартия вольностей или свобод? Почему перевели «вольность»? В чем отличие этих вольностей от наших современных свобод? Вольности даются ограниченному кругу людей – к примеру, церкви. Купца, феодалам, церкви – привилегии.
Четыре категории: право, свобода, привилегия, вольность.

Привилегия – исключительное право
Свобода  

Вольность – более узкое понятие, чем свобода

В чем различие между обязанностью и повинностью? повинность – то, от чего нельзя отказаться; обязанность – человек сам на себя ее возлагает.

Вольность –
термин, означающий почти то же, что привилегия, не распространяется на всех то есть.

В ВХВ в основном вольности, но есть и свободы.

39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму,

или лишен владения, или обявлен стоящим вне закона, или изгнан, или

каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на

него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону

страны.

В Англии к началу 17-го века поняли, что под свободным здесь имеется в виду любой свободный человек.
Правильно называть этот документ – Великая Хартия Свобод и Вольностей – слово «свобода» на первое место, потому что оно шире, чем вольность. Статья 39 может быть применена и сегодня. Без закона нельзя лишить свободы, имущества, родины (нельзя выслать из страны) – идея статьи в том, что без судебного решения нельзя лишить жизненно важных благ. Норма старая, феодальная, а идея ее современна.
Перед нами ДОГОВОР.

Стороны, которые его заключают: барон, король, купцы, горожане, крестьяне.
Под курией здесь подразумевается сеньориальный суд.

 

Идея ВХВ – право на восстание (единственное ограничение – нельзя посягать на особу короля). Статья 61 – право на восстание. Она не соответствует духу Хартии, в следующих вариантах Хартии эту статью выбросили. Потому что эта статья нарушает принцип равенства. Эта статья – полная несуразица, она вообще не соответствует духу Хартии – в этом и несуразица. Государство – это два субъекта: как частное лицо, договаривающаяся с частными фирмами; но с другой стороны – и как субъект международного права.
Иоанн, божьей милостью король Англии, сеньор Ирландии, герцог Нормандии и Аквитании и граф Анжу
Он всего лишь граф и сеньор в Анжу и Ирландии – то есть частное лицо.
В статье 61 короля принуждают к исполнению законов.
В статье 39 – свободный человек не может быть задержан, арестован и выслан из страны на основании приговора РАВНЫХ ЕГО ­– у короля нет пэров (то есть равных ему) – значит, над королем нет суда и 39 статья не может к нему применяться (его нельзя призвать к ответственности, ведь над ним нет суда и его нельзя приговорить по закону).

Король может совершать преступления, но если его действия признать преступлениями, то

Публичность по отношению к королям и царям носит очень сложный характер. Николая II нельзя свергать, ведь он является источником (!) других полномочий: суд, армию сплачивает присяга (нет монарха – нет присяги),
3 марта трон оказался пустым – армия оказалась свободной от присяги и их нельзя было привлечь к ответственности (они побежали в свои деревни). Профессора конституционного права – недоумки – не поняли этого тогда, чего Томсинов не может им простить.

Фикция в том, что Хартия исходит из короля, из его власти (они его заставили так сделать). И если бы это был частно-правовой договор, то Иоанн завтра бы умер и акт перестал бы действовать на все государство. Это акт, исходящий от трона, от персоны, а не от персоны короля. Таким образом бароны хотели придать Хартии вечный характер. И первые слова Хартии означают, что она исходит из королевской власти (для этого и перечисляются титулы).

Новый вариант хартии (Хартия Лесов, чуть меньше по объему и потому уже не Magna) содержал 47 статей, это сокращённый вариант. Они убрали несуразицу, в том числе статью 61. Потому что сеньор, граф, герцог Анжу и Ирландии – эти титулы носят частно-правовой, не государственный характер как договор между им как графом и такими же баронами. Поэтому малолетний Генрих и мог заключить публично-правовой договор (следующую Хартию), хотя и было ему 9 лет – ведь это договор от имени трона, его публичной власти (подписывает регент). Хартия издана от имени малолетнего Генриха; в 1217 года регентом издаётся новая Хартия, из неё выделяется шесть статей о королевских лесах, и создаётся Хартия Лесов, а сокращённый вариант новой Хартии не предполагает договора между королём и подданными.

