Покупают вино, согласие о предмете, но не о веществе



Томсинов Владимир Алексеевич Семинар ИГПЗС. Перед сессией подойти к нему, пусть расскажет все, что мы не прошли – под копирку записываешь, учишь и то же самое выдаешь на экзамене. Работать только с правовыми текстами. Есть хрестоматия Томсинова. Можно ее и в инете найти – без разницы. Пособие для семинарских занятий желательно иметь, так легче. Там после каждой темы есть рекомендации, как ботать. На семинарах будут проблемы, загадки и задачи. На римском праве – казусы. В законах Хаммурапи Томсинов попросит найти современные идеи. ОТКУДА БРАТЬ ИНФУ: Так, например, ответы на первые три вопроса содержатся не только в лекциях, но и в главах из книги «Государство и право Древнего Египта», размещенных по адресу: http://tomsinov.com/publ/text/7-3 и http://tomsinov.com/publ/text/7-4 Ответ на вопрос 36 дает статья «О сущности явления, называемого «рецепцией римского права», размещенная по адресу: http://tomsinov.com/publ/igpzs/3-3 Ответ на вопрос 49 дают две статьи: «Государственный строй абсолютной монархии в Англии: новый взгляд» и «Эволюция государственного строя Англии в эпоху правления династии Тюдоров», размещенные по адресу: http://tomsinov.com/publ/igpzs/3 и http://tomsinov.com/publ/igpzs/3-2   1. Периодизация истории древнеегипетского государства. Общественный и государственный строй Древнего Египта. 
 2. Основные черты правовой культуры Древнего Египта. Источники права. Правовое регулирование брачно- семейных и имущественных отношений. 
 3. Понятие преступления и наказания в религиозном мировоззрении и праве Древнего Египта. 
 4. Распад Шумеро-Аккадской империи и возникновение Вавилонского государства. Особенности общественного и государственного строя Древнего Вавилона. 
   5. Общая характеристика «Законов Хаммурапи». Правовое положение основных групп населения. 
   Оригинальный текст не был разбит на статьи (он разбит учеными). Но статьи были намечены словом «Если», с которого начинались статьи. Талион – это не наказание, а способ определения наказания.   Правда Роська – это настоящее название Русской правды. Саллическая правда – lex Salica Законы Хаммурапи тоже неточное название, ведь это не закон, а обычаи. В законе госвласть устанавливает наказание, а в статьях о талионе наказание определяет само противоправное деяние. Закон – воля государства, обычай – практика. Статья вторая: (2) Если человек бросил на человека [обвинение в] колдовстве и не доказал это, [то] тот, на которого было брошено [обвинение в] колдовстве, должен пойти к Реке и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если [же] Река очистит этого человека и он останется невредим, [тогда] тот, который бросил на него [обвинение в] колдовстве, должен быть убит, [а] тот, который погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя. 
 Эта статья – не закон и не обычай, а методика, способ разрешения конфликта (как и талион).  Поэтому Законы Хаммурапи лучше назвать судебником (как и Русскую Правду, лол). Все статьи написаны рационалистом, влияние религии немного. Порядок создан не людьми, порядок – продолжение космического порядка, превосходящего силы человека. Опора порядка – бог. Колдовство – выступление против этого порядка, поэтому вторая статья выносит суровое наказание за колдовство. Это преступление не против религии, а против правопорядка. Вторая статья совершенно нерелигиозная, она рациональна. Вторая статья – это не преступление, а конфликт! И задача суда разрешить его. Оправдание не разрешает конфликт. Здесь конфликт возникает не по поводу колдовства! а по поводу обвинения, которое не доказано. Обвинитель не доказал обвинение в колдовстве, а обвинение в данном случае – фактически покушение на жизнь. Вода здесь – жребий, конфликт разрешается удалением из этой жизни одной из конфликтующих сторон. Очень важно, что вторая статья поддерживала представление о том, что над всеми есть высший закон, человек не может управлять природными процессами – человек всегда должен подчиняться каким-либо правилам, и как бы ты не наворовал, над тобой все равно будет бог. Вот это сознание в древнем Вавилоне сдерживало государственную власть. Если нет состязательности, нет судебного процесса вообще – нет состязательности, нет судебного процесса вообще (неважно, инквизиционный суд или нет). Инквизиционный процесс допускал три исхода – следовательно, состязательность есть. Убийство легко доказать, а колдовство субъективно, обвинение в колдовстве нельзя доказать и опровергнуть. Процедура второй статьи изобретена для разрешения конфликта, а не для доказательства чего-либо. Река – это способ разрешения конфликта, это ЖРЕБИЙ. В древнегреческих полисах очень многие проблемы решались жребием (даже такие важные вещи как выборы либо остракизм). Авилум свободно распоряжался землей и имуществом, он был собственником, как правило богатым. А мушкенум только пользователь, землей не владеет, но живет на ней. Талион предполагает равенство статусов, а авилум с мушкенумом разные. Мушкенумы похожи на мушкетеров – младшие братья, землю не получали, в отличие от старшего брата. Мушкенум – служащий более высокого ранга, чем редум и баирум. Мушкенум – это социальный статус, а редум и баирум – это профессии. Мушкенум – это служилые люди, почти дворяне. Такие люди были во всех государствах. А редум и баирум – иностранцы, приглашенные на службу. Илку почему-то связывается именно с ними. Редум и Баирум – воины. Илку – это не совсем имущество. Илку это что-то похожее на Land. Воинам в Риме разрешалось иметь землю и семью – так они лучше бились, они были связаны землей с государством. Land – земельный участок и совокупность всех прав и обязанностей (на русский язык этот юридический термин непереводим) Тамкар – можно назвать коммивояжером, торговым агентом, который делает покупки для государства. Вардум – рабы. Есть рабство двух видов.   6. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Законам Хаммурапи». 
