Нравственная проблематика пьес В.С.Розова



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………с.2

Глава 1. Бытовая психологическая драма как основа розовской драматургии………………………………………………………………………………….с.4

     §1. «Её друзья»……………………………………………………с.5 

     §2. «Страница жизни»………………………………………….....с.6

     § 3. «В добрый час!»………………………………………………с.7

     § 4. «Вечно живые»………………………………………………с.10

     § 5. «В поисках радости»………………………………………...с.13

     § 6. «Неравный бой»……………………………………………..с.15

     § 7. «Гнездо глухаря»   …………………………………………….с.17

    Выводы………………………………………………………………с.18

Заключение…………………………………………………………………с.19

     

 

Введение

Виктор Розов – советский русский драматург, чьи пьесы входят в золотой фонд советской и мировой драматургии. По его пьесе «Вечно живые» в 1957 году режиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли», получивший главную награду Каннского кинофестиваля 1958 года - «Золотую пальмовую ветвь». Многие из пьес Розова были экранизированы и пользуются зрительским успехом и по сегодняшний день. Он не только крупный драматург своего времени, но и выдающийся сценарист: он написал шесть киносценариев по своим пьесам «Летят журавли», «Шумный день», «Неотправленное письмо», «В добрый час!», «На край света…», «С вечера до полудня». Виктор Розов всегда отстаивал идею, что миссия театра – эмоциональное воздействие на зрителя, а задача драматурга – неизменно оставаться добрым сердцем и уметь плакать, поэтому он по-прежнему подкупает зрителей своей искренностью и правдивостью, которые выделяют его работы среди работ других драматургов.    

Цель данного исследования состоит в том, чтобы изучить особенности проявления черт бытовой психологической драмы в пьесах Розова и определить суть нравственных поисков розовских героев.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд промежу-точных задач:

1.Рассмотреть молодёжную тематику в пьесах Розова;

2. Проследить значение вещей в пьесах Розова и выявить их роль в развитии сюжетосложения;

3. Рассмотреть тему творчества в пьесах Розова.

Методологическая основа реферата обусловлена целями и задачами исследования: комплексный подход к изучению основного корпуса текстов Розова включает в себя системный анализ пьес с элементами комплексного анализа (историко - культурный, элементы биографического подхода, элементы структурного анализа, элементы жанрового подхода, элементы мотивного анализа).

В рамках данного исследования были рассмотрены биографические воспоминания самого драматурга, вошедшие в книги «Удивление перед жизнью», «Путешествие в разные стороны», «Из бесед с молодыми литераторами», цикл интервью публициста Кожемяко Виктора Стефановича с Виктором Розовым, составившие собой книгу «Свидетель века», книга Владимира Попова «Свет Розова», исследования, связанные с изучением творчества Розова: Анастасьев А.Н. «Виктор Розов: Очерк творчества», Соловьева И. «Герои и темы Виктора Розова», а также исследования, связанные с изучением советской драматургии: М. И. Громова Русская драматургия конца ХХ–начала XXI века», Б. С. Бугров «Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-70-е годы), А. Н. Гозенпуд «Центральный детский театр 1936-1961».

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать результаты для дальнейшего научного исследования творчества Розова, в возможности дальнейших теоретических изысканий в области жанра «новой бытовой драмы», а также выводы исследования могут быть полезными при анализе драматургических поисков современных театров.

Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.

Первая глава «Бытовая психологическая драма как основа розовской драматургии» посвящена рассмотрению системы персонажей в пьесах Розова и её корреляции с вещным миром как миром материальной культуры, в котором существуют розовские герои, и миром творчества, в котором созидают лучшие из героев Розова. 

 