Хартия ­– этот термин имеет публично-правовой характер. По юридическому статусу это публично-правовой документ, хартии между государствами заключаются и сейчас. Потому что это договор, который действует несмотря на другие стороны: все подписанты умрут, и бароны и король – но договор будет действовать. Публично-правовой характер документа придает ему вечность.

 

Magna Concillium (статья 61) – что за совет перед нами? типа зачаток парламента. ЧТО ЭТО?

48. Возникновение парламента в Англии. Государственный строй английской сословно-представительной монархии. Королевская власть и парламент в XIV – первой половине XV вв. 


49. Развитие государственного строя Англии в XVI в. Церковная реформа Генриха VIII. Особенности английской абсолютной монархии. 


50. Возникновение и развитие «common law», «equity» и статутного права в средневековой Англии. 


51. Правовое регулирование имущественных отношений в средневековой Англии. 


52. Уголовное право в средневековой Англии. Классификация преступлений. Понятие государственной измены (high treason). 


53. Раннефеодальная монархия в Германии. Возникновение Священной Римской империи. 


54. Особенности сословно-представительной монархии в средневековой Германии. Золотая Булла 1356 года. 


55. Особенности абсолютной монархии в Германии. 


56. Источники права в средневековой Германии.

57. Правовой статус основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по «Саксонскому зерцалу»

58. Преступление и наказание, суд и процесс по «Саксонскому зерцалу».

Название: «Зерцало», потому что отражает порядки, существовавшие в Саксонии, даёт определенные наставления, отражает правду. Это трактат. Сам термин «саксонское» обозначает, скорее всего, принадлежность автора к Саксонии, т.к сам этот трактат написан был не только для Саксонии был распространён не только на этой территории.
Отправление судебных функций - повинность.
Отличия земского права от ленного:
характер действия (территориальное и персональное)
Методика разрешения споров.
Кроме того, лен - это источник дохода. Это не земельный участок, т.к в лён давалась не только земля, но и опр.права: чеканка монеты, сбор пошлин и др.
Землевладельцы несли судебную повинность, потому что основными спорами были споры о земле, а никто не мог знать, как разрешить этот спор, лучше чем тот, кто сам владеет землёй, и само землевладение было юридическим образованием, т.к нужно было знать, как правильно его вести, постоянно отстаивать свои интересы и др.
Лен под скипетром (для духовенства, которое не должно было воевать) и лен под знаменем (данями - символ).
Повинность привязана к лену, поэтому его нельзя делить. Поэтому лен наследовался по принципу майората. Ленные отношения представляют собой переплетение личных и имущественных отношений, поэтому при наследовании лена и повинности переходили наследнику. А вот земские отношения предполагали лишь имущественные отношения.
По ленному праву население делилось на категории принадлежностью к щитам. Щит считался таким символом, потому что на щите изображался герб, который обозначал знатность рода. (Своего рода паспорт, удостоверение личности).
Критерием деления считалось земельное держание и объём повинностей. Причём чем больше повинностей - тем выше принадлежность.
Категория лена - категория власти над чем-то, поэтому он легко мог стать платой за что-либо.
Власть отличалась отстраивая тем, что она была шире.
За службу давался лен, а не деньги, потому что в случае платы деньгами между сюзереном и вассалом не создавалось связи, а если давался лен, то связи появлялись, у них было общее хозяйство, общий интерес. Так и появляются сословия.

59. Уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V (Каролина) 1532 года. Институты уголовного права в «Каролине».

Название Каролина скорее всего придумано историками, потому что перед нами не кодекс. Перед нами памятник, в котором соединены нормы материального уголовного права и процессуального уголовного права.
Что понималось под преступлением? И понятие греха и все на свете. Но почему именно эти преступления выделены?
В Каролине нормы излагаются как нормы о наказаниях, или как нормы о преступлениях?
Статья об измене – там не дается определение измены, поэтому это норма о наказании.
Чем отличается норма о наказаниях от норм о преступлениях? Берется уже известное всем преступление и назначается наказание – это РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ СУДЬИ. Какого рода эти рекомендации? Там еще добавляется термин "согласно обычаю". Каролина как правило наказаний не назначает, она их как бы признает. Большая часть наказаний предназначена для судей.