 В Египте честно поступили – отдали институт брака в частные руки. Юридически он очень сложно регулируется. Семья – это не союз, а инстинкт. Семья – это природное явление, предполагающее, что между собой соединяются люди, которые имеют потребности, которые они сами не могут удовлетворить. БРАК – ЭТО НЕ ДОГОВОР, потому что это инстинкт. Договор – это способ материального обеспечения брака. Договор регулирует не сам брак, а побочные явления, которые идут вместе с браком. Договор, материальное обеспечение – все это в интересах детей. Правовая конструкция брака – это не правовая конструкция самого брака, а конструкция обеспечения брака. В Египте, как и по Законам Хаммурапи, мужчина мог взять вторую женщину в дом, если жена не могла родить ребенка. Вторая женщина не является женой в полном смысле слова, она выполняет ту функцию, которую не может выполнить жена. Прелюбодеяние наказывается потому, что оно нарушает важную функцию семьи – функцию наследования. Прелюбодеяние создает опасность, что имущество, нажитое трудом мужчины, попадет к чужом, не его ребенку! Вот почему такие жестокие законы против прелюбодеяния. Законы эти, очевидно, придумали мужчины. 7. Правовое регулирование имущественных отношений по «Законам Хаммурапи». Средство обеспечения возврата долга: возврат своего имущества либо самого себя (ответственность личного характера) Разновидности договора найма – одинаковые у всех народах во все эпохи: 1) найм имущества 2) найм услуг – вы нанимаете процесс 3) найм работ – вы нанимаете результат (как в договоре подряда)   8. Преступления и наказания в «Законах Хаммурапи». 
   Деликт – В древних памятниках трудно отделить гражданское правонарушение (деликт) от уголовного правонарушения. Возмещение в уголовном правонарушении – в казну; в гражданском – потерпевшим. Главное достоинство талиона – наказание назначается без участия человека. Человек – самый ненадежный элемент правосудия, наказание назначается без судьи и это круто. Но талион только между равными по статусу. В талионе заложена идея уравнения, но если люди разных состояний, то они не могут быть равным на земле (только в загробном мире). Институционально суд не был развит. Суд не выделялся в самостоятельный институт, судила сама община   9. Общественный и государственный строй древней Индии. Империя Маурьев. 
 10. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи. 
 Источники права это Артхашастры и Дхармашастры, а Артхашастры Каутильи – это не источник права. Прецедент, по мнению Томсинова, не является источником права. Дхармашастры – Регведа, Дхармаведа, Веды – это не источники права, это «знание» («ведать»). В Египте похожа конструкция «маат» – тоже представление о правопорядке, как и веды. Веды выражают идею того, что правопорядок не установлен людьми, а установлен он неким священным откровением (не путать с преданием). Веды – священное откровение. Откровение – это знание более высокого уровня. А предание – это то, что передается, пересказывается, а откровение – это то, что создается. (на самом деле открывается, законы вообще можно только открыть). Артхашастры и Дхармашастры относились к преданиям, они не созданы людьми, они просто передаются. Правопорядок, согласно мировоззрению индусов, не устанавливается людьми, и законодатель передает этот правопорядок в шастрах. Ману закон объявляет, а не создает. Закон нельзя создать, можно только объявить, потому что закон уже создан. В древности целый ряд философов имели звания «посвященных» (Платон, например). Они не создатели этих знаний, а эти знания им посвятили, передали. Шастра – трактат. Дхарма и Артха – в чем различие между терминами? Очень многозначные понятия. Дхарма – просто норма поведение (трудно сказать, моральная это норма или правовая). В широком смысле дхарма – это мировой порядок, в узком смысле – обязанности, правила поведения. Дхарма – это модель образа жизни, образ жизни добродетельного индуса (а не правило поведения в узком смысле). У нас регуляции подлежат границы поведения («кон» – это граница, предел; «преступление» – переступление за границу), для русских право – рамки поведение. А индусам приписываются не рамки, а приписывается поведение.   Супруга дает мужу список продуктов, которые надо купить, а другая супруга дает конкретное указание, что и сколько купить, каких фирм. В России устанавливаются рамки поведения, а в Индии – само поведение. Из уст Брахмы – брахманы, из плеч Брахмы – кшатрии – воины и правители, из бедер – вайшьи: земледельцы и торговцы, из ступней – шудры, которые стали слугами и зависимыми. Каков жанр этого произведения о происхождения варн? Законы Ману – это не только миф, но еще и описание общества. Это не наставление, ничему Законы Ману не учат. Это скорее модель, модель идеального поведения, поведения, соответствующего дхарме. Дхарма выражает идею о том, что человек выступает в нескольких ролях, он может быть и плохим, и хорошим. Дхарма говорит о возможности нескольких ролей и в этом суть дхармы. Идея тут в том, что Брахманы выше всех, потому что уста выше всех. Идея разных степеней чистоты, характерная для жарких стран Востока. Брахман рожден для дхармы, его главное предназначение – сохранять и передавать накопленный духовный опыт, это очень важная функция. Брахман должен был знать по 80 миллионов строк, у них очень развита память. Брахманы запоминали не только содержание слов, но еще и ритм, сами звуки. Хранили в памяти очень много книг. Кшатрии – функция государственной власти: осуществлять управление и воевать. Вайшьи – обеспечение материального производства Шудры – функция служения. Но ведь и кшатрии служат? Но только кшатрии служат государству, а шудры конкретным людям. Есть служение, а есть услужение. У брахманов, кшатриев и вайшьи – служение, у шудр – услужение. Варны – деление по функциональному признаку Касты – деление по профессиональному признаку Дасы – домашние рабы. 11. Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману» 
 и Артхашастре Каутильи. 