Глава 1. Бытовая психологическая драма как основа розовской

Драматургии

Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года в Ярославле в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова и его жены Екатерины Ильиничны. В детстве мальчик очень много болел, так что врачи даже опасались, что он не выживет, однако их прогнозы оказались ошибочными. В 1918 году в революционном Ярославле вспыхнул мятеж эссеров, из-за которого город охватил пожар. Дом Розовых сгорел, и им пришлось бежать в Ветлугу, а позже в Кострому. В Костроме Виктор окончил школу и поступил в индустриальный техникум, параллельно работая на местной текстильной фабрике «Искра Октября» и играя на сцене костромского Театра юного зрителя под руководством режиссера Николая Овсянникова. После 1-го курса Розов бросил техникум и уехал в Москву, где в 1934 году поступил в училище при Театре Революции в Москве в класс Марии Бабановой. После окончания учёбы Розов стал актером вспомогательного состава труппы Театра Революции. В 1935 году на детской ёлке познакомился со своей будущей женой, актрисой Надеждой Варфоломеевной Козловой. В 1941 году в начале войны он уходит на фронт и его зачисляют в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Розов учувствует в единственном бою, где гибнут все его друзья и соратники, а он получает тяжелейшее ранение. Его отправляют в тыловой госпиталь во Владимир, где врачи спасают от ампутации его ногу, после чего он ещё год находится в больнице. После выписки в середине 1942 года он возвращается в Кострому и решает поступить в Литературный институт им. М. Горького. В 1943 году он поступает на заочное отделение лит. института и пишет свою первую пьесу «Семья Серебрийских», которая 13 лет пролежит у него в столе, и станет общеизвестной зрителю только в 1956 году под названием «Вечно живые». В Москве Розов возглавляет фронтовую агитбригаду и работает в Театре железнодорожников в качестве режиссера и актера. В это время у Розова происходит встреча с легендарной Натальей Сац. Вот как об этом пишет Владимир Бондаренко «…с 1943 года Виктор Розов уже вовсю разъезжал с агитбригадой, сочинял весёлые сценки. Одну из таких сценок показал в женской колонии, где сидела тогда Наталия Сац. Выйдя на свободу и сразу же став руководителем республиканского театра, Наталия Сац пригласила запомнившегося ей молодого фронтовика с палочкой в качестве режиссёра на постановку своих спектаклей…»[4, С.21]. Розов бросает учёбу и уезжает в Казахстан. Таким образом, после окончания войны в 1945 году Розов оказался в Алма-Ате в только что созданном Натальей Сац Казахском театре для детей и юношества, где он ставит два спектакля: «Осада Лейдена» и «Снежная королева», - и инсценирует роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Как позже вспоминал драматург, он открыл в себе педагога и режиссёра во время совместной работы с Наталией Сац над пьесой Шварца «Снежная королева». Позже Розов возвращается в Москву и в 1949 году ставит на сцене Центрального Детского Театра пьесу «Ее друзья», режиссёрами которой становятся супруги Ольга Пыжова и Борис Бибиков. Роль Володи Чернышева досталась Олегу Ефремову, которая стала дебютной для начинающего актёра.

Её друзья»

Историю о слепнувшей девушке Розов узнал из газетного очерка, в котором рассказывалось о студентке, которая потеряла зрение и смогла окончить институт только благодаря поддержке своей подруги. Розов изменил возраст героини, сделав её десятиклассницей, и место действия, перенеся его в советскую школу. В пьесе показаны школьные товарищи и учителя Людмилы, которые помогают ей, несмотря на слепоту, окончить школу и поступить в институт. Герои пьесы показаны отважными, отзывчивыми, неравнодушными людьми, способными на душевный подвиг в мирное время. Розов в послевоенные годы говорит не о войне, а о мирной жизни обычных школьников, которые, столкнувшись с будничными проблемами, оказываются людьми, восприимчивыми к чужому горю. Не только Людмила получает аттестат зрелости, Розов в пьесе аттестует советских школьников, показывая их личностную зрелость и духовную развитость. Пьеса наполнена оптимистическим настроением 50-х годов, которым была наполнена страна после победы над гитлеровской Германией. 

С 1949 года пьесы Розова ставятся в различных театрах нашей родины. В 1953 году он заканчивает лит. институт и в качестве дипломной работы представляет пьесу «Страница жизни».

Страница жизни»

«Страница жизни» также ставится на сцене ЦДТ. Режиссёром стано-вится М.О. Кнебель, а Костю Полетаева играет Олег Ефремов. Как пишет А. Н. Гозенпуд в книге «Центральный детский театр 1936-1961» «…замысел ее автор определил словами: «без знаний, без непрерывного движения вперед невозможно совершенствование в любой профессии». На художественном совете пьеса не вызвала общего признания. Наиболее активным ее сторонником выступила М. О. Кнебель, считавшая, что работу над пьесой надо продолжить, ибо «... в ней есть правдивая атмосфера жизни, конфликты, образы советской молодежи. Она безусловно будет волновать зрителей». После доработки пьеса вновь была прочтена в театре, и вскоре М. О. Кнебель включилась в работу над ней в качестве постановщика. И уже в непосредственном контакте с режиссером, в процессе репетиций пьеса окончательно была завершена автором…» [6, С.21]. Кнебель, став режиссёром пьесы, смогла нивелировать её недостатки и показать потенциал розовской драматической коллизии – помочь актёрам проявить на сцене противоречивость их героев и царящие между ними разногласия как конфликт, заложенный в самой действительности. Как отмечает А. Н. Гозенпуд «…характеризуя особенности дарования Кнебель, режиссер Б. А. Львов-Анохин писал: «В лучших своих работах она находит путь к самому сердцу актеров и зрителей. В ее спектаклях обычно присутствуют атмосфера человечности, внутренней чистоты, умной человеческой теплоты. Мы чувствуем, понимаем, что режиссер, создавший такие спектакли, как «Страница жизни» или «Иванов», смотрит на мир и людей глазами внимательными и добрыми, умными и новыми»…» [6, С.21].

Поставив пьесу Розова, Кнебель помогла автору окончательно утвердиться на сценическом поприще как драматургу.

С первых же пьес сразу же проявилась характерная черта розовской драматургии - обширность ремарок, детально выписывающая интерьер комнат героев: «…в авторских ремарках очень точно и подробно указывалась обстановка, бытовые детали, характерные для обитателей каждой из комнат, в которых протекало действие пьесы. И художник строго следовал за автором…» [6, С.21]. Через бытовые детали Розов достигал эффекта сплава различных эпох, подчёркивающийся вещами, которые становятся «молчаливыми свидетелями наших дней» [6, С.21]. Они обретают свой язык и становятся движущей силой конфликта, развивающей сюжет фабулы.    