125 статья. Изобличенные в злоумышленном поджоге должны быть подвергнуты смертной казни путем сожжения.
Изобличенные – это слово относится к судьям – они должны изобличить.
Но это не преступление против личности, это так не называется. Объектом преступления не являются определенные лица, умысле не направлен на убийство конкретного лица.
Это преступление против чего? Против имущества, личности


Наказание самоубийства  ЭТО НЕ НАКАЗАНИЕ САМОУБИЙЦЫ, А НАКАЗАНИЕ ЕГО НАСЛЕДНИКОВ

СХХХV. Если кто-либо, будучи обвинен и вызван или доставлен в суд по такому делу, за которое он может быть лишен жизни и имущества, убьет сам себя из страха перед подобным заслуженным наказанием, то в таком случае его наследники лишаются права наследовать его имущество и такое наследство и имущество должны перейти в казну тех властей, коим принадлежит право наказания, денежной пени и конфискации. Но если кто-либо убьет себя, помимо указанных очевидных побуждений, в тех случаях, когда он подлежал только телесному наказанию, либо по иным причинам, из-за телесной болезни, меланхолии, повреждения рассудка или иного подобного слабоумия, то из-за сего не должно препятствовать его наследникам в получении наследства, и против них нельзя ссылаться на какой-либо старый порядок, обычай или статут, отменяемые и уничтожаемые настоящим, в таком и иных подобных случаях пусть руководствуются Нашим императорским писаным правом.

Выходит, что он убивает себя потому, что боится казни! Лол, в чем логика? Совершает самоубийство, чтобы избежать убийства. Поэтому страх здесь имеется в виду не перед смертью, а перед позором. Тоже неправда: ведь если он сам себя убил, то он уже признал вину, а если убьют на эшафоте – то не признал.
>может быть лишен жизни и имущества
значит, смысл самоубийства в том, чтобы сохранить имущество. Если он кончает с собой до вынесения приговора (!!), то самоубийство его имеет целью избежать вынесения приговора и лишения имущества (это сложная казнь: одновременно казнь и лишение имущества).

"Наследники лишаются права наследовать" – это означает, что они лишаются прав наследования автоматически, а не по решению суда, то есть АВТОМАТИЧЕСКИ ЛИШАЮТСЯ САМИ ПО СЕБЕ, БЕЗ ЧУЖИХ ДЕЙСТВИЙ. Лишаются в тот момент, когда их наследодатель убивает себя из страха перед подобным заслуженным наказанием.

Право на его имущество не становится бесхозным! Право на это имущество получает та власть, которая и выносит наказания. Заранее пропускается стадия бесхозности, имущество сразу же переходит в казну. Наказание здесь – переход имущества в казну, это и есть само наказание, потому они и не пишут о переходе имущества в казну, как штраф, в казну именно той власти, которая и должна была вынести ему приговор.

Непонятый – это незавершенное действие
Непонятный – свойство объекта

СХХХVII. Всякий убийца или нанесший смертельный удар в случае, если он не сможет предъявить правомерных извинений, должен быть лишен жизни. По обычаю иных мест предумышленные убийцы и нанесшие смертельный удар приговариваются равным образом к колесованию. Между тем должно соблюдать различие между ними и именно так, чтобы, следуя обычаю, умышленный и нарочитый убийца подвергался колесованию, тогда как другой, нанесший смертельный удар в запальчивости и гневе, подвергался смертной казни путем отсечения головы мечом, если он не имеет на то вышеупомянутых извинений. Если же предумышленное убийство было совершено против особ высшего достоинства, своего собственного господина, между супругами или близкими родственниками, то для вящего устрашения перед окончательной казнью могут применить иные телесные наказания, как, например, терзание калеными клещами или волочение к месту казни

 

 

Умышленный убийца – к колесованию
Нанесший смертельный удар в запальчивости и гневе – к отсечению головы мечом

Виновность распределяется между жертвой и убийцей – это характерно для убийства в драке

> Если убийство против особо высшего достоинства, своего господина или супруга – более жестокое наказание. Потому что преступление направлено против некой общности

Преступление против господина – объект здесь сеньориальные отношения.

 

В Каролине нет преступлений против короля, против чести и достоинства. (есть, правда, клевета, но это введение в заблуждение).

Колдовство – это тоже преступление. Что считается колдовством? Когда женщина совершает какие-либо действия для того, чтобы его влюбить. Когда он влюбляется не по собственному влечению, а она его околдовала. Колдовством считают любые действия, которые подчиняют другого человека, его волю – на это имеет право только БОГ И ЦЕРКОВЬ!! Человек должен подчиняться только Богу, но не другому человеку. Властвующие сюда не входят.
Колдовство – преступление как раз для инквизиционного суда.