 12. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Законам 
 Ману» и Артхашастре Каутильи. 
 Там, где целью брака считалось рождение детей, – там высокая рождаемость. 3 глава статья 33 Похищение из дома кричащей и плачущей девушки силой, сопровождаемое убийствами, ранениями и разрушениями, называется обрядом ракшаса. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ИНСЦЕНИРОВКЕ. Это одна из низших форм брака, потому что она САМАЯ ДЕШЕВАЯ. остальные формы брака (высшие) стоят дорого, а эти низшие формы брака нужны для бедных людей (чтобы избежать дорогих церемоний и жертв храмам). Изнасилование по 34-й статье – это тоже инсценировка, иначе почему изнасилование не доказывается.   «Жена, сын и раб, — говорится в законах Ману, — трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают» Перед нами не господство мужчины, а просто дхарма домохозяина – он обязан обеспечить средствами существования семью. 13. Правовое регулирование имущественных отношений в «Законах 
 Ману» и в Артхашастре Каутильи. 
 Формы собственности по субъектам. Категория государственной собственности появляется..когда?. Можно ли считать имущество брахмана государственной собственностью?   По Своду законов РИ имущество императора привязано к его должности и принадлежит государству. В Артхашастрах и Законах Ману есть имущество, которое принадлежит царю? Территория государства - это земля, кому она принадлежит? Особенности древнеиндийской правовой культуры - у них очень рано появилось осознание того, что территория - это часть государства, а не принадлежность верховного властителя! Есть ли следы государственного хозяйства? По ЗХ оно было, а в Индии? Имущество, похищенное вором и изъятое у него, - это имущество, принадлежащая всем варнам (глава 8, статья 40). Дхармашастра написана брахманам, это пропагандистская литература, там есть статья о том, что имущество (?) может быть отнято брахманом (но понимать эту статью надо не буквально).   Право на землю мог иметь: частное лицо, община и государство. Примеры общинной собственности.   Право собственности сохраняется за полисом, а отдельные граждане могут владеть и пользоваться.   В чем проявляется ритуальность заключения сделки?   Для права собственности нужно, чтобы было: Признание со стороны общества Изъявление воли субъекта (покупателя, например), который хочет эту вещь приобрести Поэтому есть норма о том, что чтобы купить-продать какую-то хрень, нужно собрать глав сорока семей (свидетели совершившегося перехода права собственности!), трижды громко с порога спросить, не хочет ли никто купить эту вещь (покупатель стоит рядом) и когда никто не ответит, отдать эту вещь покупателю. (Речь идет о недвижимости и серьезных вещах). И в Риме, и у иных народов есть похожая процедура перехода права собственности - сбор людей в качестве свидетелей перехода права собственности. В иных народах кидают копье или выдирают дёрн, чтобы засвидетельствовать переход собственности. 14. Преступления и наказания в «Законах Ману» и в Артхашастре Каутильи. 