§ 3. ««В добрый час!»»

В 1954 году в ЦДТ был направлен в качестве режиссёра-постановщика Анатолий Эфрос, ученик М. О. Кнебель. Ориентированный на детскую аудиторию, Центральный Детский Театр при Анатолии Эфросе перестаёт быть только детским и становится одним из самых популярных в Москве. А.Эфрос пригласил работать в театр молодых актёров Олега Табакова и Льва Дурова. Так складывается творческий круг Розова: Олег Ефремов, Олег Табаков, Анатолий Эфрос - ставший на многие годы содружеством единомышленников. 

 «…Близость творческого почерка драматурга и режиссера проявилась в первой же постановке. Работая над пьесой «В добрый час», режиссер, казалось, строго следовал за драматургом. Но это не было ученическим воспроизведением авторских ремарок и советов, а устойчивым стремлением глубже проникнуть в замысел драматурги, найти точные выразительные средства, помогающие раскрыть мысли автора, предельно глубоко и многогранно вдохнуть истинно живую душу в образы розовской пьесы…» [6, С.21].

Действие пьесы разворачивается летом в московской квартире профессора Аверина Петра Ивановича и его семьи. Младший сын Андрей должен поступать этим летом в институт, однако он не хочет учиться дальше из-за противоречивых переживаний, спровоцированных растерянностью Андрея перед наступающей взрослой жизнью. Андрей непременно хочет знать, на что способен, и органически боится неудач, которые переживает его старший брат. Старший брат Аркадий когда-то окончил театральное училище и мечтал стать великим актёром, но в итоге исполняет второстепенные роли, по причине чего испытывает тяжелейший творческий кризис. Подруга Аркадия Маша когда-то хотела стать великой пианисткой, но сломала на катке палец, из-за чего бросила играть и стала фотографом. Герои остро переживают чувство несостоятельности, которое связано с разочарованием в жизни, сулившей им какое-то невероятное счастье, которого каждый из них должен быть добиться благодаря своим талантам. Случайность определила судьбы героев, и вместо успеха пришла житейская рутина и скука. Символом накопившейся душевной усталости является Анастасия Ефремовна, которая настолько стремится к полному удовлетворению потребностей своих родных на бытовом уровне, что не замечает, как её угнетающая забота вызывает грусть и сарказм у её сыновей.  

В пьесе показаны два поколения: отец, «…проживший долгую трудовую жизнь, тихо напевая и сосредоточенно что-то обдумывая…» [6, С.21], и его сыновья, которые не смогли найти своё место в этой жизни.

 Нравственный слом произошёл незаметно: мать, отец и сыновья, «…очень близкие, несомненно глубоко и искренне любящие друг друга, но чужие по мыслям, запросам, чаяниям…» [6, С.21] люди, - и Розов пытается найти точку опоры, которую потеряли его персонажи в послевоенной действительности.

Конфликт в пьесе развивается из-за Алексея, двоюродного брата Аркадия и Андрея, который приезжает в Москву с целью поступить в столичный ВУЗ. Мать Алексея просит Анастасию Ефремовну разрешить ему пожить в доме у Авериных. Анастасия Ефремовна, опасаясь за благополучие своих детей, негативно воспринимает приезд Алексея. Погруженная в бытовые хлопоты, она боится любых перемен, которые не сможет контролировать. Когда-то энергичная и открытая, с годами она становится беспокойной и подозрительной. 

Роль Алексея сыграл Олег Ефремов. Как вспоминал А. Эфрос о сов-местной работе с Ефремовым, это было нелегко: «…как многие талантливые люди, он с трудом принимает чужие творческие предложения. Во время постановки пьесы «В добрый час!»… мы иногда спорили все четыре репетиционных часа. Остальные актёры, так и не начав репетировать, уходили домой, а когда возвращались вечером на спектакль, заставали нас стоящими в той же позе и продолжающими спор…» [24, С.22].

Алексей, в противовес Андрею, молодой и целеустремленный парень, имеет твёрдые принципы и несгибаемый характер, который, однако, сыграл роковую роль в его поступлении в университет. 

Розов показывает ровесников, подчёркивая их сходство различие, и делает акцент на свойственной им обоим честности и бескомпромиссности, когда речь идёт о выборе жизненного пути. Андрей говорит, что «…у каждого человека должна быть своя точка. Место своё. Попал на это место – и все твои способности наружу выходят. Все, что есть! Тут, понимаешь, человек обязательно счастливый бывает…» [12, С.22]. Оба героя: Андрей и Алексей – не смогли устроиться в Москве и в поисках своего призвания уезжают в Сибирь.

 «…Школьники и педагоги восприняли спектакль Центрального дет-ского театра как большое событие в своей жизни. По словам старшеклассников, они «долго ждали такой пьесы», которая «заставляет задуматься над смыслом жизни, над тем, как правильно идти в жизнь» <…> В «Добром часе» появился новый герой, непривычный, но удивительно жизненный. Он будоражил мысль и чувства, заставлял пристально и тревожно заглянуть в сокровенное, звал к новому, еще неизведанному, звал настойчиво и требовательно…» [6, С.21].