60. Основные принципы и стадии инквизиционного процесса по Каролине 1532 г. 


Следователь, обвинитель и судья - одно лицо,

Состязательность была, но между судьёй и подсудимым. Показания под пыткой не имеют юридического значения. элемент объективности присутствует

       презумпция виновности - система доказывания. Доказать виновность труднее, чем невиновность. Презумпция невиновности не соответствовала духу эпохи, любой человек грешен.

почему стремление получить показания обвиняемого? Признание вины - не способ доказывания, это форма покаяния.

       пытка – воздействие на душу

       это идеологическая нагрузка, суд не только наказывает преступников, но

С какой целью было создана Каролина? Это образец для остальных земель. Связь Каролины и крестьянской войны создала политическую и юридическую проблемы. Юридическая ­– в разных областях различные наказания, возникала проблема выбора права. Крестьянин-бунтовщик совершает преступление в одном государстве, а живет в другом – по какому праву его наказывать? Каролина применялась в случаях, если преступления носили экстерриториальный характер (как крестьянская война, например).
Главная причина – не было систематизированного сборника. Цель – систематизировать нормы. регулирующие инквизиционный процесс, потому что было много злоупотреблений, нет регламентации. Почему была потребность упорядочить инквизиционный процесс?

В нашем суде существует равенство сторон. В инквизиционном: суд сверху, судья снизу. Суд выполняет ряд функций – одновременно прокурор (обвинитель), следователь, судья. Главная проблема суда – человечность судьи, его мировоззрение – все это влияет на решения. Преодоление субъективности суда:
1) коллегиальность
2) письменность ведения суда

3) формальность доказательств

4) ограниченность наказания (в УК)

5) гласность
6) апелляционные и кассационные инстанции; пересмотр в порядке прокурорского надзора

Инквизиционность процесса означает, что влияние личных качеств намного сильнее, чем в другом процессе. Судья может выполнять свои функции без произвола только если будет ограничен.

Что значит упорядочение инквизиционного процесса (как цель создания Каролины)? Это значит ограничение произвола судьи. Речь всегда идет об ограничении произвола судьи.

 

Каким образом ограничен произвол судьи?

Основания для возбуждения дела? Прямые улики. "Общая молва". В Акте о престолонаследии 1701 написали, что судья не может быть отстранен от должности до тех пор, пока ведет себя хорошо (так и написали). Эта фраза, по мнению Томсинова, очень удачна. Потому что он ведет себя хорошо, когда население так считает. Судья был отстранен от должности в 1830-е годы, потому что "не вел себя хорошо" – население думало, что он берет взятки – на этом основании его и отстранили. По Каролине общая молва должна подтверждаться уликами.

По Каролине показания, полученные под пыткой, не считаются доказательством. Тогда зачем ее вводить, если считаются показания, данные после пытки? (он может сказать, что все сказанное под пыткой, сказано для того, чтобы избавиться от боли). Пытка – воздействие на душу, ее очищение. Под пыткой человек может сказать полезную суду информацию (судья ведь еще и следователь). Расскажет, где закопал труп – а потом от этого невозможно отказаться – труп-то уже найден. Пытка – способ найти улики, а не признание! (признание не является доказательством). Но признания тоже важно добиться (в современном процессе признание не играет никакой юридической роли).

Цель инквизиционного процесса ­– подчинить, сломать волю. Почему красивые женщины обвинялись в колдовстве и считались ведьмами? Потому что они подчиняют других, влияют на других. А подчинять других должны только духовные лица и священники. Духовное общество – это власть не только над людьми, но и над душами. Церковь так долго сохраняло свое положение, потому что она подавляла волю.
Лютер действовал хитроумно и был очень популярен в своих идеях: если ты выступаешь против бога, ты не победишь, поэтому он выступил против духовенства – которое мешает общаться с богом! Лютер ведет борьбу не против бога, а за бога. Только такая борьба оказалась успешной. Было очень много еретических течений. Инквизиция получила распространение после Лютеранского (?) Собора, борьба с ересями, которые есть отход от бога. Ересь – форма свободомыслия, инквизиционный процесс имеет также и цель ­– подавить свободомыслие. Инквизиционный процесс идеологизирован – пытка – один из основных механизмов подавления воли; настойчивое стремление подавить волю – это тоже
Томсинов работает над книгой о Вышинском, и вот там процессы 30-х годов очень похожи на инквизиционные.
Парадокс этого процесса – они заботятся о душе человека, зная, что он должен быть убит – для того чтобы, восходя на эшафот, он знал, что он неправ.