 Если кто-то своим водоемом повредит чужой земельный участок, то штраф идет государству! Потому что с этого земельного участка платится налог, так что в этом заинтересовано государство. Виновный возмещает не ущерб, а убытки (то есть то, что еще не получено), убытки государства от недоплаченного налога!   Пример договора, которого нет в современном праве: самопродажа.   понятие преступления в религиозном сознании и понятие преступления в правосознании. Для общества того уровня характерно понимание преступления в материальном смысле. А здесь преступление как нарушение дхармы.   Понимание преступления очень близко к египетскому - нарушение порядка, а общественный порядок это часть космического порядка. Брахман не может позволить себе брак с шудрянкой. Преступление - нарушение порядка. Наказания не сводятся к телесным и штрафам, есть еще непривычные для нас наказания. Преступление - деяние душевное, поэтому преступник нередко переселяется в более низкое существо.   Убийство убийцы-открытое или тайное-"--никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство. (Законы Ману) 20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле,   Наказание устанавливает границы должного поведения.   19. Наложенное надлежащим образом после [должного] рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, — губит все. Здесь речь идет о справедливости наказания.   Преступление понималось как адхарма ­– нечто противоположное дхарме.   Самонаказание – 1) спасает свою душу и перерождается в более низшее существо; 2) самонаказание чтобы спасти своих детей, чтобы им не передались его грехи (особенно это распространено в христианстве, но в др. Индии тоже было); 3) избавление от дурных мыслей.   379. Для брахмана полагается обритие [головы вместо] смертной казни; для других же варн смертная казнь может применяться.   это самое позорное наказание для брахмана, он больше не может заниматься брахманской деятельностью и зарабатывать. Высечь брахмана и высечь шудры – разные вещи, для брахмана это просто кошмар и позорище, как и бритье головы. ЧЕМ ВЫШЕ СТАТУС ПРЕСТУПНИКА – ТЕМ ВЫШЕ НАКАЗАНИЕ. Это принцип любого развитого (и современного) общества. «Наказание бодрствует» – идея неотвратимости наказания, на этой идее общество и покоится. ЧЕМ ВЫШЕ СТАТУС ЖЕРТВЫ – ТЕМ ВЫШЕ НАКАЗАНИЕ. 268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован "пятьюдесятью [панами], вайщия - двадцатью пятью, щудры - штрафом в двенадцать пан. 417. Брахман может уверенно^ присваивать имущество щудры[-раба], ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином. Это голая декларация, на самом деле шудры могли защищаться. 78. Та, которая выказывает неуважение [к мужу], преданному [какой-либо дурной] страсти, к пьянице или больному, должна быть удалена на три месяца [и] лишена украшений и утвари. Это просто рекомендация по обращению с   Кража ночью рассматривается как покушение на убийство, поэтому наказание за нее как за убийство (ночью трудно понять, покушение ли это на убийство или кража).   СУД Суд царя. Царь судит. Почему? Охрана правопорядка – дхарма царя. Царь назначает наказания. Судебная функция вместе с тем выполняется и брахманами. Суд брахманов. Потому что они знают обычаи, шастры + брахманский суд обладает большим авторитетом. Англичане установили, что даже в 18 веке многие дела решались по Законам Ману. 15. Периодизация истории древнекитайской государственности. 
 Реформы Шан Яна. Циньская и Ханьская империи. 
 16. Возникновение государства в античном мире. Сущность античного полиса. 
 17. Эволюция государственного строя Афин в VI в. до н.э. 
 Реформы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена. 
 18. Развитие государственного строя Афин в V в. до н.э. Реформы 
 Эфиальта и Перикла. Основные черты «афинской демократии». 19. Особенности общественного и государственного строя Спарты. 
 20. Общественный и государственный строй Рима в царский период. 
 Реформы Сервия Туллия. 
 21. Общественный и государственный строй Рима в период 
 Республики. 
 22. Реформы Октавиана Августа. Развитие общественного и 
 государственного строя Древнего Рима в период принципата. 
 23. Реформы Диоклетиана и Константина. Развитие общественного и 
 государственного строя Древнего Рима в период домината.. 
 24. Основные черты римского права древнейшего периода. 
 Институты вещного и обязательственного права по Законам 
 Двенадцати Таблиц. 
 «Юриспруденция в древнем Риме» – эту работу обязательно нужно прочитать, как сказала Галка. 6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину.   Это просто метафора. Здесь просто выражена мысль о том, что судьба должника зависит от кредитора. Это просто декларация, на деле нет ни одного свидетельства о том, что должников действительно разрубали. Эта статья существует для того, чтобы показать, что кредиторы могут делать что угодно с должником. Nexus – это должник, а не раб. Различия между ними: 1) временное состояние должника; 2) у должника участь гораздо хуже, чем у раба. С должником могут сделать что угодно, но не убивают. Третья таблица – конфликт между должником и кредитором. Законы 12 Таблиц – сборник казусов, это и есть форма выражения права. Создали комиссию децимвиров, которые брали законы 12 таблиц из законов Солона и из практики. Законы 12 Таблиц заучивались наизусть, их изучали в школах, они были выставлены публично. Из таблиц извлекались иски. Законы 12 Таблиц – истоки всего публичного и частного права, как пишет Тит Ливий. Законы 12 Таблиц – систематизированные типичные конфликты. Даже сделка купли-продажи рассматривается как конфликт между продавцом и покупателем по поводу принадлежности вещи. Спор общего характера: добровольно ли совершена сделка. Как совершается сделка купли-продажи? Традицио (?). Манципация – акт фиксации перехода права собственности. Установление добровольности или недобровольнсоти совершения сделки, для этого нужны свидетели. В случае конфликта у свидетелей в суде спрашивают (чтобы узнать, добровольно ли совершена сделка): ПРАВИЛЬНО ЛИ ПРОИЗНЕСЕНЫ ФОРМУЛЫ? Потому что формулы довольно сложные, и их нужно заучить наизусть. И если они произнесены наизусть, значит, они заранее готовились к сделки, учили эти формулы. Nexum (нексум) – процедура передачи долга, похожа на манципацию. Что перед нами? Способ разрешения конфликта. Отношения должника и покупателя рассматриваются как конфликт.   4. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. Женщина таким образом является движимым имуществом, и чтобы полностью не перейти под власть мужа, она должна отлучаться из дома. В литературе существует сказочка о том, что законы 12 таблиц были написаны плебеями, дорвавшимися до власти. Откуда брали материал для Законов 12 таблиц? В том числе и обычай (есть талион, например). Но в основном перед нами ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ. Какую бы статью мы не взяли, это в основном конфликт. Патриции и плебеи только в одной статьей – одной статье 11-й Таблицы. Перед нами памятник, который мало внимания обращает на социальное положение. Это судебник для разрешения дел. Это правовая святыня, поскольку выставлялась на публичные места. Они создавали источник исков, основу правопорядка. 25. Преступления и наказания, суд и судебный процесс в Законах Двенадцати Таблиц. 