Таким образом, слова Андрея: «Ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду - вот главное!» [12, С.22] - становятся главными в нравственной проблематике розовской драматургии и рефреном звучат во всех его пьесах.

В 1956 году режиссёр Виктор Эйсымонт на киностудии им. М. Горького поставил одноимённый фильм «В добрый час!», к которому Розов написал сценарий. Олег Голубицкий, сыгравший Аркадия Аверина, в жизни так же, как и персонаж Розова, не сыграл ни одной главной роли.

Вечно живые»

В1956 году группой молодых актёров: Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Игорем Кваша, Лилией Толмачёвой, Евгением Евстигнеевым, Оле-гом Табаковым, Виктором Сергачёвым, - был основан театр «Современник». Лидером и первым художественным руководителем театра стал Олег Ефремов, а ответственность за организационную часть легла на Олега Табакова. Изначально театр назвали «Студией молодых актёров».

«Студия» была создана на демократических основах с целью избавить театр от официоза и фальши, которые студийцы видели во МХАТе. Олег Ефремов одобрял творческую свободу коллектива, совместную игру актёров, провозглашал, что каждый член в коллективе имеет равные права, поощрял стремление актёров попробовать себя в режиссуре. В пьесах Ефремов приветствовал этическое содержание. Студийцы планировали для постановок брать только современных авторов. Первой для постановки в новом театре Олег Ефремов взял пьесу Розова «Вечно живые».

Для постановки на сцене Виктор Розов переработал пьесу, убрав мелодраматические акценты [22, С.22].

«…Публикация драмы «Вечно живые»(1956), написанной еще в период войны, явилась как бы вторым «открытием» Розова – драматурга (до этого его первым по времени произведением считалась пьеса «Ее друзья»). «Вечно живые» стали не просто началом, но и творческим манифестом Московского театра-студии «Современник» под руководством О. Ефремова…» [3, С.21].

Написанная по живым воспоминаниям в 1943 году, пьеса прозвучала в 1956 году как нельзя более актуально и современно. За прошедшие тринадцать лет послевоенной мирной жизни все проблемы, отмеченные Розовым во время войны, развились и резко встали в полный рост перед современным обществом.

История Бориса, Белки, Марка и Володи, связанных друг с другом войной и бедой, показывает четыре пути, выбранных каждым из героев в начале войны. Вопрос о способности духовно зрелой личности откликаться на человеческую беду Розов ставил в пьесе «Её друзья», где показал класс, переборовший надвигающуюся беспощадную силу рока в виде слепоты Людмилы. Здесь слепой силой рока, сметающей всё на своё пути, является война. Острое осознание своей малости и значимости, жажды жить и любить, глубоко волнует каждого из героев. Исходя из своих представлений о допустимости тех или иных нравственных решений, каждый поступает сообразно своей совести.

Борис являет собой тот искренний прямолинейный тип характера, который знает, что не бывает счастья при сделке с совестью. Только честность чувств и поступков может послужить залогом для будущей счастливой жизни.

Сердце Белки сжимается от страха при мысли о том, что война разобьёт её юную, полную жажды любви и счастья, жизнь. Поначалу она видит только личное счастье и малодушно готова к предательству ради личного благополучия. И если Борис гибнет во время битвы, то Белка странно погибает в тылу, когда от безысходности выходит замуж за Марка. Возрождение её происходит, когда она полностью понимает Бориса, написавшего ей «…я не могу жить прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идёт смерть<…> Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны…» [12, С.22]. Разменяв душу на частную жизнь, Белка внезапно теряет радость жизни, и вместо покоя в её сердце оседает пустота. Только невыносимое страдание заставляют Белку спросить себя: зачем она живёт? И будят в ней жажду прожить свою жизнь хорошо, не отступаясь от голоса своей совести.

Марк, талантливый пианист, также безумно боится войны и смерти, и использует способности для устроения своего частного счастья, и всё время проводит в обществе нужных людей. Очень скоро его духовная скудость отражается на его игре, и талант незаметно для Марка истончается и пропадает. Он перестаёт слышать фальшь, и только укореняется в своей правоте на подлость.  

Володя является тем героем, который вернулся с войны. Он мучительно ощущает нелепость положения, в котором оказались фронтовики, которым приходится мириться с теми, кто, приспособившись к военному времени, всю войну просидел в тылу.

Вечно живыми остались те советские люди, которые погибли за будущее своей страны.

Премьера спектакля состоялась на сцене МХАТа 15 апреля 1956 года. Эту дату «Современник» считает датой своего рождения.

Олег Ефремов сыграл в нём роль Бориса Бороздина. Слова Бориса Бороздина: «Если я честный, я должен» - стали девизом и нового театра, и поколения «шестидесятников» [21, С.22].

Через год после аншлага в «Современнике», Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли». Автором сценария к фильму стал Виктор Розов, который не только написал сценарий по своей пьесе, но и участвовал в работе над сценой смерти Бориса. Сам Розов вспоминает, что принято считать, что перед смертью у человека перед глазами проходит вся прожитая жизнь. Поэтому для Розова было принципиально важным показать зрителю, что перед глазами Бориса прошла его будущая жизнь: венчание с Белкой.