 

Священная Римская Империя была идейным продолжением Римской империи, только оболочкой. Она существовала во многом потому, что незыблема была идеология. И сюда очень хорошо выписывается идеология. Каролина – институт поддержания идеологии.


Результат процесса не предопределен. Значит процесс, очевидно, состязательный. Представьте себе судью, который одновременно обвинитель, который и судья одновременно – и вдруг он выносит оправдательное решение. Состязательность между судьей и подсудимым.

 

Презумпция виновности (характерный для инквизиционного процесса) предполагает состязательность – обвиняемый должен доказать свою виновность – разве это не состязание?? Это и есть состязательность.

Каждый человек грешен, потому презумпция виновности и существует – человек уже виновен, негрешному человеку бог не нужен, потому любой нормальный христианин грешен, а ненормальный – безгрешен.

1275, Болония – суд, в который входили профессора Болонского университета. В амбаре обнаружен труп хозяина. Было установлено, что его сосед зашел с топором в амбар, а затем вышел с окровавленным топором (есть свидетели). И его оправдали! А сейчас бы осудили как нечего делать! Потому презумпция виновности и нужна была, чтобы легче доказывать.
+ греховность, да.

 

Каролина имела значение некоего образца
Причины появления Каролины:
1521 - Крестьянская война
Она создала юридическую проблему - проблема выбора права (по какому праву судить мятежников). Несколько преступлений в разных государствах
Возникали ситуации, при которых приходилось решать вопрос о выборе права (уголовно-процесс уложение прямого действия - в случае если преступления носили экстерриториальный характер)
Главная причина - человечность суда, произвол судьи (систематизация норм, унифицирующих инквизиционный процесс)
Объективность, субъективность суда
Решения - коллегиальность, формализация доказательств, суд присяжных, ограничение свободы назначения наказания судьёй, гласность, апелляционный суд, кассация
Отличие инквизиционного суда от суда современного - с организационной точки зрения - в лице судьи сосредотачиваются несколько сторон (обвинение, защита), а с юридической точки зрения - влияние личных качеств намного сильнее, чем сейчас
Каролина появилась для того, чтобы упорядочить инкв процесс - ограничить произвол судьи
Общая молва - заслуживающее доверие доказательство
Показания, полученные под пыткой, не считались автоматически доказательством. Пытка - не источник доказательств, а средство сбора доказательств. Применялась для того, чтобы обвиняемый рассказал обстоятельства, о которых судья никогда не узнает (судья был следователем).
Под пыткой даются такие сведения, от которых потом отказаться практически невозможно.
Инквизиционный процесс - не только судебный процесс. Инквизитор (судья) тратит много времени на обвиняемого, пытается не изобличить, а разубедить обвиняемого. Цель - сломать волю и подчинить.
Мартин Лютер говорил о непосредственном общении с богом, посредник не был нужен.
Ересь - форма свободомыслия. Инкв процесс, цель - подавить свободомыслие. Это был не чисто процесс, а также процесс, влияющий на мировозрение, душу.
Значение Каролины - процесс, развитый в рамках церкви, был заимствован светской властью (подавление личности, воли преступника)
Пытка - один из механизмов в подавлении воли (стремление добиться признания)
Забота о состоянии души человека, который должен быть убит. Причина - этим показывалась сила государства, правота государства. Орудие идеологии, не просто судебный процесс.
Общеимперское уложение. Священная Римская империя и тд - это все идеологизированные понятия.
Результат процесса не предопределён, он может быть различным (оправдание, обвинение, оставление под подозрением). Это доказывает состязательность.
Судья - обвинитель, и выносит оправдательный приговор (так как действует презумпция виновности). Здесь судья поступает логично. Статус обвинителя не предполагает обвинительный приговор. Презумпция виновности предполагает состязательность (обвиняемый должен доказать САМ свою невиновность - это состязание)
Презумпция виновности в инкв процессе, так как каждый человек - виновен (греховен - по христианской вере - мировоззренческая причина) и отсутствие технических средств для доказывания виновности.
Стадии процесса
Вторая стадия - и есть состязание между обвиняемым и обвинителем
3 разных результата - поэтому вынесение приговора является отдельной стадией

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!