 Чем отличаются деликты и преступления по Законам Двенадцати Таблиц? Преступление и деликт – два совершенно разные понятия, следовательно, различие сущностное, а не в степени ответственности. Юридический термин – это то, что обозначает. Одно и то же понятие может обозначаться различными терминами, а может и вообще не иметь термина. Например, термин контракт появился только во 2 веке до н.э., а договор существовал еще в Законах 12 Таблиц. Термин заем тоже появится гораздо позднее.   (Цице­рон, О рес­пуб­ли­ке, IV, 10, 12: XII таб­лиц уста­но­ви­ли смерт­ную казнь за неболь­шое чис­ло пре­ступ­ных дея­ний и в том чис­ле счи­та­ли необ­хо­ди­мым при­ме­не­ние ее в том слу­чае, когда кто-нибудь сло­жит или будет рас­пе­вать пес­ню, кото­рая содер­жит в себе кле­ве­ту или опо­зо­ре­ние дру­го­го) Оскорбление – это деликт, а распевание оскорбительных песен – преступление. Различие в «направленности» деяния, объекте посягательства. Преступление от деликта отличается не столько размером ответственности, сколько объектом посягательства. Как сформулировать объект преступления (в отличие от объекта деликта)? Объект преступления – общий интерес. Деликт защищает интересы частного лица, а статьи о преступлении – общие интересы. Убийство – умаление ценности человеческой жизни. Частный деликт и публичный деликт. Лжесвидетельство – преступление, потому что преступление направлено против правосудия. Наиболее яркий пример публичного деликта – истребление урожая, потрава посевов, поджог, распевание оскорбительных песен. Частный деликт – нанесение ущерба конкретному (!) человеку. Публичный деликт – и конкретному человеку и другим людям, которые возможно будут в доме; публичный деликт – направлен против неопределенного круга лиц. Частный деликт – когда одно потерпевшее лицо известно, а при публичном – круг лиц неопределен, преступник заранее не знает, кому он наносит ущерб (как в случае с пожаром, истреблением урожая). Поджог вообще преступление очень трудного характера, преступник не знает кто в доме и сколько там человек, круг лиц неизвестен. Очень похоже на терроризм.   Распевание оскорительных песен. Наказывается асоциальное поведение. Любые полисы, в том числе римские, находились в состоянии войны и все должны были в любой момент дать отпор. Потому община должна быть сплочена, чтобы быть готовой защищать своих членов.   Процессуальное право. 7. Если [тяжу­щи­е­ся сто­ро­ны] не при­хо­дят к согла­ше­нию, пусть [они] до полу­дня сой­дут­ся для тяж­бы на фору­ме или на коми­ции4. Пусть обе при­сут­ст­ву­ю­щие сто­ро­ны по оче­реди защи­ща­ют [свое дело] Суд был общественный, и эта норма самая важная. Система доказательств: обыск, клятва. Процедура предполагает целиком устный процесс, при свидетелях.   26. Основные черты римского права классического периода. Источники права. Институции Гая. 
 291 год – Кодекс Гермогениана 293 год (?) – Кодекс Григориана Институции Гая – 170-80-е гг. Два качества институций: в момент создания + то качество, которым его наделили позднее. Претор вместе с юрисконсультом составляли исковую форму. Судьи опирались на формулы, так что Институции Гая – это не пособия для судей, они если могли писаться, то для юрисконсультов. 2-7 параграфы в Институциях это не просто источники права, а именно резервуар для правового материала, который используется при судебных решениях. Сенатские постановления не имели юридической силы – следовательно, перед нами не изложение источников права. Это перечень материалов, которые можно использовать для разрешения конфликтов. 8 параграф. Все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам. Это СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ. Лицо – вещь – иск. 4 книги Институций Гая впоследствии считали системой (лица, вещи, иски). Но на деле книги называются просто Книга 1, Книга 2, Книга 3, Книга 4. Обязательство относится и к вещам, и к искам. Институции – не совсем учебник. Но и не закон, поскольку мы видим многочисленные исторические вставки. Гай – юрист, у которого были учебники. Юридических учебных заведений тогда не было. Это не совсем учебник, это наставление для начинающих правоведов. «Институции» – от лат. «основания» римского права. Молодые люди, которые хотели стать юристами, сразу начинали практиковаться и просто-напросто прикреплялись к опытным юристам. Было такое соглашение даже о том, что ученик должен заплатить за обучение с первого выигранного им процесса. Ученик отучился, но в процессах не участвовал. И тогда учитель подал на него иск, и получилось, что если учитель выиграет, то ученик ничего не должен будет ему заплатить, потому что договоренность была заплатить с первого выигранного (а не проигранного) процесса. Если учитель проиграет, то ученик не сможет ему заплатить с этого выигранного процесса (он ведет победил в этом процессе и не должен ничего платить). Этот казус решали 15 веков. Институции прилагались к законам, потому что в сущности они являются наставлением в толковании правового материала. Он эту методику толкования и дает. Это НЕ учебник, студентов не было, были только практикующие юристы. Акционас – обобщение собственного юридического опыта, которые писали многие юристы. Пандектары – «все охватывать», Диггеры – «разделять». Отсюда пандектность и диггесты. Пандекты только 5% Пандекты – не греческий, а латинский термин, как и диггеро. Эти два названия показывают различные стороны одного и того же памятника. Дигеро – разделенные на отделы, титулы. А пандекты – «все охватывающие», хоть созданы на огромного материала, но из него взяли всего 5% от всего материала. Из 3кк строк сделали 150к строк – всего 4 тома по 500 страниц, это ерундовые книжки, по ним легче судить. Поэтому ПАНДЕКТЫ (всеобъемлющие) – это название для того, чтобы придать им авторитет (но важнее то, что они полны с той точки зрения, что по ним легче судить, а не с точки зрения объема).   27. Правовой статус физических лиц по Институциям Гая и 
 Дигестам Юстиниана. 