В поисках радости»

Следующей пьесой Розова, поставленной в 1957 году Эфросом на сцене ЦДТ, становится пьеса «В поисках радости».

«…Никакие внешние эффекты не вплетались в художественную ткань спектакля, поставленного А. В. Эфросом, лаконичном и строгом но форме, четком и целенаправленном по замыслу. Оформление художника М. М. Курилко скупо и точно воспроизводило обстановку квартиры Савиных: одну из комнат старого московского дома, расположенного вдали от центра. Здесь сохранилась еще кафельная печь, и в окна вместе с зеленой веткой заглядывают покосившившиеся домишки. О скромности средств и непритязательности хозяев свидетельствуют порядком потрепанная мебель, нуждающийся в побелке потолок, старая полинявшая скатерть и даже покривившаяся ручка электрического чайника - все не один год служившее своим хозяевам. Привычный, многолетний и строгий порядок нарушает непонятное нагромождение мебели; огромный письменный стол, тщательно прикрытый старой скатеркой, от пыли укрыта деревянная кровать, пестрый матрац неуютно прислонился к двери…» [6, С.21].

Действие пьесы сосредоточено в загромождённой мебелью комнате, где происходят основные события из жизни Савиных. Старший сын Клавдии Васильевны Фёдор, благодаря заботам свой дружной семьи смог состояться как учёный и найти своё место в жизни. Когда-то он написал блестящую диссертацию и на волне успеха женился на красивой женщине. Счастливый, он хотел осчастливить и жену, которая очень любит материальный комфорт, и ради того, чтобы обеспечить ей возможность покупать новые вещи, он пишет научные статьи на заказ. Фёдор и сам не замечает, как происходит его перерождение, и всё ещё живёт надеждой дописать «заветную» работу, рукопись которой хранится у его матери. Пока Фёдор пишет статьи, Леночка продолжает покупать всё больше и больше новых вещей, из-за чего к ней и Фёдору всё больше возрастает неприязнь окружающих. Скрытый конфликт Фёдора со своей семьёй из-за мещанских привычек Леночки переходит в открытую вражду в тот момент, когда из-за испорченной мебели она уничтожает рыбок его младшего брата Олега.

Показывая возрастающую зависимость Фёдора от комфортной жизни, Розов подчёркивает непримиримость младших брата и сестры к тому образу жизни, который выбирает Фёдор.

Как и в предыдущей пьесе «В добрый час!», Розов ставит вопрос об испытаниях героев материальным благополучием. Если в предыдущей пьесе испытание комфортом не выдерживает Анастасия Ефремовна, то здесь слабохарактерным человеком, неспособным выдержать натиск мирских благ, становится Фёдор Савин, который, разменяв научные открытия на стабильных доход от научных статей, со временем станет таким же как Леонид.

Леонид «…внешне привлекательный, он производит впечатление ми-лого, воспитанного человека. И только его отношение к жизни, высказанное Тане с улыбкой и шутливыми интонациями, приподнимало завесу над его духовным миром, заставляя и Таню и зрителя понять, с кем они имеют дело…» [6, С.21]. Мятущийся, ошибающийся Фёдор, который по настоянию жены уходит жить на квартиру к Леониду, всё ещё сохраняет в себе савинскую закваску, которая борется в нём с обывателем от науки. 

Противопоставляя карьеристам школьников и ребят из провинции, Розов утверждает, что настоящая радость может заключаться только в честности перед самим собой, которая постоянно должна сопровождать человека в его труде и творчестве. Сделка с совестью приводит к вырождению творческого начала в человеке и сужает горизонты мысли, которую человек принимает за трезвый взгляд на жизнь.           

Как отмечает В. П. Муромский «…в одном из последних своих интервью драматург признавал, что в пьесе «В поисках радости» хотел указать на «ту страшную опасность, которая подстерегает человека, коль скоро все его усилия направлены на личное обогащение» (Театр. 1994. № 5–6. С. 5)…» [3, С.21].

Главным героям своей пьесы драматург даёт имена своих любимых актёров: Геннадия Лапшина он называет в честь Геннадия Печникова, а Олега Савина – в честь Олега Ефремова.

В 1960 году Анатолий Эфрос совместно с Георгием Натансоном снимет по пьесе фильм «Шумный день», в котором Олег Табаков сыграет Олега Савина, а Геннадий Печников - Фёдора Савина. Роль Геннадия Лапшина исполнит Лев Круглый. Роль Леночки, жены Фёдора сыграет одна из ведущих актрис «Современника» Лилия Толмачёва.