 Почему дигесты и почему пандекты? Дигесты одновременно служили и учебником. Юстиниан запретил их толковать и придал им силу закону. Но по факту Дигесты – извлечение из наиболее авторитетных юристов. Почему им была придана сила закона? Мнению придается сила закона, как это понимать? Что такое сила закона? Это означает то, что суды могут ссылаться на дигесты. Дигесты это не закон, но имеют статус закона. На закон ссылаются судьи при вынесении решения, на закон ссылаются истцы. Перед нами свод действующих правовых норм, но это не совсем правовые нормы. Форма их выражения непривычна для нас. Норма выражается в виду конкретного случая.   Они описывают не модель поведения, а модель разрешения споров. Дигесты – это методика разрешения споров, отсюда и много различных мнений Правоспособность – с зачатия ребенка ли? пример: Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, в случае если дело идет о выгодах (наследстве) самого плода40, одна­ко до его рождения никому другому никакой выгоды (то есть доли наследства) не будет. То есть пока умер отец, полгода до рождения ребенка имущество никому не принадлежит, но его же нельзя при этом присвоить себе – оно же не бесхозное. Имуществу на это время присваивается статус государственной собственности, но оно не является государственной собственностью. Эмфитевзис – то есть: человек берет землю в аренду на длительный срок, платит налоги, заботится о ней, заключает сделки, но собственником не является. Это интереснейшее явление – фикция права собственности: эмфитеод (?) имеет все свойства собственника, только не может эту вещь уничтожить, его права временные. Землю он использует для получения прибыли, для этого его наделяют фикцией собственника. Он приобретает функции собственника, не став собственником – то же и с плодом. Плод приобретает свойства субъекта права, но субъектом права не становится. Открытие наследство – это начало поиска наследников. Октавиану Августу понадобилась функция плебейского трибуна, но стать им мог только плебей. А тогда Октавиан сказал: я не буду плебейским трибуном, я возьму только функцию плебейского права. Бонитарная собственности – это владение, но не собственность. Фикция собственности. Претор возражает против того, чтобы это имущество отнималось. Получается очень интересная ситуация. Это как «исполняющий обязанности» (в РИ «исправляющий должность») – фикция короче говоря. В семейном праве: муж может заключить брак не будучи участником церемонии – он заключает его дистанционно. Он передает это право своему посланнику, который делает это за него (фикция же), а женщина такого права на такое не имеет. Дигесты – это не закон, но им придан статус закона. Тоже фикция.   28. Институты брачно-семейного права по Институциям Гая и 
 Дигестам Юстиниана. 
 Женщина забеременела будучи свободной, а ребенок родился, когда она уже стала рабой. Ребенок будет рабом или свободным? Действует правило: в пользу ребенка. Между рабыней и хозяином было заключено соглашение: хозяин отпустит женщину на свободу, если она родит ему трех детей. Она родила сначала одного ребенка, а потом сразу тройню. Вместе с какими детьми она выйдет на свободу? Получается, что она должна забрать первого ребенка и двух из тройни, но каких именно?? Ответ: когда она рожала последнего, она была уже свободной, так что и он рождался свободным.   Брачный сговор (книга 23, титул 1) Брак – договор между отцом невесты и мужем (В Греции). В Риме точно так же: о разводе они должны тоже договориться между собой. Очевидно, что сговор предполагал участие родителей, но если по договору обе стороны не выполняют свои обязательства, то какой действует принцип? Сговор не имеет юридической силы, но одна из сторон все же несет ответственность. Почему? Источник ответственности – нарушение обещания? Приданое – это задаток. Обещание не выполнено, ответственность выступает не за невыполнение обещания, а за то, что нанесен вред (убыток). Обязательство не по договору, а из причинения вреда. Брак по римскому праву – переход женщины в другую семью. Если женщина является частью другой семьи, то без содержания она не останется, это точно. 29. Институты вещного и обязательственного права в 
 Институциях Гая и Дигестах Юстиниана. 