§ 6. «Неравный бой»

В пьесе 1960 года «Неравный бой» Розов продолжает исследовать психологию собственника. Поставив в предыдущих пьесах вопрос о возможности соотношения в душе человека творческих порывов и страсти к личному обогащению, Розов показывает, как человеческую сущность постепенно разъедает малодушие, которое обессмысливает любую его деятельность. Отказавшись в юности от своих мечтаний и принципов, пойдя на сделку с совестью, человек «…не рождается второй раз – так и живёт утробной жизнью до смерти. Живёт чужим умом, чужими желаниями, чужим мнением…» [12, С.22]. В итоге, вместо открытий приходит душевное истощение, вместо поиска - бездумное времяпровождение, а лёгкая жизнь в своё удовольствие становится принципом жизни. В своих пьесах Розов показывает, что собственнические чувства распространяются не только на вещи, но также на идеи и убеждения. В итоге, в обществе процветают стереотипность, поверхност-ность, подозрительность и зависть ко всему новому и неизвестному. В пьесе «Неравный бой» Розов зримо отмечает ту черту, где проходит линия разлома между взрослыми и детьми – забота о детях перерастает в страсть собственника, и эта страсть мешает увидеть во взрослении детей что-нибудь большее, чем накопление, которое связано с перспективами карьерного роста десятиклассника. Для того чтобы разгадать хорошее в человеке, увидеть чистоту первой любви, искренность юношеской дружбы, разобраться, что в жизни самое важное, самое главное, нужно иметь открытое сердце и чуткую совесть. Розов разделяет персонажей на тех, кто способен и не способен любить. В пьесах Розова впервые в советской драматургии появляется проблема бездетности как удобства жизни. Описав в пьесе «В поисках радости» проблему бездетности в семье Фёдора и Леночки Савиных, у которых и без детей хватает в жизни удовольствий, он обостряет эту проблему в «Неравном бое», показывая две бездетные пары: Романа Тимофеевича и Антонину Васильевну, а также Володю Шилова и его жену Женечку. Розов вскрывает борьбу, происходящую в душе человека, между стремлением познать природу и желанием её покорить, и показывает, как такая борьба может исковеркать человеку восприятие окружающей действительности. Ярким примером подобного перерождения является Роман Тимофеевич, который в детстве был ярким боевым мальчишкой, но, после поступления в колбасную лавку, полно-стью изменился и потерял элементарную порядочность, разменяв совесть на большие деньги и красивую жизнь. Вместе с совестью он теряет и право на потомство, делая своим девизом «жизни для себя». Как его оценивает Григорий Степанович «…хорошо – одиноким: покушали – и вся проблема жизни решена…» [12, С.22]. Низводя любые проблемы и споры до удовлетворения низменных инстинктов, Роман Тимофеевич становится «зверем», готовым растоптать в людях светлые чувства и высокие помыслы. Выиграть бой, в котором против таланта и любви объединились зависть и страх, возможно только тогда, когда человек смотрит на чистых людей. «…он высок…На него смотреть – головку-то приподнять надо!..» [12, С.22]. Таким образом, в пьесе «Неравный бой» вырисовывается идеал человека: высокие нравственные требования к самому себе должны сочетаться с милосердием к окружающим. Таким героем у Розова становится Святослав. Автор наделяет своего персонажа славянским именем, состоящим из корней «свят» - святой, и «слав» - слава, чем подчёркивает ту роль в «Неравном бою», которую ему приходится выдержать в борьбе за право на любовь и уважение.

Гнездо глухаря»

Последней в рамках данного исследования будет рассмотрена пьеса «Гнездо глухаря», которая выделяется на фоне разобранных пьес тем, что в ней предстаёт окончательно сформированная концепция человека зарождающегося общества потребления. На смену ищущим подросткам приходят довольные собой люди, для которых девизом становится принцип «…живи весело и ничего не чувствуй…» [13, С.22].

Главным условием духовной глухоты становится довольство собой, которое исключает рефлексию и поиски смысла жизни. То, о чём Розов говорил в предыдущих пьесах, как отчасти проявляющемся в жизни общества, становится всепоглощающим жизненным принципом для 70-х годов. Если в пьесе «В добрый час» Алексей и Андрей говорили о Вадике, что «…он всё равно себе шею сломает – не сейчас, так потом. Раскусят…» [Розов], то в пьесе «Гнездо глухаря» Егора не только не разгадывают, но и содействуют ему в достижении того высокого жизненного положения, которое он с годами приобретает.

Также Розов усложняет проблему бездетности: если в предыдущих пьесах он вскользь упоминал о бездетных парах, то в этой пьесе конфликт между супругами усугубляется двумя абортами, на которые они сознательно пошли.

Отец семейства Степан Алексеевич Судаков, пытаясь исповедовать ценности зятя, оказывается не готов к тому, что он им обманут, и проявляет в отношениях с ним детскую наивность и обидчивость.

Дети Судакова, Искра и Пров, мучительно страдают от несоответствия тех ролей, которые они играют в жизни, и той ситуации, в которой они оказываются. Одновременно не умея приспосабливаться и не имея твёрдых нравственных устоев, Искра и Пров находятся на перепутье, и пытаются ощупью выйти на верную жизненную дорогу. Совершив преступление против жизни, от отчаяния Искра молится иконам, которые её отец держит только из чувства следования за веяниями моды, что выявляет его личностную неполноценность и склонность подчиняться временно господствующим вкусам. Сами же дети Судакова интуитивно находят христианский способ существования через помощь людям, которые в них нуждаются. И если Судаков расчётливо помогает нужным людям, полагаясь на то, что в будущем они тоже окажут ему услугу, то Пров и Искра пытаются помогать окружающим от чистого сердца, не ища для себя пользы.