   К КАЗУСЫ (Дигесты, Инстититуции). Чтобы их решать, нужно мыслить по аналогии, понимать принципы законов.   Гай решил купить 10 мешков зерна у Юлия и договорился о цене в 100 сестерциев: 50 сестерциев сразу, а 50 – через неделю. Вышли на крыльцо и пожали руки. Гай посмотрел на небо и говорит: скоро дождь, я вывезу зерно завтра. За ночь в амбар ударила молния и зерно сгорело. Должен ли Гай доплатить еще 50 сестерциев через неделю или ему должны предоставить другие 10 мешков зерна, ведь сгоревшей зерно не его? Вопрос в том, консесуальный это договор или реальный. Все-таки передача вещи имеет юридическое значение. Причем в данном случае важна даже не передача самого зерна, а передача ключа от амбара – ЧТО ОН ПОЛУЧИЛ ВМЕСТЕ С КЛЮЧОМ? Он получил ВЛАСТЬ над зерном. Сперанский составляет статью, в которой должно быть определение права собственности: «Собственник имеет, если тому не препятствуют права третьих лиц, власть владеть, пользоваться и распоряжаться вещью». Почему не «ПРАВО владеть, пользоваться и распоряжаться»?? Оказывается, потому, что собственником можно быть, не имея права владеть, пользоваться и распоряжаться. Собственность – это не право владеть, пользоваться, распоряжаться, это ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАВА, то есть ВЛАСТЬ – очень удачный термин. Право не сводили к физическому обладанию; владение – это власть над вещью. Поэтому передача ключа от амбара – это передача власти, то есть возможности права. ИЗ ИНСТИТУЦИЯ ГАЯ: 153. Мы вла­де­ем, по-види­мо­му, не толь­ко если сами вла­де­ем, но так­же если кто вла­де­ет от наше­го име­ни, хотя бы он не был нам под­вла­стен, како­вы арен­да­тор и наем­щик город­ской недви­жи­мо­сти; рав­ным обра­зом, мы, по-види­мо­му, вла­де­ем через тех, кому мы отда­ли вещь на сохра­не­ние или кому мы ссуди­ли вещь без­воз­мезд­но, или предо­ста­ви­ли бес­плат­ное пожиз­нен­ное поль­зо­ва­ние жили­щем, узу­фрукт, или толь­ко поль­зо­ва­ние; это и назы­ва­ет­ся, как гово­рят обык­но­вен­но, мочь удер­жи­вать вла­де­ние через вся­ко­го вла­де­ю­ще­го от наше­го име­ни. Даже по мне­нию боль­шин­ства юри­стов мы можем удер­жи­вать вла­де­ние одним наме­ре­ни­ем или жела­ни­ем (вла­деть для себя), т. е. хотя мы сами не вла­де­ем и никто дру­гой от наше­го име­ни, но мы, по-види­мо­му, удер­жи­ва­ем вла­де­ние тогда, когда ухо­дим от него без наме­ре­ния оста­вить это вла­де­ние, а с целью вер­нуть­ся к нему. О том, через кого мы можем при­об­ре­сти вла­де­ние, ска­за­но во вто­рой кни­ге и нет ника­ко­го сомне­ния в том, что мы не можем одним наме­ре­ни­ем при­об­ре­тать вла­де­ние. 154. Для вос­ста­нов­ле­ния нару­шен­но­го вла­де­ния обык­но­вен­но дает­ся интер­дикт в том слу­чае, когда кто насиль­ст­вен­но поте­рял вла­де­ние; тако­му предо­став­ля­ет­ся интер­дикт, началь­ные сло­ва кото­ро­го: «un­de tu il­lum vi dejecis­ti» — «откуда ты его насиль­ст­вен­но изгнал». Этим интер­дик­том изгнав­ший при­нуж­да­ет­ся воз­вра­тить вла­де­ние вытес­нен­но­му из сво­е­го участ­ка, если толь­ко послед­ний не вла­дел недви­жи­мым иму­ще­ст­вом изгнав­ше­го ни насиль­ст­вен­но, ни тай­но, ни пре­кар­ным обра­зом; одна­ко того, кто вла­дел сво­им иму­ще­ст­вом насиль­ст­вен­но, тай­но или пре­кар­ным обра­зом, я без­на­ка­зан­но могу лишать вла­де­ния. Разгадка титула 153 в титуле 154. Право собственности и владения в материальном праве – одно и то же, а в процессуальном праве – разное. Интердиктом (приказ претора) защищается быстрее, но защищается не владение, а только corpus posessiones, то есть право владения. Претор вынесет решение на основании одного фактора обладания: достаточно показать, что этой вещью вы обладали до того, как у вас ее забрали. Владение защищалось только по факту фактического обладанию вещью.   dominium и proprietas Dominium – полное господство над вещью. Proprietas (проприЭтос) – господство, обремененное правами третьих лиц. dominus proprietatis – реальный договор трактуется как консесуальный. Вы покупаете автомобиль, в салоне его нет, его привезут через несколько недель. Так же римляне могли покупать рыбу по принципу.   Гай, владелец гладиаторского клуба, заключил соглашение с хозяином рабов: хозяин дает ему рабов, Гай платит за каждого убитого раба 100 сестерциев, а за оставшегося в живых – 10 сестерциев и возвращает назад. Что это за договор? Либо предварительное, либо два соглашения: аренды и покупки. Это реальная ситуация, кстати, в отличие от придуманной с женщиной и 4-мя детьми. Консесуальные, литеральные, вербальные обязательства. Но деление это совершенно искусственное. Договор займа и договор хранения – реальный договор. Гай дал на хранение Юлию 100 сестерциев, через 2 месяца Гай приходит к Юлию и говорит: я уезжаю в Испанию на полгода и хочу оставить тебе эти 100 сестерциев. Юлий просит дать ему в займ, и тот соглашается. Юлий радуется и планирует купить вазу. Но ночью деньги украли, хотя Юлий их не трогал. При договоре хранения право собственности не переходит хранителю, и Юлий ничего не должен хранителю. Договор хранения перешел в договор займа или нет? от этого зависит должен ли Юлий возместить ему 100 сестерциев.   Тот же казус: Гай отдал Юлию на хранение 100к и уехал; вернулся, сказал, что опять уезжает, а тот, кому отдали деньги, берёт их в заём; эти деньги крадут из запертого дома; Гай вернулся и Юлий не может ему вернуть; в долг обязан вернуть, а в долг не успел взять, они так и остались на хранение. он говорил купить жене вазу. одним намерением нельзя прибрести ст. 153, тогда передача денег Перешёл ли договор хранения в договор займа? Без изменения местонахождения денег? Видимо, это местонахождение не имеет значения. договор займа по общему правилу вступает силу с изменением местонахождения (!!) (если ты решил, что это договор хранения, то зачем ты тогда сменил место денег?), но здесь этого не требуется; если он перемещает, то он признаёт право собственности, его слов жене недостаточно. Значит, договор хранения не перешёл в заем. (это уже второй казус): Если он сказал жене: «пойдем купим вазу», то статус денег изменился, значит, они уже в займе, значит, он собственник на момент кражи.   Гай дает вазу взамен на просьбу дать 100 сестерциев (за продажу). Если ваза украдена, Юлий не несет ответственности и не должен отдать ему 100 сестерциев, потому что он должен отдать деньги только когда ваза продана. Право собственности на эти деньги к нему не перешло, так как ваза не была продана, а риск случайной гибели (кражи) вещи несет собственник.   Гай попросил у Юлия сделать статуэтку. Но тому она так понравилась, что он решил оставить ее у себя (хотя Гай уже заплатил). Решение по кодексу Наполеона (из Институций Гая): если стоимость работ превосходит стоимость материала, то мастер может претендовать на то, чтобы ему отдали вещь и возместили стоимость работ; если материал дороже работ – то наоборот. Но по Дигестам решение другое: если можно восстановить материал в первоначальное состояние, то статуэтка принадлежит заказчику; если нельзя – то мастеру. Но французский вариант Томсинову нравится больше.   Чем заем от отличается от ссуды? В заем нельзя взять корову. Заем – передача предмета с определенными родовыми признаками. Родовые вещи – не те же самые, но эквивалентные ей. Гай подстрелил на охоте косулю. Потом он приходит к Юлию и видит, что он уже ее разделывает. Выходит, что он не имеет прав на нее, потому что право собственности на бесхозную вещь приобретается тем, кто первый ею завладел.   На корабле купцы перевозят товар. Корабль терпит шторм, корабль кренится налево, капитан распоряжается сбросить все ящики слева – оказалось, что все эти ящики принадлежали одному купцу (кувшины). И был такой родосский закон, по которому все убытки этого купца возмещают другие купцы. В римском праве детально прописаны все решения договоров. Пчелы улетели из улия Гая в сад Юлия, и там обосновались, там им больше понравилось. Вопрос в том, стали ли пчелы бесхозными? Если да, то Юлий их себе присвоил и вполне законно. Но суть в том, что непонятно, что это за рой, что это за пчелы, они же все одинаковые, лол. Если Гай за ними наблюдал и из поля зрения они не ускользали, то этого его пчелы – а если ускользнули, то они уже бесхозные. Примерно то же с косулей. Принадлежность к основной вещи Продаётся имение, а потом чел приходит, а на территории имени дрова, но я про них забыл, я их заберу обратно. Судьба главной вещи и дополнительной. Являются ли дрова частью имения и как это определить? Если дрова, допустим, для продажи, на вывоз; дрова для отопления - разные ситуации. Если дрова нарублены из деревьев на территории имения, то неважно, для какой цели нарублены – они все равно составляют принадлежность имения. То, что является принадлежностью имения, продаётся вместе с ним. Это вопрос о том, являются ли дрова принадлежностью основной вещи. Вместо дров в дигестах – навоз, поэтому надо понимать именно логику закона.  

Покупают вино, согласие о предмете, но не о веществе

А оказывается, вино совсем другое (египетское, а не испанское), чем заявлялось.
А во второй сделке вместо вина оказался уксус. Это верно, купля-продажа имела место, поскольку имеется согласие о предмете, но нет согласия о веществе.

В первой сделке (с видом вина) все зависит от того, знал ли продавец, что он продает египетское вино, а не испанское.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!