Таким образом, «…Розов усматривает тревожное общественное явление: абсурдное смещение представлений о ценностях духовных и нравственных, уродливо-мещанское понимание «престижности»…» [ [7, С.21], которые наиболее полно проявились в пьесе «Гнездо глухаря».

 

 

Подводя итоги, следует отметить, что в пьесах Розова значительную роль играют обширные ремарки, которые определены характерами героев. Работая на создание образа события или образа героя, они подчёркивают те или иные генеральные черты, свойственные ситуации, благодаря чему выводят психологические переживания героев за пределы диалогов и расширяют психологическое поле действия персонажей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой данного исследования стало изучение особенностей проявления черт бытовой психологической драмы в пьесах Розова, которые должны были помочь выявить суть нравственных поисков розовских героев.

Для этого в работе была проанализирована система персонажей в пьесах Розова. Результаты анализа позволяют сделать выводы, что в драматургии Розова обрисовывается преемственность художественно-эстетического развития персонажей: «Алексей («В добрый час!») – Борис («Вечно живые») – Олег («В поисках радости») – Святослав («Неравный бой»)» представляют собой духовно сильных личностей, под влиянием которых происходит развитие других розовских героев. «Светлана («Её друзья») – Костя («Страница жизни») – Андрей («В добрый час!») – Белка («Вечно живые») – Геннадий («В поисках радости») – Лиза (Митя) («Неравный бой»)» представляют собой ищущих персонажей, которые под влиянием духовно-сильных людей находят в этой жизни точку опоры. «Марк («Вечно живые») – Фёдор («В поисках радости»)» представляют собой тех персонажей, которые когда-то обладали талантом, но страсть к личному обогащению истощила их творческие способности и лишила их талантов. «Вадька («В добрый час!») – Чернов («Вечно живые») – Роман Тимофеевич («Неравный бой») – Леночка (Леонид) («В поисках радости») – Егор («Гнездо глухаря»)» представляют собой тот тип людей, которые умеют устраиваться при любых обстоятельствах и в любой ситуации придерживаются своей выгоды.

Героями розовского театра являются подростки, в которых автор видит творческий потенциал и духовную силу, позволяющие им противостоять всему тому, что порабощает личность зрелого человека. Необременённые бытовыми проблемами, они трудно и непросто воспринимают окружающую действительность, пронизанную житейскими заботами о хлебе насущном. Попытка найти своё уникальное место в этом мире имеет для них принципиальное значение, так как тесно связана с чувством творческой реализации и нужности людям. Созидание для розовских героев является залогом истинного успеха, являющимся индикатором правильно выбранного жизненного пути.

Окружающие розовских мальчиков потребители, хоть и живут ярче и за личное обогащение борются энергичнее, не вызывают у окружающих сочувствия и симпатии, так как бессодержательность жизни и поверхностность суждений ограничивают сферу их интересов и лишают радости. А радость для Розова – главный компонент по-настоящему счастливой жизни. 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ай Хуэйжун. Рождение хора в пьесах А. Н. Арбузова 1930-Х годов [Электронный ресурс] – URL : https://cyberleninka.ru/article/v/rozhdenie-hora-v-piesah-a-n-arbuzova-1930-h-godov (дата обращения : 05.10.2018).

2.Аль, Д. Н. Основы драматургии : учеб.пособие. – 7–е изд., стер. - СПб. : Лань : Планета музыки, 2013. – 280 с.

3.Анастасьев, А.Н. Виктор Розов: Очерк творчества. М.: Советский пи-сатель, 1966. – 247 с.

4.Арбузов, А. Н. Избранное : в 2–х т. М : Искусство, 1981. Т. 1. – 728 с.

5.Арбузов, А. Н. Театр : пьесы. М. : Сов. писатель, 1961. – 691 с.

6.Бахтин, М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа). – URL : https://scibook.net/teoriya-literaturyi-istoriya/bahtin-epos-roman-metodologii-issledovaniya-17044.html (дата обращения : 06.10.2018).

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство. 1979. — 424 с.

8.Бондаренко, В. Радостный бунтарь. Драматургия Виктора Розова будет всегда актуальной // Свободная пресса 21 августа 2013 - https://svpressa.ru/blogs/article/72880/

9.Бугров, Б. С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60–70–е годы) : Пособие по спец-курсу для студентов филол. фак. гос. ун–тов. – М. : Изд–во МГУ, 1980. – 159 с.

10.Биобиблиографический словарь: в 3 томах. М. : ОЛМА-ПРЕСС Инвест. 2005. [Электронный ресурс]. – URL : http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10547 (дата обращения : 10.09.2018).

11.Биографии знаменитостей. Арбузов Алексей Николаевич. [Электронный ресурс]. – URL : http://biografiivsem.ru/arbuzov-aleksei-nikolaevich (дата обращения : 02.10.2018). 

12.Василина, И. А. Театр Арбузова. М., 1983. – 263 с.

13.Вишневская, И. Л. Алексей Арбузов : очерк творчества. М. : Сов. писатель, 1971. – 231 с.

14.Виталий Вульф «Мой серебряный шар». Алексей Арбузов [Элек-тронный ресурс]. – URL : http://shevkunenko.ru/krfilm/persons/online/sshar55_online.htm (дата обращения : 30.09.2018).

15.Гозенпуд, А. Н. Центральный детский театр 1936-1961. [Электронный ресурс].–URL: https://www.bilettorg.ru/recTheatre/39/id630/ (дата обраще-ния: 11.10.2018).

16.Громова, М. И. Русская современная драматургия : Учеб.пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля. – М. : Флинта : Наука, 1999. – 160 с.

17.Иркутская история. Иркипедия. [Электронный ресурс]. – URL : http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_istoriya_pesa_arbuzova_0 (дата обращения : 05.10.2018).

18.Кожемяко, В.С. Виктор Розов. Свидетель века. Алгоритм, Серия: Жизнь в искусстве2013 г. 304с.

19.Колесов, В. В. Путь – дорога / Древнерусская цивилизация. Наследие в слове. М. : ИРЦ. 2014. – С. 994 – 999.

20.Колесов, В. В. Хождение – исповедь / Древнерусский литературный язык: учебник и практикум. М. : Изд-во Юрайт. – 2016. – С. 78–88.

21.Колесов, В. В., Пименова, М. В. Языковые основы русской ментальности. Учебное пособие. М. : Наука. – 2016. – 136 с.

22.Колесов, В. В. Язык и ментальность.[Электронный ресурс]. – URL : http://russianlectures.ru/ru/course/7/ (дата обращения : 10.09.2018).

23.Кто есть кто в мире : [1500 имен : справочник ] / [Отв. ред. Е. В. Коровкина]. – М. : Слово : ОЛМА–ПРЕСС, 2003. – 1678 с.

24.Крымова, Н. А. Театр Арбузова // Арбузов А. Избранное : в 2х–т. М. : Искусство, 1981. Т. 1. С. 6–38.

25.Монисова, И. А. Шанс на счастье. Алексей Арбузов. Таня. Жестокие игры. Изд–во : Дет. Лит., 2011. – С. 5–25.

26.Острова. Виктор Розов [Электронный ресурс]. – URL : http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20882/episode_id/576989/video_id/576989/ (дата обращения : 10.10.2018).

27.Попов, В.С. Свет Розова. – М.: Луч, 2013. – 368 с.

28.Розов, В.С. В добрый час. Пьесы. Худ. Мессерер Б.А. М Советский писатель 1973г. 600 с

29.Розов, В.С. В добрый час! Гнездо глухаря: Пьесы. Детская литература, 2011 г. Серия: Школьная библиотека. 192с.

30.Розов, В.С. Мои шестидесятые: Пьесы и статьи. М., Искусство1969. 377 с.

31.Розов Виктор. Путешествие в разные стороны.: Автобиографическая проза. М.: Советский писатель. – 1987. – 496 с.

32.Розов, В.С. Удивление перед жизнью. Серия: Мой 20 век. М.: Ва-гриус. – 2000. – 496 с.

33.Рожанский. М.Я, Пятидесятые: три иркутские истории об идеале. [Электронный ресурс]. – URL : http://siberiancontext.tilda.ws/lenta/tri-istorii-ob-ideale (дата обращения : 10.09.2018).

34.Рудницкий, К. Л. Арбузов, Алексей Николаевич // Театральная эн-циклопедия / под ред. С. С. Мокульского. — М. : Сов. энциклопедия, 1961. — Т. 1.

35.Сливицкая, О В. Война и мир Л. Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. – Л. : Изд-во ЛГУ, – 1988. – 189 с 

36.Смолина, К. А. Сто великих театров мира. М. : Вече, 2001. – 479 с.

37.Советская драматургия, 1941-1980 Составитель и автор послесловия Ю. С. Рыбаков. Серия: Школьная библиотека. М.: Просвещение 1984. – 399 с.

38.Соловьева И. Н. Герои и темы Виктора Розова // И. Соловьева. Спектакль идет сегодня. М.: Искусство, 1966. – 184 с.

39.Соловьёва И. Н. Ветви и корни. — М.: Московский Художествен-ный театр, 1998. — С. 134.

40.Таршис Н. А. Актеры ефремовского «Современника» // Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб, 2002. — С. 13.

41.Театр имени Евг. Вахтангова. Альбом. Авторы–сост. И. Сергеева, М. Литвин. Автор текста Д. Годер. Фото Б. Головченко. М. : Русская книга. – 1996. – 287 с.

42.Томашевский, К. Заря безыменная // Театр. 1940. № 10. – С. 51-59.

43.Черепанова, О. А. Единство пространства, времени и духа (ещё раз о концепте пути в русской ментальности и языке) / Культурная память в древнем и новом слове. СПб. : Изд–во СПб. ун–та. 2005 – с. 170–175.

44.Эфрос А. В. Избранные произведения: В 4 т. — М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. — Т. 1. Репетиция — любовь моя. — С. 100. — 318 с.

45.Эфрос А. В.. Профессия: режиссер. Серия: Мой 20-й век. М. Изд-во Вагриус. 2000. — 576 с.

46.Ярхо, В. Н. Трагический театр Софокла. [Электронный ресурс]. – URL : http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_4.txt (дата обращения : 24.09.2018).

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 7212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!